Рост сети общеобразовательных школ (без вечерних и специальных) в 1941–1945 гг.




Годы Всего школ в том числе
Начальные Неполные средние
1941–1942        
1945–1946        
Итого +180 +183   -3

 

Для предотвращения отсева учащихся из школ при 166 семилетних и средних школах были образованы интернаты. В большинстве школ было организовано горячее питание учащихся. В 1944 г. горячее питание было организованно в 972 школах. Принимались меры по снабжению учащихся одеждой и обувью. При школьных районных и городских советах были созданы комиссии по организации материальной помощи учащихся.[19] Все это принесло положительные результаты. Если показатели всеобуча по 1–4-м классам в 1942-1943 г. составили 89 %, то в 1943-1944 учебном году – 96 %, а на 1 января 1945 г. – 98,2 %. Важное значение имело решение Советского правительства об открытии с 1943 г. школ рабочей, а с осени 1944 г. школ сельской молодежи. Первые 10 школ рабочей молодежи в Удмуртии появились осенью 1943 г., в них обучалось 1256 чел., а осенью 1944 г. были организованны вечерние школы сельской молодежи. В 1945 г. в республике уже насчитывалось 18 вечерних школ с контингентом 2881 человек. [20] Создание вечерних школ решало социальную проблему – продолжение образования подростков, прервавших обучение в условиях военного времени, стоявших за заводскими станками, работавших в колхозах и совхозах. Новые задачи перед школой встали в области учебно-воспитательной работы. Особое внимание уделялось военно-физкультурной подготовке. Количество часов по этим предметам в 8-х классах увеличилось с 1 до 3, в 9-х классах – с 2 до 4-х, 10-х классах – с 2 до 5 часов в неделю. После принятия решения Государственного Комитета Обороны о всеобщем воинскому обучении с ноября 1941 г. был изменен порядок и объем военной подготовки для юношей с 16 лет, введено преподавание военного дела по 110-часовой программе всеобуча, а остальных учащихся 8–10-х классов предложили обучать по программе допризывной подготовки [21]. Многие учащиеся уже имели значки БГТО и Ворошиловский стрелок. Патриотическая направленная всей учебно-воспитательной работы школы была усилена. Преподавание всех учебных дисциплин увязывались с происходящими в стране и мире событиями. Письменные работы по русскому языку и литературе раскрывали героическую борьбу советского народа против фашизма. При изучении истории особое внимание уделялось подвигам русского народа в борьбе с поработителями. На уроках химии учащиеся знакомились с действиями отравляющих веществ и способами защиты от них. На уроках физики – с приборами, которые используются в военных действиях. Главный смысл каждого урока заключался в практическом применении приобретаемых знаний, подготовке учащихся к трудовой деятельности и обороне страны. Несмотря на огромные трудности, качество обучения было не ниже, чем в довоенные годы, и непрерывно повышалось. Военные дети быстро взрослели и ответственно относились как к учебе, так и к труду. Если успеваемость в довоенном 1940-1941 г. была на уровне 79,9 %, в 1941-1942 г. – 84,5 %, то в 1942-1943 г. – 87,5 %.[22]. Результаты проведенных в средних школах в 1945 г. выпускных экзаменов показали хороший уровень подготовки: из 699 десятиклассников аттестат зрелости получили 609, причем более 60 % сдали экзамены на «5» и «4», 60 человек получили золотые, 15 – серебряные медали.[23] Учебный процесс тесно сочетался с трудовой деятельностью на промышленном и сельскохозяйственном производстве. Дети заменили ушедших на фронт. Учебный год был сокращен. Официально он завершался в июне и новый начинался с 1 октября. Но по просьбе местных промышленных и сельскохозяйственных предприятий их продолжительность нередко увеличивалась. В селе, например, весенне-летняя работа начиналась в мае и завершалась к ноябрьским праздникам. Организация детского труда легла на плечи учителей. Кроме того, они вели пропагандистскую и агитаторскую работу среди населения, возглавляли учащихся на сбор металлолома, удобрений, лекарственных трав, тимуровской помощи семьям красноармейцев. Труд учителя Удмуртии был по достоинству оценен. 50 учителей были награждены орденами и медалями, 15-ти присвоено звание «Заслуженный учитель Удмуртской АССР», 41 учитель награжден почетными грамотами Президиума Верховного совета УАССР. Сотни учителей республики мужественно сражались на фронте с врагом. Шести из них – Макарову Зосиму Исаковичу, Ульяненко Нине Захаровне, Барамзиной Татьяне Николаевне, Евдокимову Григорию Петровичу, Торопову Артемию Демидовичу, Пряженникову Александру Павловичу – было присвоено звание Героев Советского Союза. Фронт и тыл, их единственность и взаимосвязь явились залогом Великой Победы. (Приложение 5)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: