КОГДА СТАЛИН УЗНАЛ О СЕДОВЦАХ?




В отличии от хорошо экипированных и специально подготовленных к зимовке во льдах, дрейфующих «Фрамма» Фри́тьофа Нансена и «Северного полюса-1» Ивана Папанина корабль ледокольного типа «Георгий Седов» был не готов к такой зимовке, экспедиция должна была завершиться летом 1937 г. Условия, в которых находилась команда, были ужасающими. Из-за вынужденного дрейфа седовцы испытывали огромную нужду – будь то в топливе, одежде, снаряжении или продуктах. «Нашу аварийную палатку, сшитую из простой парусины, ветер продувал насквозь [Лучанский]» Кроме того, случилась авария, сводящая до минимума шансы выжить.

Необходимо уточнить, первая вынужденная зимовка в 1937 году постигла весь арктический флот была всеобщим бедствием, поэтому в соответствующем Постановлении Совнаркома говорилось о причинах, его породивших:

«Совнарком СССР считает не случайным, при настоящем положении в руководстве Главсевморпути, тот недопустимый факт, что почти половина транспортных судов (а именно, 27 кораблей) и почти весь ледокольный флот Главсевморпути зазимовал и дрейфует во льдах, находясь ввиду этого под угрозой гибели.» [Лучанский]

Рядом оказались «Cадко», «Малыгин» и «Седов». «Наш коллектив сразу же понял, что с этого момента мы несем всю полноту ответственности перед родиной за максимально полноценное использование всех возможностей для научных наблюдений. Правда, мы далеко не были уверены в том, что «Седов» со своими прямостенными железными бортами продержится в дрейфе достаточно долго.»

«Надо было спешить с организацией зимовки, если мы не хотели оказаться застигнутыми врасплох. В первую очередь следовало подготовить корабли и людей к борьбе со льдами.

Опыт прежних полярных экспедиций показывал, что многое зависит от того, где и как будет поставлен корабль на зимовку во льдах. Опаснее всего – попасть на линию сжатия, в разводье, края которого периодически сходятся и расходятся, словно мехи гармони. «Жаннета» Де Лонга была раздавлена именно в такой ледовой обстановке. «Челюскин» погиб потому, что зашел в глубокую трещину, из которой не было выхода.

Поэтому капитанам нужно было прежде всего подумать об убежищах для своих кораблей. Предусмотрительнее всех поступил капитан «Садко» Хромцов. Он выбрал среди старого ледяного поля естественную лагуну, окруженную высокой и мощной грядой торосов. «Садко» пробил перемычку и спрятался в этой лагуне, затянутой молодым льдом. Впоследствии выяснилось, что этот выбор был наилучшим: за всю зиму «Садко» ни разу не был потревожен сколько-нибудь существенным сжатием.

«Малыгин» остановился у края старой толстой льдины – так что уже через несколько дней сжатие наворотило у его борта гигантский ледяной вал вровень с палубой. Хорошо, что к этому времени механики «Малыгина» еще не разобрали машину, – пароход поднял пары, убрался подальше от этого опасного места и остановился в более надежном льду.»

Хуже всех расположился на зимовку «Седов». Он был поставлен среди двух полей, которые впоследствии причинили много неприятностей кораблю: за зиму он испытал свыше 20 сжатий, одно из которых нанесло непоправимые повреждения его рулю [Лучанский], а за время всего дрейфа 153 сжатия, во время которых приходилось спасать оборудование и переходить на лёд. Но, ни у кого даже не возникло мысли пересадить членов экипажа «Седова» на другой корабль и бросить судно в море на произвол судьбы.

 

  Забыть невозможно как в 37-ом В стихию вступили бороться со льдом. Пятнадцать отважных морских смельчаков, Спасли ледокол от замерзших оков. Отвага живёт теперь в юных сердцах, Способных в час трудный идти до конца! @Ирина Полянская   «Но даже в том случае, если бы нам пришлось покинуть корабль и перейти на лед, мы считали бы своим долгом сделать для науки максимум возможного до того, как нас сняла бы спасательная экспедиция: советскому моряку не свойственно равнодушие, узкокастовый эгоизм, и он не считает себя вправе пройти мимо интересных малоисследованных отраслей знания…».
  СЕДОВЦЫ Был город такой из тридцати трёх, Где жаловаться – сущий грех. На Землю ОРЗ вместо брюшного тифа сообщалось, А ждать – никто не знает, что досталось! Вперёд! Глубины Северного мерить, Да и в спасение-чудо верить!      
Когда же лишь пятнадцать их осталось, А дрейфа год-другой - какая малость! Теперь уж вся страна следила, Линейки в школах, на работе проводила, В душе, как будто, проще было. Но, знамо всё с собой не заберёшь, Во льдах же ничего не стоит грош -    
  Еще подѝвимся на русских мы смекалок, Светильники и комельки – всё из консервных банок. СЕДОВЦАМИ ГОРДИСЬ! Не мало им пришлось погрызть, При этом был затерт ими бильярд Ведь каждый человеческому рад!   @Ирина Полянская    
         

 

С 29 августа 1939 г. «Седов дрейфовал один» в составе 15 человек. Речь шла не только о чести советского флота, дрейф ледокола «Седов» должен был обогатить науку ценнейшими данными о малоисследованных и неисследованный районах центральной Арктики [Папанин].

 

Первое письмо-радиограмма Сталина и Молотова от 24 октября 1938 года, адресованное зимовщикам:

«Уверены, что с большевистской твердостью советских людей вы преодолеете все трудности на вашем пути и вернетесь на родину победителями».

«Это доверие, оказанное нашему коллективу, бодрило нас. Оно придавало нам силы, помогало бороться со стихией и отражать ее удары.» [Лучанский]

  В сороковом могучий «Сталин» (для этого и был он на воду поставлен) Седовцев с плена выводил. И КАЖДЫЙ СТАЛИНА ЛЮБИЛ!   @Ирина Полянская  

 

Сталин и весь народ узнали о дрейфе только в конце октября 1938 г., когда стало ясно, без нового ледокола, силами старого состава ледоколов обойтись невозможно. Генсеком принято решение: срочно конструировать и ставить на воду ледокол «И. Сталин».

Но, даже о периоде 1939-1940 года, когда о «Георгии Седове» уже много говорили и писали в СМИ, у непривыкших жаловаться седовцев, находим полушутливый отзыв о доставленных самолетами грузах [Бадигин]:

 

  Бумага стерпит истязание. Промокнет? Самоистязание! Желаем творческого счастья Чтоб так красиво отчитаться. @Ирина Полянская   «Много месяцев спустя, уже вернувшись на материк, команда прочитала в одной из газет: «Институт заготовил около 4-х тонн продовольствия: сухари с мясом, плавленый сыр, сливочное масло, свиное сало, корейка, сахар, шоколад, чай, соль, витамин С, концентраты. Ассортимент концентратов значительно расширен: количество первых блюд доведено до восьми, вторых – до шести. С особой тщательностью была проверена подготовка продуктов для удобного использования их в суровых условиях Арктики. При упаковке и укладке были приняты все меры к тому, чтобы была обеспечена целость упаковки отдельных продуктов и исключена возможность передачи одних запахов другим …»

 

– «До седовцев не дошел запах ни тех, ни других продуктов. «Не знаю я до сих пор, кому достались все эти 14 блюд.»

– Снабженцы забыли уложить в самолеты зубной порошок. Едкого натра доставили так много, что мы впоследствии употребляли его…для мытья палубы. В то же время фотопластинок было чрезвычайно мало, а сульфит, без которого проявлять их нельзя, вовсе отсутствовал. Огромным шарикоподшипникам найти применение было просто немыслимо… Хирургических инструментов прислали несколько ящиков».

 

  ВЕСНА 1938 г. СЕДОВЦЫ Когда цветочки поливали Весной, то даже и не знали, Что где-то в сердце ледяном Погода на людей – войной. Что в Арктике Седовцев жмёт Холодный и бескрайний лёд. @Ирина Полянская  

 

 

ЧЕСТЬ И СЛАВА ГЕРОЯМ!

 

 

Литература:

1. Лучанский Г. ОПЫТ НЕЗАПЛАНИРОВАННОЙ ЗИМОВКИ МОРЯКОВ ДРЕЙФУЮЩЕГО КОРАБЛЯ «ГЕОРГИЙ СЕДОВ»

https://geolmarshrut.ru/biblioteka/catalog.php?ELEMENT_ID=136

2. Папанин И.Д. С именем Сталина. / предисловие к кн. Рассказы седовцев. – Из-во Главсевморпути. – 1940 г.

3. Бадигин К.С. На корабле «Георгий Седов» через Ледовитый океан. – Из-во Главсевморпути. – 1940 г.

 

 

Подг. Полянская И.С., 19.04.2015 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: