В процессе развития элементарных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что умение выделять и вычленять звук зависит от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.
Известно, что ударные гласные выделяются гораздо легче, чем безударные. Ударные гласные легче выделяются из начала слова, чем из его конца или середины. Щелевые и сонорные звуки, как более длительные, выделяются лучше, чем взрывные. При этом щелевые звуки легче выделяются из начала слова, чем из конца, а взрывные звуки, наоборот, легче выделяются из конца слова.
С большим трудом дети определяют наличие в слове гласного и выделяют его из конца слова. Это объясняется особенностями восприятия слога, трудностями расчленения его на составляющие звуки. Гласный звук часто воспринимается не как самостоятельный, а как оттенок согласного звука.
Вместе с тем необходимо учитывать особенности произношения, а также восприятие звуков речи детьми. Для многих детей, особенно с нарушениями речи, начало слова является наиболее благоприятной ситуацией как для выделения ударного гласного, так и для выделения длительного согласного (щелевого) звука. В какой-то мере это можно объяснить тем, что при обучении грамоте звук выделяется из начала слова, что закрепляет именно это умение.
Многие авторы указывают на то, что щелевые согласные звуки, в том числе и шипящие, а также сонорные выделяются легче других согласных. Однако выделение шипящих и сонорных Р и Л в некоторых случаях затрудняется из-за дефектного произношения этих звуков, которые являются сложными по артикуляции. Поэтому работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых (М, Н, X, В и др.).
|
Вначале необходимо уточнить артикуляцию согласного - определить положение артикуляторных органов с помощью зрительного восприятия, а затем на основе кинестетических ощущений. При этом обращается внимание на звучание, характерное для каждого звука, определяется наличие или отсутствие звука в слогах, предъявленных на слух.
Затем логопед предлагает детям определить отсутствие или наличие звука в словах различной сложности: односложных, двухсложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Причем заданный звук должен находиться и в начале, и в середине, и в конце слова (кроме звонких согласных).
Сначала наличие звука определяется и по слуху, и на основе собственного произношения, затем - только по слуху или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, в умственном плане.
Звук связывается со зрительным образом буквы. Рекомендуются следующие задания:
1. Показать букву, если в слове есть соответствующий звук.
2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой стороны сделать прочерк. Логопед читает слова. Если в слове имеется заданный звук, дети ставят крестик под буквой, если нет звука - крестик ставится под прочерком.
3. Повторить вслед за логопедом слова с заданным звуком, показать соответствующую букву.
4. Выделить из предложения слово, включающее данный звук, и показать соответствующую букву.
5. Подобрать к букве картинки, в названиях которых имеется данный звук.
|
После того как у детей будет сформировано умение определять наличие согласного, находящегося в начале или конце слова, можно предложить слова, в которых заданны звук будет находиться в середине. Первоначально это могут быть простые слова (например, коса - при выделении звука С), затем слова со стечением согласных (например, марка - при выделении звука Р). Вначале слово произносится по слогам с интонированием заданного звука и подкрепляется соответствующей картинкой.
Приведем задания по выделению, например, звука Р на фоне слова.
1. Поднять руку или карточку с буквой Р, если в слове имеется звук Р. Слова называет логопед, например: рама, нос, рыбак, шапка, санки, рак, книга, арбуз, крыша, стол, топор, ромашка, собака, тигр, карман, трава, забор, ножницы, корова, марка, помидор.
2. Отобрать предметные картинки, в названии которых есть звук Р.
3. По сюжетной картинке назвать слова со звуком Р.
4. Придумать слова со звуком Р.
5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, посуду или игрушки, в названиях которых есть звук Р.
6. Добавить слог со звуком Р, чтобы получилось слово. Например: вед -, ко - ва, го -, ша -, топо-, забо-, кома-. Логопед предлагает детям назвать все слово; определить, в каком слоге находится указанный звук, в первом или во втором; затем произнести все слово, уточнить место звука в нем.
7. Записать букву Р в тетради, если в слове слышится звук Р. Логопед произносит слова. Дети пишут в тетради букву Р, если в слове есть такой звук, если нет – ставят прочерк. Предъявляются слова, в которых звук Р произносится в начале, середине и конце слова.
|
8. Дополнить предложения словами, в которых содержится звук Р. Логопед называет часть предложения. Ученики выбирают картинку, в названии которой есть звук Р, и дополняют предложение соответствующим словом. Например: Мама посадила на грядке... Картинки: свекла, лук, морковь. Из этих картинок ребенок должен выбрать морковь, так как в этом слове есть звук Р.
Другие примеры: В нашем лесу растут... (картин дубы, сосны, березы); На клумбе расцвели... (картинки: мак. тюльпаны, розы); В цирке мы видели... (картинки: лев, т«г, с.ион); В саду созрели вкусные... (картинки: яблоки, груши сливы); На лугу пасутся... (картинки: овцы, козы, коровы Мама купила... (картинки: книга, ведро, шапка). Подобрав картинку, ребенок вначале произносит недостающее слово, а затем все предложение.
9. Игра в лото. Детям предлагаются карточки с картинками на слова, включающие звук Р и не имеющие его, а также квадратики с буквой Р и без нее. Логопед называет слова. Дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в ее названии звук Р, и закрывают картинку квадратиком с буквой Р, если в слове есть такой звук, или цветным квадратиком без буквы - если в слове нет данного звука.