Особенности употребления метафоры в современной прессе




 

Человек достаточно избирательно воспринимает бесконечно разнообразную информацию об окружающем. В психике человека существуют различные мощные «фильтры», отсекающие незначимую информацию и детализирующие субъективно важные сведения. Виды этих «фильтров» следующие:

физиологические (слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные, тактильные);

культурные(традиции, нормы, обычаи, свойственные данной культуре, в которой сформировался человек);

мировоззренческие (убеждения и ценности, установки, образование, профессионализм, нравственность);

прошлого жизненного опыта (положительного или отрицательного как результат социального научения);

Человек видит мир сквозь призму своих личных интересов. Психика обрабатывает поступающую в нее информацию на основе принципа эгоцентризма, что способствует выживанию индивида. Эгоцентризм приводит к непониманию того, что у других есть иные точки зрения. Исследование информационных причин и последствий эгоцентризма важно для коррекции поведения человека в конфликтных ситуациях.

У людей в голове есть определенная «карта» действительности. У каждого эта «карта» разная. Значение этой «карты» в упрощении восприятия, чтобы не перегружать психику «ненужной» информацией ограничивает наше восприятие мира. Карта не является территорией.

У участников социума формируются информационные модели различных ситуаций, происходящих в социуме - мотивов и действий противоположной стороны, мотивов и возможностей, представлений окружающих о конфликте, целей всех сторон. Процесс взаимодействия - обмен информацией между всеми основными и второстепенными участниками ситуаций в обществе.

Информационное воздействие участников ситуаций друг на друга производится с помощью слова или метафоры, а также коррекции поведения сторон в нужном направлении, что заложено в исследовании информационной среды.

Стереотипы поведения людей в обществе являются результатом информационного воздействия опыта предшествующей жизнедеятельности человека. Стереотипы играют решающую роль в выборе способа поведения в конкретной ситуации.

Г. Ефремов и В. Мельников говорят о том, что «средства массовой информации оказывают влияние на тревожность населения посредством употребления метафоры, формируют установку на допустимость понимания происходящего не сразу, а с некоторой самостоятельной додумкой. Поток метафорической информации с демонстрацией насилия и несправедливости превысил сегодня все допустимые нормы».

Эффективность управления ситуацией повысится, если знать, какую информацию, когда, в какой форме, какому участнику сообщать с целью необходимой коррекции его поведения. Качественное информационное обеспечение управления ситуацией общения - важное условие успешности двух оппонентов.

Причинами искажения информации при общении оппонентов (А и В) являются:

. Многое из того, что А чувствует и понимает, он не может адекватно выразить словами. В ситуациях общения часть информации предмета разговора существует на уровне бессознательного и словами быть выражена не может.

. Часть информации, которая может быть выражена словами, не высказывается человеком из-за ограниченного словарного запаса. Чем беднее словарный запас у человека, тем сложнее ему выразить мысль, передать ее нюансы, поэтому окружающие будут его не понимать или понимать неправильно.

. Многое из того, что А знает, чувствует и может выразить словами, он не высказывает, так как в процессе общения не хватает времени на то, чтобы высказать все, что думалось. По причине недостатка времени в процессе общения теряется существенное количество информации. Чем насыщеннее жизнь человека, тем больше времени у него уходит на деятельность, тем меньше времени он может посвятить разговору, что затрудняет понимание людьми друг друга.

. Многое из того, что А может выразить словами, он не считает нужным говорить, потому что эта информация характеризует его с негативной стороны, а часть информации он считает для данного разговора незначимой. Но это не означает, что она на самом деле незначима для собеседника.

. Часть словесной информации слушающий не усваивает потому, что просто ее не слышит, так как отвлекается, думает о своих проблемах.

. Часть информации, высказанной А, не усваивается В, так как он ее не понимает. Получение информации из написанного текста в принципе отличается от информационного взаимодействия в процессе общения. Собеседником усваивается та часть информации, которая понимается им мгновенно, поэтому устная речь должна быть более простой по сравнению с письменной.

. Услышав одну и ту же информацию, разные сотрудники могут сделать не только разные, но и противоположные выводы о позиции говорящего. Причем каждая из этих групп может аргументировать свою оценку, в силу разного жизненного опыта слушающих, разного знания ими проблемы, разного отношения к говорящему, из-за того, что обсуждаемая проблема по-разному затрагивает их собственные интересы.

Из всего вышесказанного следует, что ситуация, как целостная часть деятельности, позволяет анализировать деятельность в системе трехмерного пространства: задача деятельности, субъект деятельности объективные условия деятельности. Употребление метафоры в данном пространстве позволяет улучшить процесс восприятия и коммуникации.

Вывод по главе 1

Использование информационного подхода обладает мощными объяснительными возможностями. У каждого из участников ситуации формируется своя информационная модель социальной ситуации на основе определённых ценностей, мотивов и целей. В процессе общения в проблемных ситуациях информация, передаваемая людьми друг другу, может существенно искажаться и теряться. Элемент ситуации не обладает всеми основными свойствами целого.

Нам понятна позиция Лакоффа Д. в том, что в любой ситуации огромную роль играет метафора как концепт, отражающий развертывание мысли, являясь источником новых видов ощущения и понимания. Опираясь на данное положение, мы проведем анализ метафорических процессов во второй главе нашей работы.Таким образом, говоря о метафорических процессах в газетных статьях и современной прессы, мы говорим о метафорах как метафорических концептах. В газетных статьях будут присутствуют концепты «власть», «доверие», «приватность», «амбициозность».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: