Вычленение первого согласного звука из слова осуществляется детьми гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога на составляющие его звуки. При этом особую трудность вызывает прямой открытый слог. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове кошка, он вместо К называет КО, а первым звуком в слове шуба называет ШУ. Причиной этого является нерасчлененность восприятия слога, несформированность представлений о слоге и звуке.
Известно, что произносительной единицей речи является слог, конечным же звеном фонематического анализа - звук. Поэтому сам процесс произношения служит своего рода препятствием для формирования фонематического анализа. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения последовательности их в слове. В связи с этим из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного, при произнесении которого каждый звук артикулируется более независимо один от другого, и само произношение помогает звуковому анализу.
Развитие функции фонематического анализа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавать звук, находящийся в начале слова.
Так, например, дети сначала определяют, что в слове муха есть звук М, который слышится в начале слова, является первым звуком этого слова. Логопед еще раз предлагает прослушать это слово и назвать первый звук. И в заключение дается задание - подобрать слова, в которых звук М слышится в начале.
|
Примерные задания по вычленению первого согласного звука:
1. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.
2. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.
3. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.
4. Изменить первый звук слова. Логопед называет слово, дети определяют его первый звук. Предлагается заменить первый звук слова на другой звук. Например, в слове кость заменить звук К на звук Г; в слове парта – звук П на звук К; в слове моль - звук М на звук Б, на звук С; в
слове зайка - звук 3 на звук М.
5. Лото "Необычные цветы". На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, названия которых начинаются с заданного звука. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.
6. Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
7. Лото "Какой первый звук?" Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р, и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют ее, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
8. "Найди картинку". Детям предлагаются карточки, каждая из двух квадратов. На одном из них нарисован предмет. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут ее между квадратами. Затем они подбирают картинку, на
звание которой начинается с этого же звука, и кладут ее на второй квадрат.
|
9. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.
В воде купался, а сух остался, (Гусь)
Два березовых коня По снегам несут меня, Кони эти рыжи И зовут их... (Лыжи)
Под кустами, под листами
Мы попрятались в траву,
Нас в лесу ищите сами,
Мы не крикнем вам: "Ау!" (Грибы)
Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу. (Книга)
Одну меня не съешь никогда.
А без меня - не вкусна еда. (Соль)
Не птица, а с крыльями,
Над цветами летает, медок собирает. (Пчела}
Сроду ом не ест, не пьет -
Песни звонкие поет.
И с урока на урок
Подает свой голосок. (Звонок)
Со мной в поход легко идти.
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий, круглый (Барабан)