РЕФЕРАТ
по дисциплине: теория и технология культурно-досуговой деятельности
Смоленск 2018г.
АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»
ФАКУЛЬТЕТ: КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра: социально-культурной деятельности, режиссуры театрализованных представлений и актерского искусства
РЕФЕРАТ
по дисциплине: теория и технология культурно-досуговой деятельности
Исполнитель: ЛЕВЧЕНКО ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА____, (подпись) обучающаяся группы 4-03 (№ группы) заочной формы обучения | |
Защищен с оценкой: ________ | Преподаватель: АСРИЕВА С. В. канд. пед. наук, доцент |
«___» ____________________ 20_____г.
Смоленск 2018г.
Содержание
Введение
1. Сущность технологии культурно-досуговой деятельности.
2. Психологические основы технологии культурно-досуговой деятельности.
3. Знание аудитории как социальный механизм функционирования технологии культурно-досуговой деятельности.
Заключение
Список литературы
Введение
Культурно-досуговая деятельность представляет собой целостную систему, основными структурными компонентами которой являются теория, организация, методика, материально-техническая база учреждений культуры, профессиональный состав специалистов и сотрудников, финансирование их деятельности. Эти компоненты тесно взаимосвязаны, плавно переходят друг в друга на основе закономерных связей в контексте их достаточности для рационального, целесообразного функционирования целостной системы.
|
Целостную систему культурно-досуговой деятельности необходимо рассматривать как процесс постоянного развития неразрывного единства теории, организации и методики создания условий для личности в предметной деятельности, смысловом и эмоциональном воздействии на посетителей в учреждениях культуры. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента.
Кроме того, следует учитывать, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые сами являются сложной системой. Это: сеть учреждений культуры разных типов: клубные учреждения, парки культуры и отдыха, музеи, библиотеки, центры досуга, культурные комплексы, молодежные кафе, ночные клубы и т. д.; органы управленческого руководства среднего и высшего звена; научные, высшие и средние учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры, кадры учреждений культуры.
Все перечисленные компоненты фактически трансформируются в подсистемы, входящих в систему культурно-досуговой деятельности.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность представляет собой социально-педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, ей принадлежит активная роль в формировании общественной практики наряду с экономикой, политикой и идеологией. Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, этапы.
|
Для того, чтобы реализовывалась культурно-досуговая деятельность на основе определённых форм методов работы (технологий), необходимы определённые социально-педагогические механизмы. Рассмотрим их подробнее.
Сущность технологии культурно-досуговой деятельности
Технология культурно-досуговой деятельности обеспечивает по своей линии "внутреннюю" жизнедеятельность учреждения культуры и в то же время является концентрирующим началом их внешних взаимосвязей с другими компонентами системы, в которую данные учреждения вписаны.
Разработка понятия "технология культурно-досуговой деятельности" вызвана нарастающей потребностью в обобщающей, логически четкой конструкции нового управленческого подхода, способного отразить принципы, формы, методы оптимального взаимодействия как внутренних, так и внешних процессов, присущих учреждениям культуры.
Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство идеальных и предметных компонентов: организационная подсистема (ее компоненты — штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т. д.); подсистема методической деятельности (состоит из следующих компонентов: сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т. д.); психологическая подсистема (формальная и неформальная структуры, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание и т. д.). Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. Как подсистема, часть более крупного целого (технология), учреждения культуры "вписана" в систему культурно-досуговой деятельности региона.
|
Термин "технология" заимствован из области технических дисциплин. И тем не менее его введение в терминологический аппарат культурно-досуговой деятельности представляется целесообразным, поскольку он отражает совокупность оснований профессиональной, информационной, социально-педагогической и инициативной систем. Эта совокупность систем зависит не только от целей, поставленных перед культурно-досуговой деятельностью, но и от состояния знаний, умений, способов достижения цели.
Как целостная система технология культурно-досуговой деятельности имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям общественного развития.
Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Результатом этого процесса является программа, ее содержание взаимоотношения между субъектом-объектом-объектом-субъектом, их личностный характер.
Итак, технология культурно-досуговой деятельности включает следующие основные этапы: анализ обстановки, формулировка цели, репетиции, проведение программы, анализ проведенной программы.