Социально-психологическими основами технологии культурно-досуговой деятельности являются закономерности восприятия личностью культурно-досуговых программ через внимание, память, мышление и т. п. Однако следует учитывать, что восприятие действительности опосредованно прошлым социальным опытом, чувствами, интересами. В технологии культурно-досуговой деятельности главное - единство сознания и деятельности, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Не случайно С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что: "деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения".
В изучении закономерностей восприятия, памяти и мышления психологические исследования сосредоточиваются на изучении преобразования внешних действий во внутренние, идеальные.
В психологии различаются восприятие с преобладанием познавательной направленности и восприятие с преобладанием эмоционально-оценочного отношения к действительности. Соотношение познавательной и эмоционально-оценочной направленности восприятия может быть многовариантным. Так, преобладание эмоционально-оценочных моментов в технологии культурно-досуговой деятельности вызывается прежде всего ситуациями, связанными с преодолением заблуждений, ошибочных взглядов и оценок, с доказательством преимуществ одних духовных ценностей перед другими. Эмоционально-оценочные моменты в деятельности специалистов учреждений культуры могут проявляться в форме подачи материала, анализа фактов, выводах и теоретических обобщениях.
|
При восприятии культурно-досуговой программы с преобладанием познавательной направленности внимание аудитории сосредоточивается на анализе рассматриваемой проблемы, раскрытии закономерностей социальных процессов, при этом, конечно, учитывается уровень подачи материала. В данной ситуации доминирующим становится воздействие на разум, а воздействие на чувства должно сопровождаться сохранением или усилением внимания, выработкой устойчивого, неослабевающего интереса. Информация, затрагивающая коренные и ближайшие интересы аудитории, социальной группы, вызывает различные переживания, психологические состояния и, по мнению П. М. Якобсона, "составляют для человека важнейший, непосредственно испытываемый показатель жизненного процесса... Отсюда великая потребность во впечатлениях, готовность к их восприятию... Человек реагирует эмоционально отнюдь не на все воздействия, которым подвергается... Отсюда избирательность эмоциональных откликов на воспитательное воздействие и различный уровень интенсивности этих откликов". Психологическая "негативность" к восприятию аудиторией учреждений культуры, а, следовательно, и усвоению определенной информации может иметь в своей основе многие факторы, не зависящие от деятельности специалистов учреждения культуры и аудитории. Восприятие информации осуществляется через взаимодействие потребностей мотивов, мысли, чувств, настроений, интересов, т. е. через всю структуру личности. Поэтому интерес к содержанию культурно-досуговой программы реализуется через направленность мысли и чувств, в стремлениях познать глубже суть, осмыслить происходящие события, дать им оценку, выработать к ним устойчивое отношение и мотивировать свое поведение.
|
Воздействие субъекта на объект, на его восприятие одновременно захватывает область чувств и разума, а степень воздействия на эмоциональную или рациональную сферу сознания во многом определяется конкретной ситуацией, соотношением объективных и субъективных факторов.
Уровни восприятия информации зависят прежде всего от представлений и реализуются в различных их фазах. Психологи указывают на несколько особенностей формирования представлений на основе словесного описания и восприятия информационного факта. Каждая фаза характеризуется особенностями взаимодействия представлений с восприятиями и мышлением.
В представлениях перерабатываются данные восприятия; последнее связано с памятью, вызывается ассоциациями и означает некоторое обобщение. Выделяются три фазы формирования представлений. Представления первой фазы характеризуются недостаточной расчлененностью и схематичностью отражения целостной ситуации и ее элементов. С точки зрения восприятия культурно-досуговой программы их можно характеризовать как такое психическое состояние, когда имеющиеся знания или возможности восприятия не позволяют понимать содержание информации в полном объеме, а "схватывается" лишь часть ее, без достаточного понимания сущности, взаимосвязей информации и т. п. Представления второй фазы могут быть адекватными и конкретными по отдельным признакам и неадекватными, схематическими для целостной ситуации и ее элементов по другим признакам. Представления третьей фазы отличаются осмысленностью, адекватностью и конкретностью отражения целостной ситуации и ее элементов. На нага взгляд, права X. М. Гафурова в том, что "взаимоотношение восприятия, представления и мышления имеет место на каждой фазе, причем различное, и зависит от уровня осмысления характерных признаков сложного объекта и его конкретных элементов". В технологии культурно-досуговой деятельности мышление как процесс обусловлен мыслительными способностями субъекта и объекта, изменение этого последнего в свою очередь необходимо обусловливает новый ход мышления.
|
Внутренние закономерности процесса мышления проявляются в мыслительных действиях объекта через анализ, синтез, обобщение, понимание, усвоение, запоминание и т. д. Внутренние закономерности мышления объекта помогают преобразованию чувственных данных. Использование человеком получаемых извне знаний принимает различные формы, выступая либо как анализ чувственных образов и их синтез, либо как мыслительный анализ и синтез словесных "образцов", понятий, образов.
Освоение мира в образах — это только одна из форм человеческого познания, а книжная культура не исключает элемента (причем значительного) образности. Для выявления его нужны определенный интеллектуальный уровень, полет фантазии, способность чувствовать красоту литературного языка, т. е. довольно глубокое духовное развитие личности. А этот уровень, как известно, в первую очередь определяется социально-экономическими и социально-политическими условиями, существующими в конкретном обществе.
В ходе смыслового и интеллектуального воздействия аудитория воспринимает идеи в виде образов и понятий, осуществляет их мыслительную переработку. Интересы к информации можно рассматривать в зависимости от обусловленности интересов личности или аудитории системой общественных отношений и видами деятельности: от объекта — интерес к знаниям, информации, от субъекта (носителя) — индивидуальный, групповые интересы и т. д.
Диалектика развития интересов в технологии культурно-досуговой деятельности есть движение от любознательности к интересу, от неустойчивого интереса к устойчивому, превратившемуся в потребность. Устойчивый интерес к знаниям усиливает направленность внимания и восприятие аудитории, стремление к самостоятельной работе, развивает потребность в систематическом обращении к источникам информации. Задача специалист учреждения культуры по отношению к аудитории с недостаточно развитыми познавательными интересами состоит в том, чтобы внесением новых знаний заинтересовать ее, развить к ним устойчивый интерес, превратив его в потребность.
Действительность убедительно показывает, что интерес к политическим событиям и явлениям у подавляющей части населения страны носит устойчивый характер. В организованных аудиториях создаются реальные возможности для получения необходимых знаний самостоятельно анализировать происходящие события, делать правильные выводы.
Психологические трудности, возникающие у человека в процессе восприятия и усвоения информации, получили название психологического барьера. Он возникает в силу воздействия на личность объективных факторов и психического состояния самой
личности. К объективным факторам относится содержание информации, которое не воспринимается личностью или аудиторией, а к субъективным — психологическая невосприимчивость, обусловленная социальными установками, недостаточным уровнем знаний и опыта. Эти факторы и определяют высоту психологического барьера.
В культурно-досуговой деятельности (включая и домашнюю) существует до 450 различных форм — программ и видов предметной деятельности, где процесс восприятия и процесс общения сливаются воедино. Здесь отношения субъекта и объекта мы называем перцептивно-коммуникативный процессом.
А. А. Бодалев, пишет: "...занимаясь различными видами деятельности, человек, отвечая на требования каждого из них, обнаруживает то одни, то другие из присущих ему особенностей. Взаимодействующие люди по отношению друг к другу выступают в разных ролях (рабочий, начальник, партнер по команде, артист, лектор, слушатель и пр.). В связи со всем этим не остается постоянным значение сигнализирующих их чувственных качеств для воспринимающего. На первый план в восприятии выступают те качества в облике, экспрессии и действиях воспринимаемого, которые в данных условиях приобретают особое значение. Так происходит потому, что на это качество распространяется вторичное возбуждение от актуализации состояний и свойств, ими сигнализируемых. Восприятие чувственных признаков, которые сигнализируют о других особенностях, присущих воспринимаемому человеку, благодаря отрицательной индукции тормозятся". Технология культурно-досуговой деятельности строится с учетом различных психологических ситуаций для того, чтобы эффективно воздействовать на восприятие, понимание и усвоение сообщаемых знаний, которые и выстраиваются в единый коммуникативный процесс. Соответствие распространяемых идей интересам аудитории еще не означает их полного совпадения. Нельзя не видеть того, что возникают "ножницы" между внедряемыми взглядами и фактическим сознанием части людей. Для того и существует информация, чтобы привносить идеи, влиять на это сознание. Правильный технологический процесс позволяет воздействовать на аудиторию так, чтобы адресованное ей сообщение стало фактом сознания и учитывает, что имеются в виду конкретные личности с уже сложившейся системой взглядов, чувств, побуждений. Само восприятие личностью сообщения через лекцию, беседу или устный журнал, тематический вечер, праздник, обряд или ритуал — можно представить как взаимодействие поступающей извне информации с информацией, накопленной ею ранее. При этом "все прошлое вовсе не уничтожается новыми впечатлениями, а новые раздражения складываются, суммируются с прошлым» образуя настоящее". Когда специалист учреждения культуры выходит на актуальную связь с аудиторией, эмпирически состав слушателей, зрителей обнаруживается сравнительно просто — достаточно установить число присутствующих в зале. Однако такое знание дает ему слишком мало. Важно знать их возраст и профессии, образовательный уровень. Но и эти сведения еще не дадут полного представления об аудитории.