Заслуженные учителя г. Сарапула в годы ВОВ




В своем исследовании мы хотим рассказать о Заслуженных учителях города Сарапула, наших земляках, скромных и незаметных тружениках, которые в годы Великой Отечественной войны оказались на переднем краю борьбы против фашистских захватчиков. Кто-то из них с оружием в руках встал в ряды Красной Армии, кто-то продолжил борьбу в тылу, целиком отдаваясь делу воспитания молодого поколения - будущего нашей страны. Смирнова Милитина Александровна – выдающийся учитель и директор школы №4 с 1936 года. Муж Николай Иванович преподавал математику в средней школе №1, а после окончания войны – в средней школе №15. Жила семья Смирновых прямо в школе на ул. Первомайской №25. 34 года руководила Милитина Александровна школой, а общий педагогический стаж составил 44 года. За добросовестный, благородный труд Смирнова М.А. удостоена звания «Заслуженный учитель школы УАССР», Награждена орденами «Трудового Красного знамени», «Знак почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.» и другими. Гуляева Валентина Александровна - директор начальной школы №6 с 1936 года, где она и проработала до 1955 года. За плодотворный труд Смирнова М.А. награждена орденом «Знак почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.», она является «Заслуженным учителем школы УАССР». Останин Петр Николаевич – 45 лет своей жизни отдал школе №13. Прежде, чем стать учителем, он прошел суровую школу мужества в годы Великой Отечественной войны, воевал артиллеристом, разведчиком на Курской дуге, закончил войну в Чехословакии. В 1946 году – демобилизовался и потупил в Ижевский пединститут. В 1950 году приехал в Сарапул, работал учителем английского языка в школе №13, одновременно руководил первичной организацией ДОСААФ. Награжден орденами «Трудового Красного знамени», «Знак почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.» и другими. Ларченко Василий Игнатьевич – человек с богатой и сложной судьбой, участник Первой мировой войны в рядах конной дивизии. Был взят в плен и отправлен в Германию, где провел 1 год. Там же он окончил Берлинский университет вольнослушателем (т.к. был пленным), получил свидетельство о высшем образовании. В 20-х годах вернулся в Россию, женился. В 1932 году переезжает в г. Сарапул и устраивается учителем биологии в среднюю школу №1 им. 1-го Мая (МБОУ №СОШ «15»). Самый младший сын, Ларченко Гелий Васильевич, выбирает профессию отца – он педагог по призванию. Королева Римма Михайловна – окончила Сарапульское педучилище в 1941 году, работала учителем, а в 1945 году – старшей пионерской вожатой в средней школе №15. Впоследствии работала учителем истории в вечерней школе, директором школы №14, затем школы №1, оттуда и ушла на пенсию. Королева Р.М. – отличник народного образования, награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.», «3а доблестный труд. В ознаменование 100 лет со дня рождения В.И.Ленина», «Ветеран труда». Кустова Валентина Ивановна - 45 лет трудилась в школе №15. Окончила Сарапульское педучилище в 1944 году и сразу пришла работать в родную школу учителем начальных классов. Кустова В.И. является «Заслуженным учителем школы УАССР». Емельянов Михаил Александрович – боевой офицер Красной Армии. После демобилизации в 1946 году пришел работать в среднюю школу № 15 учителем физкультуры. Воспитывал у девочек любовь ко всем видам спорта. Кононина Фаина Петровна – выпускница Сарапульского педучилища в 1941 году. В 1943 году работает в Мазунинской средней школе Сарапульского района, в то же время заочно окончила Ижевский пединститут. С 1945 года – учитель географии в средней школе №17, откуда и ушла на пенсию. Ее труд отмечен медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.», «3а доблестный труд. В ознаменование 100 лет со дня рождения В.И.Ленина». Чумакова Раиса Федоровна – в 1943 году провела свой первый урок в далеком Казахстане. После войны судьба привела ее в г. Сарапул. Здесь она работала учителем в средней школе №13, была завучем и директором школы №18, а в 1961 году переведена в среднюю школу №22 и руководила ею в течение 10 лет. требовательная к себе и к людям, она всегда была наставником для учителей и учащихся. Раисе Федоровне присвоено звание «Отличник народного просвещения», ее портрет украшал городскую Доску почета. Андреев Михаил Григорьевич – он пришел работать в среднюю школу №24 с выходом на пенсию, но судьба его интересна. После окончания Казанского университета в 1942 году был призван на фронт. Воевал связистом в Крыму, Молдавии, Румынии, Болгарии. В 1946 году после демобилизации приехал в г. Сарапул и был направлен работать учителем географии в вечернюю школу №2. С 1951 года он назначен директором школы, где и проработал 30 лет. С выходом на пенсию он пришел работать в среднюю школу №24 учителем географии, и здесь отдавал детям душевную щедрость и обширные знания. Андреев М.Г. отмечен званием «Отличник народного просвещения», награжден медалью «3а доблестный труд. В ознаменование 100 лет со дня рождения В.И.Ленина». Трефилова Ольга Васильевна – в 1941 году окончила семилетку, работала в одном из госпиталей Сарапула. После войны поступила Сарапульский учительский институт и поступила работать в школу рабочей молодежи №4 (ШРМ №4) преподавателем математики и физики, где и проработала до самой пенсии. О. Трефилова награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.» и «Ветеран труда». Савченко Митрофан Васильевич – с 1933года работал учителем истории и географии. В 1940 году был призван в Красную Армию. Он прошел всю войну, испытав горечь поражений и радость побед. Награжден тремя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга, «За победу над Германией», «За победу над Японией». В 1947 году демобилизовался и приехал в г. Сарапул. Работал учителем географии в школе №16, был завучем, директором, а в 1954 году назначен заведующим ГорОНО. В 1962 году построена средняя школа № 23, куда и перешел М.В.Савченко директором. В 1970 году его назначают директором Сарапульского педагогического училища. то был образованнейший учитель, мудрый и добрый человек. Педагогический труд М.В.Савченко высоко оценен: он награжден медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и «Ветеран труда», званиями «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школы РСФСР». Скончался в 1997 году, ему посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Сарапула». Работая над этим исследованием, я поняла, что память – это не только воспоминания о военных действиях на фронтах, работе промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Память – это знамя жизни народа, отдельных людей, разных поколений для нас особенно важно в годы Великой Отечественной войны, так как с каждым днём всё меньше остаётся в живых свидетелей лихолетья. И думаю, что получив добрые знание о школе разных лет, через годы при встрече на улице с моими учителями поприветствую их вежливым поклоном, как было предписано «Правилами для учащихся» военной поры: «… быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с директором и учителями приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы».

 

Заключение

Наше исследование – напоминание о преемственности идеалам старшего поколения, не жалевшего сил и жизни ради нашей любимой Отчизны! Труд наших предков, духовный и физический, подарил нам возможность мирно жить, учиться, работать, любить каждый миг бытия! К моему огромному сожалению, с каждым годом всё меньше остаётся живых свидетелей и участников событий прошлых лет. Именно поэтому мы просто обязаны пройти у старшего поколения уроки мужества, гражданского мира, солидарности, толерантности и беззаветного служения Отечеству! Как начнёт человек свой жизненный путь, так он и продолжится. В первой главе была освещена деятельность школ г. Сарапула в годы войны. По данным городского архива на протяжении всего периода войны на территории г. Сарапула работало 18 начальных и средних школ. В условиях военного времени все школы были готовы к новому учебному году. Представлена статистика образовательной деятельности в военные годы по УР и вклад учителей - сарапульцев в победу над фашизмом. Во второй главе нашего исследования нами было проведено анкетирование среди учащихся на тему «Мой город в годы войны». Результаты эксперимента показали, что многие знают о войне, но хотели бы узнать больше; были собранны сведения с документальных архивных источников о Заслуженных учителях города Сарапула, наших земляках, скромных и незаметных тружениках, которые в годы Великой Отечественной войны оказались на переднем крае борьбы против фашистских захватчиков. Кто-то из них с оружием в руках встал в ряды Красной Армии, кто-то продолжил борьбу в тылу, целиком отдаваясь делу воспитания молодого поколения - будущего нашей страны. Среди них педагоги, которые удостоены звания «Заслуженный учитель школы УАССР», награждены орденами «Трудового Красного знамени», «Знак почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.» и другими. В нашей работе представлены личные дела, характеристики и биографии школьных учителей 40-х годов.

Заслуженные учителя города Сарапула, ветераны Великой Отечественной войны, представленные в моей работе, смогли достойно, уверенно и честно идти по уготованной им стезе. Они, мужественные, уникальные, идущие рука об руку со своей Родиной, герои, память о подвиге которых МЫНЕ ЗАБУДЕМ ВОВЕК. Исследуя историю просвещения Сарапула, нельзя ответить однозначно на вопрос: «Стал ли Сарапул просвещенным городом?». По результатам образования Сарапулу еще очень далеко до славы просвещенного города. Просвещенность определяется не количеством учебных заведений, не деятельностью отдельных личностей, а общим уровнем культуры граждан. Разве можно назвать город просвещенным, если горожане под окнами своих домов устраивают мусорные свалки? Разве можно говорить о просвещенности и мудрости городского управления, если рядом с учебными заведениями возводятся питейные заведения, уничтожаются скверы и возводятся торговые центры. И подтверждая гипотезу нашего исследования можно смело сказать, что исторический опыт лучших людей города важен для воспитания подрастающего поколения.

 

Библиография

1. Агитатор. 1977. № 15. С. 20; Пономарев К.А. Советская Конституция и народное образование в Удмуртии. Ижевск: Удмуртия, 1978. С. 11.

2. Васильева О.И. Общеобразовательная школа Удмуртии в период Великой Отечественной войны // Удмуртия в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Ижевск, 2005.

3. Вопросы истории КПСС. 1977. № 4. С. 26–27.

4. Вятская Губерния. СПб., 1904. С. IX, 125.

5. История Удмуртии: ХХ век. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. С. 270.

6. Кузнецов П.К. Культурная революция в Удмуртской АССР. Ижевск: Удмуртия, 1975. С. 346; Удмуртия в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. С. 223.

7. Мельников А.А. Сарапул просвещенный. Сарапул, 2007.

8. Народное образование, наука и культура в СССР. Сб. ст. М.: Статистика, 1977.

9. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. 1917–1973 гг. Сб. док. М.: Педагогика, 1974. С. 537–538.

10. Обухов А.П. Народное образование в Удмуртской АССР (1917–1970 гг.). Ижевск: Удмуртия, 1972. С. 73.

11. Советская Удмуртия в годы Великой Отечественной войны. Устинов, 1985. С. 62.

12. Тагор Рабиндранат. Письма о России. Я видел будущее // Писатели и деятели культуры зарубежных стран о Союзе Советских Социалистических Республик. Статьи, очерки, воспоминания. Кн. 1. М.: Прогресс, 1977. С. 83.

13. Удмуртия в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. С. 98, 226;

14. Управление по делам архивов Администрации города Сарапула. Ф. Р – 258. Оп. 1 – ф. Д. 24 Л. 1,2,3,4,8,33,35,42,49,50,51.

15. Управление по делам архивов Администрации города Сарапула. Ф. Р – 258. Оп. 1 – ф. Д. 30 Л. 1,27,29,37,38.

16. Управление по делам архивов Администрации города Сарапула. Ф. Р – 258. Оп. 1 – ф. Д. 36 Л. 26,27,29.

17. Управление по делам архивов Администрации города Сарапула. Ф. Р – 258. Оп. 1 – ф. Д. 42 Л. 1.

18. Хрестоматия по истории Удмуртии. В 2-х тт. Т. 2. Документы и материалы. 1917–2007. Ижевск, 2007. С. 352.

19. Шкляева Л.Ф. Интеллигенция Удмуртской АССР в годы суровых испытаний // Советская Удмуртия в годы Великой Отечественной войны. Устинов, 1986. С. 62.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: