Б. Вычленение первого согласного из слова




Вычленение первого согласного звука из слова осу­ществляется детьми гораздо труднее, чем выделение соглас­ного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога на составляющие его звуки. При этом особую трудность вызывает прямой открытый слог. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове кошка, он вместо К называет КО, а первым звуком в слове шуба называет ШУ. Причиной этого является нерас­члененность восприятия слога, несформированность пред­ставлений о слоге и звуке.


Известно, что произносительной единицей речи яв­ляется слог, конечным же звеном фонематического анали­за - звук. Поэтому сам процесс произношения служит сво­его рода препятствием для формирования фонематическо­го анализа. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анали­за, для вычленения изолированного согласного и гласно­го, определения последовательности их в слове. В связи с этим из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного, при произнесении которого каждый звук артикулируется более независимо один от дру­гого, и само произношение помогает звуковому анализу.

Развитие функции фонематического анализа по выч­ленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавать звук, находящийся в начале слова.

Так, например, дети сначала определяют, что в сло­ве муха есть звук М, который слышится в начале слова, является первым звуком этого слова. Логопед еще раз пред­лагает прослушать это слово и назвать первый звук. И в заключение дается задание - подобрать слова, в которых звук М слышится в начале.

Примерные задания по вычленению первого соглас­ного звука:

1. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

2. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

3. По сюжетной картинке назвать слова, которые начинаются с данного звука.

4. Изменить первый звук слова. Логопед называет слово, дети определяют его первый звук. Предлагается за­менить первый звук слова на другой звук. Например, в слове кость заменить звук К на звук Г; в слове парта – звук П на звук К; в слове моль - звук М на звук Б, на звук С; в
слове зайка - звук 3 на звук М.

5. Лото "Необычные цветы". На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей нахо­дятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, названия которых начи­наются с заданного звука. Выбранный лепесток прикреп­ляется к контуру цветка.

6. Вписать первую букву в схему слова под картинкой.

7. Лото "Какой первый звук?" Детям предлагаются карточки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р, и соответствующие буквы. Логопед называ­ет слово. Дети находят картинку, называют ее, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответству­ющей первому звуку слова.

8. "Найди картинку". Детям предлагаются карточ­ки, каждая из двух квадратов. На одном из них нарисован предмет. Дети называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут ее между квадратами. Затем они подбирают картинку, на­
звание которой начинается с этого же звука, и кладут ее на второй квадрат.

9. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.

В воде купался, а сух остался, (Гусь)

Два березовых коня По снегам несут меня, Кони эти рыжи И зовут их... (Лыжи)

Под кустами, под листами

Мы попрятались в траву,

Нас в лесу ищите сами,

Мы не крикнем вам: "Ау!" (Грибы)

Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь)

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу. (Книга)

Одну меня не съешь никогда.

А без меня - не вкусна еда. (Соль)

Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает, медок собирает. (Пчела}

Сроду ом не ест, не пьет -

Песни звонкие поет.

И с урока на урок

Подает свой голосок. (Звонок)

Со мной в поход легко идти.

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый (Барабан)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: