Вклад учительства Удмуртии в Великую Победу




Глава 1. Просвещение в Удмуртии и городе Сарапуле в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.г.

Великая Отечественная Война занимает особое место в истории России. Она стала самой жестокой и тяжелой из всех воин, когда-либо пережитых нашей Родиной. И с самого начала ВОВ превратилась в подлинно всенародную. Мировая история не знала такой самоотверженности, такой стойкости и героизма, какие были проявлены советскими людьми на фронтах и в тылу. В великую Победу неотъемлемой частью вошли трудовые и ратные усилия школьного учителя. Советский учитель справился с выполнением своих педагогических обязанностей, внеся свой вклад в достижение победы. «Советский учитель, - писала «Правда» от 16 декабря 1944г., - делит с командиром Красной Армии честь и славу победы в Отечественной войне».

Вклад учительства Удмуртии в Великую Победу

Как бы мы не относились к периоду Советской власти, мы объективно должны признать огромные достижения в области образования. В 1939 г. грамотность населения СССР равнялась 87,4 %, в том числе грамотность - городского населения – 93,8 %, - сельского – 84,8 %; - мужчин – 93,5 %, - женщин – 81,6 %4. В Удмуртии грамотность также составляла 87 %. Этому способствовало расширение среднего, особенно семилетнего образования, увеличение числа техникумов, открытие Удмуртского педагогического, Ижевского медицинского институтов, активная подготовка кадров для народного хозяйства, культуры в вузах и техникумов страны. В 1934 г. более 70 тыс. человек, занятых в народном хозяйстве республики, имели незаконченное высшее, среднее или семилетнее образование, а 3300 – высшее [5]. По достоинству оценил эти поистине выдающиеся перемены в нашей стране индийский писатель Рабиндранат Тагор: «Я приехал в Россию, чтобы познакомиться со здешней системой просвещения. Все, что я увидел, удивило меня... Просвещение изменило духовный облик всего населения. Немые заговорили, сдернуто покрывало, обнажившее души тех, кто веками не видел света, бессильные вновь обрели душевные силы, презренные поднялись со дна общества, получив равное право на равное со всеми общественное положение. Столько людей и такие молниеносные перемены, что трудно себе представить. Радуется душа, видя как благодаря образованию, становится полноводной веками сохнувшая река. Повсюду кипит жизнь. Свет новых надежд озаряет далеко вокруг всю их жизнь». [6] Опираясь на достигнутое, XVIII съезд ВКП (б) поставил задачу осуществить всеобщее среднее обучение в городах и завершить в деревне и во всех национальных республиках всеобщее обязательное семилетнее обучение с расширением десятилетнего образования. [7] Однако выполнению намеченных планов помещала война. С началом Великой Отечественной войны сразу и срочно необходимо было решить огромное количество организационных, производственных, материально-технических проблем обеспечения учебно-воспитательного процесса. Решение всех этих вопросов легло на хрупкие женские плечи, т.к. в годы войны произошла феминизация педагогических кадров. По неполным данным, только в 1941-1942 г.г. на фронт было мобилизовано 514 учителей. В некоторых районах 70 % директоров и завучей школ ушли на фронт. В 1942-1943 учебном году в школах не хватало 243 учителя, а в 1943-1944 – 226 учителей. Если в 1940 г. удельный вес женщин среди учителей Удмуртии составлял 58 %, то только в течение первого полугодия 1941-1942 г. он увеличился с 65,4 % до 78,7 %, а в 1943 г. составил уже 90.4 %. С 1943 г. в связи с возвращением на педагогическую работу мужчин, получивших ранения, а затем и с окончанием войны, на 1 октября 1945 г. этот показатель постепенно уменьшается до 74 %8. В то же время следует отметить, что процесс феминизации школы продолжается и на сегодняшний день, что, на мой взгляд, не лучшим образом сказывается на школе, поскольку теряется мужское начало в учебном процессе. Недостаток учительских кадров покрывался, главным образом, за счет выпусков из педагогических учебных заведений. Удмуртский педагогический институт, Глазовский и Ижевский учительские институты и педагогические училища Удмуртии выпустили за годы войны более 2500 учителей, 537 учителей было подготовлено на курсах. [9] В начальный период войны в Удмуртию было эвакуировано около 30 детских учреждений: интернатов, ясель, детских садов, детских домов, домов ребенка и санаториев, в которых насчитывалось более 2 тыс. человек. Много детей приехало с родными, родственниками, соседями и даже с совсем не знакомыми сопроводителями. Всего на 17 октября 1941 г. в республике функционировало 16 стационаров на 2272 чел. и 14 эвакуированных детских домов и интернатов смешанного типа на 1893 чел. Всего в них находилось 4165 ребят. В селах Дебессы и Каракулино были открытии детские дома для литовских и польских детей. [10] Учителя провели огромную работу с эвакуированными детьми. Они делали все, чтобы спасти детей, выпестовать, обучить и помочь им стать настоящими людьми. В дальнейшем, число этих учреждений продолжало увеличиваться. В 1945 г. в Удмуртии функционировал 51 детский дом с 6332 детьми, содержащимися на государственном бюджете. В 14 детских домах, находящихся полностью на содержании колхозов, воспитывалось 465 детей. На патронате и опеке находилось 4150 детей. [12] Трудности система образования испытывала и в связи с тем, что многие школьные здания были переданы под госпитали и другие военные учреждения. Так, в 1944-1945 г. 39 школьных зданий республики использовались не по назначению. Многие школы, особенно в Ижевске, Можге, Сарапуле, Камбарке и Балезино, были перегружены, а некоторые перемещены в неприспособленные здания. В 1944-1945 учебном году, например, в Ижевске из 38 школ в одну смену работала только 1 школа, в две смены – 21 школа, в три – 13, в четыре – 3 школы.[13] Трудности военного времени проявлялись во всем. Не хватало учебников, не было бумаги, школы не снабжались учебно-наглядными пособиями и письменными принадлежностями, многие учащиеся нуждались в одежде и обуви, были перебои с дровами и керосином. 1 сентября многие учащиеся на занятия не явились. Общее количество учащихся на начало 1941-1942 учебного года, по сравнению с предвоенным, снизилось на 18,2 тыс. человек. Этот процесс продолжался и в последующие годы.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: