Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности




Процесс чтения представляет собой сложную много­уровневую деятельность, в структуре которой можно выде­лить определенные звенья, операции. У детей, страдаю­щих нарушениями чтения, обнаруживается различный ме­ханизм дезорганизации этой сложной речевой деятельнос­ти: а) несформированность одной из операций, б) несформированность нескольких операций процесса чтения, в) недостаточная автоматизированность операций, г) наруше­ния в организации целостной программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.

В процессе логопедической работы необходимо не только сформировать то или иное умственное действие, но и довести его до автоматизма. Только при этом условии возможен переход к нормализации целостной деятельности процесса чтения.

Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на возможно большее количество функциональ­ных систем, на различные анализаторы (особенно на началь­ных этапах работы)

В основе этого принципа лежит представление о речи, о речевой деятельности как о сложной функциональной системе, а также учение о сложной структуре психических функций. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой сложный процесс органи­зации функциональных систем. На ранних этапах онтоге­неза функция осуществляется с участием различных анали­заторов, на основе полимодальных афферентаций. Так, процесс дифференциации звуков сначала осуществляется с участием зрительной, кинестетической, слуховой афферентаций. Позднее ведущую роль при дифференциации при­обретает слуховая дифференциация. В связи с этим при недоразвитии дифференциации фонем первоначально осу­ществляется опора на зрительное восприятие артикуляции, кинестетическое различение при произношении звуков, на слуховые образы дифференцируемых звуков.

Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной фун­кции

Максимальное использование полимодальных афферентаций осуществляется дифференцированно, с опорой на сохранные звенья нарушенной функции. Так, при фо­нематической дислексии, когда нарушенной оказывается слуховая дифференциация звуков, осуществляется опора на произношение, на зрительное различие артикуляций зву­ков (т.е. на кинестетические и зрительные афферентации). При оптической дислексии дифференциация букв первоначально осуществляется с опорой на двигательный анализатор (кинестетические ощущения при воспроизведе­нии букв), на тактильное восприятие и т.д.

Принцип поэтапного формирования умственных дей­ствий

В психологических исследованиях (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин) отмечается, что становление умственных действий - сложный и длительный процесс, который на­чинается с установления развернутых внешних операции, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, по­степенно становится умственным действием и осуществля­ется во внутреннем плане.

П.Я.Гальперин выделяет основные этапы формиро­вания умственных действий: 1) составление предваритель­ного представления о задании; 2) освоение действия с пред­метами, т.е. этап материализации действия, на котором его выполнение возможно лишь с опорой на вспомогатель­ные средства и действия, т.е. во внешнем плане; 3) этап осуществления действия в плане громкой речи, т.е. с опо­рой на внешнее проговаривание; 4) перенос действия в умственный план, осуществление действия во внутреннем плане; 5) окончательное становление умственного действия.

Такое последовательное формирование умственных действий является особенно важным в случаях коррекции речевой патологии, в том числе и нарушений чтения. Так, при коррекции фонематической дислексии развитие звуко­вого анализа осуществляется сначала с опорой на вспомо­гательные средства (фишки, готовые графические схемы и действия с ними). В дальнейшем анализ звуковой струк­туры слова осуществляется с опорой на громкую речь (на слуховые и произносительные образы слов) и на после­днем этапе - во внутренней речи (по представлениям).

Таким образом, в процессе логопедической работы постепенно происходит интериоризация действия звуково­го анализа.

Принцип учета зоны "ближайшего развития" (по Л.С.Выготскому)

Процесс развития той или иной психической функ­ции при коррекции дислексии должен осуществляться по­степенно, с учетом ближайшего уровня развития этой фун­кции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педаго­га.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: