Учитель – ключевая фигура в жизни города и школы в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.




Учителя - сарапульцы в период Отечественной войны показали яркие примеры высокого понимания своего гражданского долга. Они глубоко осознавали серьезность поставленных перед ними задач, отдавая все свои силы делу воспитания и обучения детей. Учителя рассматривали свой педагогический труд как часть всенародной борьбы против немецко-фашистких захватчиков. «Никаких скидок на военную обстановку!» - таков был лозунг учителя во время войны. Не ограничивая свою деятельность стенами школы, учителя откликались на любое событие общественной жизни. В Сарапуле не было практически ни одного политического или хозяйственного мероприятия, в проведении которого не принимали бы участие учителя. На плечи учителя с первых же дней войны легла ответственность не только за обучение и воспитание детей, но и за сохранения их жизни и здоровья. По архивным данным, в Сарапуле производственные пайки учителям, как служащим, выдавались невысокие. Например, норма пайки хлеба в сутки для сталевара составляла 1 кг, а для учителя – 400-500 гр. Другие продукты тоже нормировались, но из-за их отсутствия карточки на жир, сахар вообще не отоваривались. Собирали ягоды, грибы. Весной 1942 года педагогические коллективы школ города получили землю под огороды. Учителя привлекались к заготовке дров не только для школ, но и для нужд эвакуированных заводов. В Сарапуле все педагоги принимали участие в оказании помощи семьям воинов Советской Армии, на их плечи легла работа с населением по программе ПВХО. Когда в стране было введено всеобщее военное обучение, учителя - сарапульцы активно откликнулись на это. Они организовывали военные уголки, читали лекции, возглавляли противовоздушные и противопожарные команды. Во всех школах города в годы войны проводилась огромная воспитательная работа – линейки, митинги, на которых обсуждались вопросы и школьные, и военно-политические, слушали сообщения информбюро. (Приложение 4) Отдел народного образования города Сарапула уделял большое внимание организованному проведению каникул. Зимой – новогодние ёлки, походы на лыжах, экскурсии на природу, чтение книг и журналов; летом – школьные и загородные пионерские лагеря. Во всех школах велась кружковая работа. (Приложение 2) Таким образом, фронт и тыл, их единственность и взаимосвязь явились залогом Великой Победы. В эту победу весомый вклад внесли школа, система обучения и воспитания, учительство.

 

Выводы по Главе 1

В данной главе:

1. Освещена деятельность школ г. Сарапула в годы войны. По данным городского архива на протяжении всего периода войны на территории г. Сарапула работало 18 начальных и средних школ. В условиях военного времени все школы были готовы к новому учебному году.

2. Представлена статистика образовательной деятельности в военные годы по УР и вклад учителей - сарапульцев в победу над фашизмом:

- в Сарапуле не было практически ни одного политического или хозяйственного мероприятия, в проведении которого не принимали бы участие учителя; - на плечи учителей легла работа с населением по программе ПВХО; - участвовали в оказании помощи семьям воинов Советской Армии; - во всех школах города в годы войны проводилась огромная воспитательная работа – линейки, митинги, на которых обсуждались вопросы и школьные, и военно-политические, слушали сообщения информбюро; - была развернута огромная систематическая работа по организации всеобуча.

На плечи учителя с первых же дней войны легла ответственность не только за обучение и воспитание детей, но и за сохранения их жизни и здоровья. «Советский учитель, - писала «Правда» от 16 декабря 1944г., - делит с командиром Красной Армии честь и славу победы в Отечественной войне».

Глава 2. Помни их имена…

2.1 Анкетирование «Мой город в годы войны» Заинтересовавшись этой темой, прежде всего, я провела анкетирование среди ребят на тему «Мой город в годы войны». Результаты эксперимента показали, что многие знают о войне, но хотели бы узнать больше. (Приложение 12)

 

Рис. 1 Результаты анкетирования

 

Нами было опрошено 26 респондентов. По результатам анкетирования 12 респондентов не интересовались историей своей родословной и историей города в период ВОВ, 10 опрошенных имеют смутное представление о ВОВ, 4 опрошенных имеют четкое представление о событиях и истории своего города в период ВОВ.

Мною было предложено посетить школьный музей на предмет ознакомления со стендом, на котором представлены наши земляки, прошедшие фронт, прочитать дополнительную литературу о войне, опросить родных и близких на тему войны и её роли в их семьях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: