Знание аудитории как социальный механизм функционирования технологии культурно-досуговой деятельности




 

Аудитория не существует вне связи с источником информации. Как особая общность людей, она формируется вокруг этого ис­точника и находится с ним в специфических отношениях. Форми­рование аудитории — одна из важнейших задач специалиста учреждения культуры. Наличие ее уже можно рассматривать как известный успех, как эффект в технологическом процессе учреж­дения культуры.

Личность, испытывая определенную потребность в той или иной информации, проявляет интерес не только к ее содержанию, но и к источнику. Наличие общих интересов у разных людей слу­жит объективным условием формирования аудитории. Аудито­рия — это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с источни­ком информации в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяю­щие отличать ее от других общностей людей.

Существуют два типа интересов: социальные и аудиторные. Первые характеризуют личность как таковую, вне связи с конкретным источником информации. Однако, вступив в более или менее постоянную связь с источником информации, она становится ее потребителем и в этом своем качестве проявляется через аудиторные интересы. Последние предопределены социальными интересами, но, в свою очередь, оказывают влияние на них. Специалист учреждения культуры, не владеющий аудиторией, не выполнит основного своего назначения — повлиять на coзнание слушателей, зрителей.

Отношения аудитории с источником информации развиваются, меняются, приобретают различные формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для слушателей, зрителей ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.

Мнение аудитории и общественное мнение различаются по своему содержанию, по своей структуре. Мнение аудитории включает в себя и отношение к источнику информации, в то вре­мя как общественное мнение, сложившись, функционирует само­стоятельно, вне зависимости от путей его формирования.

Суть понятия "аудитория учреждения культуры" состоит в том, что оно означает не только какую-то социальную или соци­ально-психологическую общность людей, но и отношение к ис­точнику информации.

Аудитория, следовательно, не может рассматриваться ни как арифметическая сумма разобщенных индивидов, ни как прочный коллектив, скрепленный социальными связями. Она живет своей особой жизнью, и, чтобы управлять ею, нужно знать, какими качест­вами она характеризуется, каковы ее отличительные черты.

Как уже отмечалось, личность воспринимает информацию, осно­вываясь на своем прошлом опыте. Но при восприятии конкретного содержания участвует не весь опыт, не вся накопленная в течение жизни информация, а только та ее часть, которая имеет или может иметь отношение к данному содержанию. Так, на вечере-встрече с деятелями искусства аудитория мобилизует свои знания, образы, представления, связанные с этой областью культуры.

Знания аудитории не равноценны по своей значимости, глу­бине, уровню, универсальности и т. д. Значительная часть их представляет собой временные образования, которые быстро распадаются и забываются. Они могут быть охарактеризованы как сведения. Длительное и последовательное освещение каких-то тем, проблем, вопросов дает и более стабильные знания в виде устойчивых образов, понятий, идей вплоть до теоретических представлений. Аудитория, следовательно, обладает большей или меньшей суммой знаний, сведений, представлений, характери­зующих ее подготовленность.

Однако мало иметь подготовленную аудиторию. Чтобы сообще­ние было воспринято, оно должно представлять для аудитории оп­ределенную ценность, затрагивать ее интересы. Уже предваритель­ная осведомленность создает какие-то предрасположения (установки) к восприятию информации. Аудитория охотнее обсуж­дает вопросы, в которых чувствует себя достаточно компетентно и по которым личность может высказать свое суждение. Предраспо­ложенность характеризует эмоциональное отношение аудитории к поступающим по информационным каналам сообщениям.

Вместе с тем было бы ошибкой ставить предрасположения в прямую зависимость от осведомленности аудитории. В силу техили иных обстоятельств отдельные события приковывают к себе внимание, даже если общественность и не готова к их глубокому пониманию. Сообщение приобретает ценностное значение лишь в том случае, если оно как-то затрагивает интересы аудитории. Установлено, что личность сознательно или неосознанно ищет ту информацию, которая отвечает ее ценностным представлениям и, напротив, склонна избегать такой информации, которая идет вразрез с его интересами.

С подготовленностью и предрасположенностью связано еще одно свойство аудитории — ее активность. Она проявляется многообраз­но — в посещаемости слушателями лекций или регулярности чтения газет, прослушивании радио, просмотре телепередач; в интенсивно­сти восприятия содержания, в степени доверия к источнику инфор­мации и готовности следовать тем предписаниям, которые заложены в сообщении. Именно здесь важно выявить характер аудитории, обладающей активностью, которую важно соответствующим образом направлять. Активность определяется волевыми качествами аудитории, которая обладает известной самостоятельностью и от­дельными действиями, всем поведением как бы выражает свою волю.

Аудитория, таким образом, характеризуется тремя основными переменными: подготовленностью, предрасположенностью (установками), активностью. Ее прошлый опыт поддается анализу и изучению именно благодаря тому, что мы можем выявить присущие ей переменные. В технологическом процессе важно знать прежде всего эти свойства аудитории. Знание этого, однако, не дает полного представления о целом. Личность, воспринимая окружающую дейст­вительность, непрерывно пополняет и видоизменяет свои впечатле­ния, ее прошлый опыт находится в постоянном движении, эволю­ционирует. В каждый момент личность находится на определенной стадии развития, в определенных отношениях с окружением; она включает в себя как устойчивые, так и преходящие, мимолетные духовные образования. Все это выражается в том или ином состоянии сознания.

Состояние присуще не только индивидуальному, но и массо­вому сознанию. "...Нет ни одного исторического факта, — писал Г. В. Плеханов, — которому не предшествовало бы, которого не сопровождало бы и за которым не следовало бы известное со­стояние сознания"'. Состояние аудитории учреждений культуры характеризуется той или иной высотой барьера в восприятии ин­формации, установками, ценностными ориентациями, стереотипами. Аудитория может быть спокойной и возбужденной, заинтересован­ной и равнодушной, благожелательной и неприветливой, доверчи­вой и настороженной.

Важно отметить, что состояние аудитории всегда связано с ка­кой-то ситуацией. Нет состояния вообще — вне времени и места, вне связи с конкретным процессом. Нельзя, например, говорить о равно­душии читателей, слушателей, зрителей безотносительно к чему-либо. Равнодушные к одному, они проявляют живейший интерес к другому. Сегодня тема не пользуется популярностью, а завтра она может привлечь к себе всеобщее внимание.

Переменчивость состояний аудитории обязывает учитывать изменяющуюся обстановку и не полагаться полностью на про­шлое знание аудитории, каким бы полным оно не было. Состоя­ния аудитории предопределяется прежде всего всем строем соци­альной и духовной жизни людей — слушателей, зрителей, читателей. Было бы идеализмом считать, что силами одной толь­ко культурно-досуговой деятельности можно создать любые за­данные умонастроения и побуждения в обществе. Но нельзя сбра­сывать со счетов и то обстоятельство, что при общении с аудиторией возникает свой психологический микроклимат, кото­рый и отражается в ее состояниях.

В связи с многообразием наблюдаемых состояний аудитории встает вопрос о возможной их классификации по типам. Основа­нием для этого, очевидно, должны служить названные характери­стики аудитории, среди которых различаются:

—степень готовности, т. с. подготовленные или неподготов­ленные, слабо подготовленные слушатели, которая оценивается уровнем их знаний, степенью сознательности;

—уровень заинтересованности, который связан прежде всего с характером предрасположений аудитории, при этом учитывает­ся как интерес к содержанию информации, так и отношение к ее носителю и способам ее организации;

—характер активности (отражающая внимание—рассеянная, активная - пассивная, спокойная — возбужденная аудитория и т. д.).

Умение специалистов учреждений культуры не только учиты­вать состояние аудитории, но и формировать его путем целена­правленного воздействия имеет решающее значение в технологии культурно-досуговой деятельности. Это воздействие позволяет достичь столь впечатляющей силы, что слушатели, зрители реа­гируют всем своим существом. Сюда относятся сообщения о зна­чительных социальных событиях, вносящих коренные перемены в судьбе людей, общества, страны. В обычных же условиях для ау­дитории типичны более спокойные состояния, не затрагивающие психологических глубин человека. Система технологии культурно-досуговой деятельности воздействует, как правило, не столько силой отдельных сообщений, сколько массовостью информации, не импульсами, а потоком. Но именно многократно, систематически и разнообразно проводимые воздействия субъекта на объ­ектпускают прочные, глубокие корни, проникающие к основам сознания.

Информации всегда и во всем свойственна проникающая направленность вширь и вглубь: она стремится охватить как можно более широкую аудиторию и как можно полнее овладеть мыслями, чувствами, волей людей. Такова природа самих идей.

При таком разделении необходимо учитывать, что технология культурно-досуговой деятельности взаимодействует с массовымсознанием, т. е. широко распространенным среди тех или иных слоев населения, и, с групповым, т. е. присущим небольшим группам, коллективам людей. Здесь встают вопросы конкретностиинформации, степени ее доступности, популярности, учетаспецифики аудитории. Следует заметить, что воздействие на большие аудитории в культурно-досуговой деятельности часто производится через малые, влияние на массовое сознаниеосуществляется через вторжение в групповое и индивидуальное сознание.

Различные аудитории требуют не просто разного к себе подхода и выбора тактических приемов общения. Характер аудитории соотносится с содержательной структурой культурно-досуговой деятельности, направлением ее воздействия. Поэтомуво всех случаях целесообразно говорить о специализированных аудиториях, ибо они разные и существуют самостоятельно.

Прежде всего важно различать "большие" и "малые" аудитории. Наличие малых аудиторий объясняется в конечном счётенеоднородностью структуры общества. Включаясь на основе общих интересов в систему какой-либо аудитории, личность остается носителем тех отношений, которые определяют егопринадлежность к тем или иным специальным, социально - демографическим и профессиональным группам, существенно влияющим на ее поведение как слушателя, зрителя.

Во всех случаях сообщение или выступление помимо содержа­тельной ценности должно иметь коммуникативную ценность, что означает быть нужным, полезным аудитории, доступным ей, по­нятным, ярким, убедительным, запоминающимся, даже занимательным. Поэтому специалисту учреждения культуры при подготовке и проведении культурно-досуговых программ необходимо избегать однообразных методов искать интересные, увлекающие приемы, способствующие оптимальному восприятию происходящего ау­диторией. В формах культурно-досуговой деятельности со ста­бильной аудиторией, таких, как устные журналы, народные уни­верситеты, школы культуры, внимание более устойчиво, развивается интерес, поднимается активность участников. Но и здесь могут выявиться нежелательные моменты, связанные с из­лишней отвлекающей специализацией в кружке, любительском объединении, клубе по интересам.

В технологии культурно-досуговой деятельности выделяются два основных вида восприятия: во-первых, явлений и процессов действительности (чувственное восприятие) и, во-вторых, знако­вых предметов и систем различной степени сложности (восприятие произведений искусства, речи — письменной или устной). В последнем отражаются объективированные результа­ты отражения действительности, т. е. отражение идеальных моде­лей. Эти два вида восприятия, являясь едиными как чувственное и рациональное, обладают и сходством.

Познание закономерностей восприятия личностью важно для научной организации технологического процесса, для активного целенаправленного формирования эстетических интересов и по­требностей личности. Знание специалистами учреждений культу­ры психологических закономерностей восприятия и творчества позволит им распространить навыки собственного восприятия мира на все виды и формы деятельности, в которые он включен.

Исследование закономерностей восприятия аудиторией учре­ждения культуры имеет непосредственный практический выход и в технологический процесс создания духовных ценностей. Выяс­нить механизм действия этихзакономерностей — значит понять смысл определенных форм самореализации специалистов и посе­тителей учреждении культуры, ибо психологические закономер­ности восприятия играют важную роль в понимании особенно­стей становления сознания творческой личности. Именно психологические закономерности, отражающие потребность к восприятию, лежат в основе всех технологических операций, ак­тивно влияют на процессы формирования художественных вкусов людей, обогащения культурно-досуговой деятельности. Следова­тельно, закономерности восприятия культурно-досуговой дея­тельности обеспечивают многогранность творческих возможно­стей технологического процесса.

С точки зрения технологе актуально в планируемых для аудито­рии программах наряду со специальными программами включать общекультурные. Анализируя процессы восприятия А. В. Запорожец писал: "Развитие предметного содержим переход от простых, элементарных образов, основанных на единичных признаках (свойствах) объектов, к сложным образам, построенным в результате установления внутренних связей и отношения между соответствующими свойствами объекта, а затем переходит к синтезированию целостных образов. С помощью действий субъект ориентируется в окружающей действительности, отражает именно те ее свойства, которые необходимы для жизнедеятельности в ней, для решения задач, стоящих перед ним. Поэтому процессы восприятия нельзя рассматривать вне реальной жизни субъекта, вне анализа осуществляемых задач".

Для такого анализа все формы культурно-досуговой деятельности подразде­ляются на группы в зависимости от их содержательной направ­ленности и типологии аудитории. Деление это условно, так как процесс восприятия связан неразрывно с процессом общения, построенным на произвольном и непроизвольном внимании.

Осмысление полученной информации, выделение главных мыслей, сопоставление полученной и собственной ин­формации переходит в понимание прогнозирования последствий встречи, а также ближайших и дальних целей. Творческие гипо­тезы и идеи разыгрываются в теории на моделях. Внедрение их без просчетов как ближних, так и дальних результатов крайне рискованно. Эффективное слушание и понимание партнера включает нечто такое, что впрямую не входит в восприятие речи: это выявление потребностей, интересов, вкусов, мотивов деятель­ности партнера или конкурента, колебаний во внешнем поведе­нии партнера, его настроении. По небольшому числу фактов в поведении другого человека партнер улавливает дальнейший ход развития отношений, осуществляет поиск вариантов совместной деятельности, перспектив ее развития. Уточним: для восприятия знакомого слова человеку необходима одна секунда, а для вос­приятия неизвестного слова — три—пять секунд, понимание во­проса требует не менее четырнадцати—пятнадцати секунд. В то же время привычка к "присутствию", а не участию во встречах, собраниях, беседах не может быть быстро искоренена. "Присутствие" не только не предусматривает активных действий, осмысленного диалога, но представляет собой имитацию слуша­ния. Причиной того, что собеседник перестает или не начинает слушать партнера, может быть и отсутствие интереса к обсуж­даемой теме.

Д. Карнеги отмечает, что люди являются плохими собеседни­ками тогда, когда партнер говорить о вещах, интересующих только его. Причиной невнимания может быть яркая внешность собеседника, альтернативная информация, т. е. высказывание взглядов, противоречащих собственным, а также устаревшая и недостаточно глубокая информация. Иногда партнер, имитируя внимание, занимается обдумыванием своих собственных про­блем. Предубеждение и раздражение по отношению к говорящему могут быть вызваны повышенным вниманием к его недостаткам: дефекту речи, внешности, одежде, косметике и т. п. Отрицательные эмоции, возникшие в процессе общения, вызывают неприятие ин­формации, поспешную ее оценку, а следовательно, нежелание слу­шать. Деловой партнер должен чабыть личные предубеждения, не спешить с оценкой и "вынесением приговора" партнеру, разграничи­вать факпл и эмоциональную из интерпретацию, быть достаточно терпеливым слушателем, иметь снисхождение к недостаткам и манере разговора собеседника. Поспешные суждения и непоколе­бимость того, кого пытаются убедить в перспективности сотруд­ничества и деловых контактов, свидетельствуют об отсутствии гибкости, поскольку может поступить информация, меняющая точку зрения и позицию делового партнера.

Современному деловому человеку необходимо овладеть биз­нес-этикетом как совокупностью правил поведения, регулирую­щих внешние проявления человеческих взаимоотношений в сфере деловой практики. Этикет создает возможность взаимопонима­ния, делает понятным поведение человека, позволяет успешно воздействовать на него. Он является фактором, унифицирующим поступки индивидов и поведение групп, позволяет предвидеть поведение людей, "прочесть" и понять их поведение. Этикет включает требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала.

Действующие и поныне за рубежом правила поведения зачас­тую отличают привилегированные слон высшего свет — аристократии, промышленных магнатов. За рубежом печатается множество руководств, авторы которых обучают поведению в светском обществе. Одновременно происходит процесс освобож­дения этикета, принятого в современных западных странах, от строго ритуализированных форм. Однако же если встреча носит сугубо деловой характер, то тонкости обращения могут и не со­блюдаться столь строго. Вместе с тем несоблюдение правил учти­вости, незнание этикетных норм резко роняют престиж делового человека. Существуют четко классифицированные правила об­хождения с представителями делового мира, формы обращения и приветствия, представления и знакомства, поведения в офисе и других общественных местах. Человеку приходится встречать новых для себя людей в разнообразных деловых ситуациях.

Важнейшим условием культурно-досуговой деятельности яв­ляется умение добиться от аудитории интенсивности восприятия. Воспринимая окружающую действительность, человек непрерывно пополняет и корректирует свои впечатления. А сама аудитория ха­рактеризуется четырьмя основными составляющими: подготовлен­ностью, предрасположенностью (установками), активностью, опти­мальностью восприятия.

 

Заключение

 

Для оптимизации технологического процесса в учреждениях культуры, прежде всего, должно быть подвергнуто анализу, учиты­вающему психологию посетителей, содержание политической, худо­жественной и научной информации, которая будет сообщена. Прав А. Ковалев, считая, что "при этом надо точно, в зависимости от уровня общей культуры, социальной подготовленности и возрас­та аудитории, определить необходимое в каждом конкретном случае количество и качество информации, формы, в которых она будет преподнесена, ибо от этого зависят полнота и эффек­тивность се восприятия".

Значит, социально-психологические механизмы функционирования технологии культурно-досуговой деятельности можно рассматривать как единый перцептивно-коммуникативный процесс, составляю­щий основу технологии культурно-досуговой деятельности.

 

 


Список литературы

1. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: Учеб. пособие / Л.С. Жаркова. – М., 2000.

2. Каменец, А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях / А.В. Каменец. – М., 1998.

3. Киселева, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М., 1995.

4. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

5. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК, 1998.

6. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие / Под науч. ред. профессора Е.И. Григорьевой. 2-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Першина, 2004. – 510 с.

7. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы. Сб. статей / Под науч. ред. Т.Г. Киселёвой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалёва. – М.: МГИК, 2000.

8. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа / Под ред. Н.П.Гончаровой.- Тверь, 2003.- 156 с.

9. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. пособие / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУК, 1991.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: