Формирование словоизменения существительных




Развитие словоизменения существительных проводит­ся в следующем порядке:

- дифференциация именительного падежа единствен­ного и множественного числа;

- закрепление беспредложных конструкций единствен­ного числа в такой последовательности: винительный па­деж (нулевое окончание, окончания У, А-Я), родитель­ный падеж, дательный падеж, творительный падеж (со значением орудийности);

- предложно-падежные конструкции единственного числа;

- формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами.

Наиболее трудным для детей является употребление предложно-падежных конструкций, обозначающих про­странственные отношения.

При определении последовательности в работе над предложно-падежными конструкциями учитывается после­довательность их появления в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко вы­раженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1) родительный падеж с предлогом У, обозначаю­щий местонахождение, а также с предлогами С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, бе­рет с парты, из портфеля);

2) дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: плывет по реке, идет к дому,

3) винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Например: ставит на стол, кладет в стол, под стол, за стол;

4) творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначаю­щими часть пространства, в пределах которого совершает­ся действие (например: лежит за книгой, перед книгой), а также с предлогом С (значение совместности), например: с блюдцем;

5) предложный падеж с предлогами В, НА, обозна­чающими местонахождение предмета (лежит на столе).

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, часть простран­ства, в пределах которого совершается действие, так и его направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложи о-падежных конструкциях, имеет раз­личные значения. Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предлож­ным падежом - местонахождение (кладет в стол, но - ле­жит в столе).

Исходя из этого при проведении логопедической ра­боты необходимо уточнить и отдифференцировать различ­ные значения одного и того же предлога. Так, сначала нуж­но уточнить понимание и употребление предлога В со зна­чением местонахождения (где?), а затем - со значением направления действия (куда?).

В большинстве случаев нарушение понимания и упот­ребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в наруше­нии падежных окончаний. В связи с этим работа прово­дится как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конст­рукциях. Первоначально предлог отрабатывается с суще­ствительными только одного склонения, постепенно вклю­чаются существительные других склонений.

Так, например, предлог В со значением направления действия (вин.п.) сначала используется с существи­тельными 2-го склонения, затем 3-го склонения, имею­щими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). В дальнейшем этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кла­дет в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций це­лесообразно давать в прилагательных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значение предлога и па­дежная форма существительного (лежит (где?) в портфеле; кладет (куда?) в портфель).

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного пред­лога со значением направления действия часто определяет­ся в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в исполь­зовании глагольных приставок и предлогов, например: вхо­дит в дом (в - в), выходит из дома (вы - из), подходит к дому (под - к), отходит от дерева (от - от).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточ­нению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога и падежной флексии существительного в словосо­четания с глаголом: влетела... (метка), вылетела... (клет­ка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного его значения и рабо­та над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Значение предлога уточняется с помощью графичес­кой схемы:

После изолированной отработки отдельных предло­гов проводится дифференциация нескольких предлогов.

С целью уточнения понимания предлогов в импрес-сивной речи рекомендуются такие задания:

1. Предлагаются картинки с различным простран­ственным расположением предметов - ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом, - а также вопросы к ним: "Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? ложка под стаканом?" Ребенок должен показать соответ­ствующую картинку.

2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: "Положи карандаш а) в пенал, б) под пенал, в) на пенал"; "Положи ручку а) на книгу, б) в книгу, в) под книгу".

Для закрепления правильного употребления предло­гов в самостоятельной речи детям предлагается сказать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клетке; тетрадь на альбоме, в альбоме, под альбомом); назвать действия с предметами, которые выпол­няет логопед; придумать предложение на основе выполнен­ного действия или по сюжетной картинке; составить пред­ложение из слов в начальной форме например: Мальчик, выпускать, птичка, из, клетка).

Рекомендуются следующие игры в лото:

1. Логопед называет предметы. Ребенок закрывает картинку соответствующим предлогом, написанным на кар­точке. Примерные картинки: птичка под клеткой, книга на столе, цветы в вазе.

2. Детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги (голуби на крыше, ложка в стакане, кошка под столом). Логопед называет предлог. Дети зак­рывают карточку с соответствующей картинкой.

Примерный план занятия по дифференциации предлогов В - ИЗ, обозначающих направление движения

ТЕМА. Предлоги В - ИЗ, обозначающие направле­ние движения.

ЦЕЛИ. Уточнение значений, дифференциация пред­логов В - ИЗ в устной и письменной речи, развитие лекси­ки и грамматического строя речи.

ОБОРУДОВАНИЕ. Предметы, картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Уточнение значения предлога В.

Логопед предлагает детям рассмотреть несколько кар­тинок: Люди входят в трамвай. Птичка влетает в метку. Мальчик кладет книгу в портфель. Логопед называет кар­тинки, интонационно выделяя предлог В.

- Какое слово повторяется во всех этих предложени­ях? (В)

- На какой вопрос отвечают слова с предлогом В в этих предложениях? (Куда?)

Предлагается схема предлога В:

Для закрепления значения предлога В используются действия, например: карандаш кладут в пенал, книгу кла­дут в портфель и т.д.

3. Уточнение значения предлога ИЗ.

Логопед предлагает детям картинки: Люди выходят из трамвая. Птичка вылетела из клетки. Мальчик вынимает книгу из портфеля. Аналогичным образом в этих названиях выделяется предлог ИЗ, который соотносится с графичес­кой схемой:

4. Сравнение предлогов В - ИЗ. Работа ведется в виде вопросов логопеда и ответов учеников.

- Разложите картинки парами. Назовите предложения по каждой паре картинок. - Люди входят в трамвай.
Люди выходят из трамвая. И т.д.

- Какие слова разные в этих предложениях? - В - ИЗ.

- В чем отличие этих картинок? - На картинках изоб­ражены противоположные действия.

- Значит, слова В - ИЗ являются предлогами проти­воположного значения.

5. Работа с графическими схемами предлогов В, ИЗ:

а) поднять графическую схему соответствующего предлога после прочтения логопедом предложения;

б) подобрать картинки к схемам предлогов;

в) подобрать к картинке схему предлога;

г) придумать предложение к графической схеме каж­дого предлога.

6. Работа по сюжетной картинке.

Дети составляют рассказ по сюжетной картинке. Из рассказа выделяют предложения сначала с предлогом В, затем с предлогом ИЗ. Логопед дает задание изменить в предложении предлог В на ИЗ, и наоборот.

7. Закрепление правильного употребления предлогов В и ИЗ в письменной речи (при чтении и на письме).

а) Дополнить предложения словосочетанием с пред­логом вместо картинки. Например:

Мама вынимает письмо

Бабушка вдевает нитку

Петя кладет грибы

 

б) Вставить в предложения пропущенные предлоги В и ИЗ (задавая вопросы):

Дети идут... школу. Люди выходят... автобуса. Мама вынимает огурцы... банки. Мышка влезла... норку. Весной медведь вылезает... берлоги. Пчелы влетели... улей. Птенчик, выпал... гнезда. Дети пришли... рощу.

8. Повторение значения предлогов В и ИЗ. Повторение предложений с предлогом В, с предлогом ИЗ.

9. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятия по дифференциации предлогов В - НА, обозначающих местонахождение

ТЕМА. Дифференциация предлогов В - НА (со зна­чением местонахождения).

ЦЕЛИ. Уточнение семантики предлогов В' и НА, их сходства и различия; закрепление употребления этих пред­логов в экспрессивной речи; дифференциация предлогов В и НА на письме; развитие анализа структуры предложения на слова, фонематического анализа и синтеза.

ход занятия

1. Организационный момент.

2. Выделение предлога В из речи и уточнение его значения.

Логопед предлагает детям картинки, на которых на­рисованы грибы в корзине, ложка в стакане, цветы в вазе, птица в гнезде, карандаши в пенале; называет картинки, интонационно выделяя предлог В.

- Какое слово повторялось при назывании картинок? - В.

- Что обозначает слово В? - Оно обозначает, что один предмет находится внутри другого предмета: грибы внутри корзины, ложка внутри стакана, цветы внутри вазы, пти­ца внутри гнезда, карандаши внутри пенала.

Дети повторяют: "Слово В значит ВНУТРИ".

- А теперь я буду называть картинки и употреблять слово ВНУТРИ. А вы будете заменять слово ВНУТРИ сло­вом В. Например, я скажу: "Грибы внутри корзины", а вы скажете: "Грибы в корзине".

На доске делается запись: В - ВНУТРИ.

- Нарисуйте точку в квадрате. Это и будет графичес­кая схема предлога В.

3. Выделение предлога НА из речи, уточнение его значения.

Логопед предлагает детям картинки, на которых на­рисованы голуби на крыше, книга на полке, карандаш на книге, тетрадь на парте, ваза на столе. Логопед называет картинки, интонационно выделяя предлог НА.

- Какое слово повторялось при назывании картинок? - Слово НА.

- Что обозначает слово НА? - Оно обозначает, что один предмет находится сверху другого предмета: голуби сверху крыши, книга сверху полки, карандаш сверху кни­ги, тетрадь сверху парты, ваза сверху стола.

Дети повторяют: "Слово НА значит СВЕРХУ". На доске делается запись: НА - СВЕРХУ.

- Нарисуйте точку на квадрате. Это и будет графи­ческая схема предлога НА.

4. Выполнение действий с предметами: положить карандаш в книгу, тетрадь на книгу, ручку в тетрадь, карандаш на тетрадь, карандаш на книгу, тетрадь в книгу, ручку на тетрадь, карандаш в тетрадь, книгу на тетрадь, тетрадь на ручку, книгу на карандаш.

5. Разложить картинки под графическими схемами предлогов.

Предлагаются картинки: белка на дереве, кубики в ко­робке, огурцы на грядке, вода в стакане, книги в шкафу, картина на стене, рыбки в аквариуме, чашка на блюдце.

6. Придумывание по картинкам словосочетаний с предлогами В и НА и запись их под графическими схема­ ми в тетрадях.

7. Игра в лото.

Детям выдаются карточки с картинками, на которых один предмет находится либо сверху, либо внутри другого предмета. Логопед называет пары предметов (ложка и ста­кан, чашка и блюдце и т.д.). Дети должны назвать место­положение предметов по отношению друг к другу (ложка в стакане, чашка на блюдце и т.д.) и закрыть картинку соот­ветствующим предлогом.

8. Составление словосочетаний из букв разрезной азбуки.

9. Запись пропущенных в предложениях предлогов В и НА.

Птица сидит клетке. Ваза стоит столе. Лиса живет норе. Пальто висит шкафу. Яблоко лежит тарелке, клумбе расцвели цветы. Книга лежит парте. Рыбки плавают аква­риуме.

10. Подведение итогов занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: