Работать над выполнением ВКР (дипломного проекта) студент должен с начала второго семестра. Затем, продолжает выполнять его в рамках преддипломной практики и завершает работу в начале июня. Готовая ВКР сдается в учебную часть с подписями руководителя, консультантов.
Разработка концепции издания, web-сайта, аудио- и видеопродукта — одна из главных задач редактора на подготовительном этапе. Поэтому в рамках этого этапа редактор занимается моделированием продукта: предварительно рассчитывает экономическую эффективность, подбирает коллектив для работы, планируются производственные процессы и мероприятия по сбыту, рекламная кампания. Дипломнику необходимо дать характеристику компании, занимающейся выпуском продукта.
Редактор изучает конъюнктуру и сегментацию рынка. После того как сегмент выделен для более четкого потребителя, разрабатывается анкета, с помощью которой дорабатывают и вносят корректировки в работу издающей организации.
В зависимости от тематики ВКР необходимо изучить и выявить общественные потребности в традиционной или электронной книге, в создании web-сайта, аудио- и видеопродукта. Проводя расчет себестоимости издания, сайта, радиопередачи или телепередачи дипломник должен сделать экономическое обоснование проекта. Производится оценка экономической эффективности редакторской подготовки выбранного к проектированию издания (продукта). Оценка экономических показателей производится в зависимости от выбранного направления. Для экономических расчетов необходимы следующие данные: объемы изданий, гонорары авторам, художникам, характер оформления изданий, сорта бумаги, специальное оборудование для подготовки аудио- и видеопродукта и др.
При выполнении дипломного проекта, студенты должны провести маркетинговое (социологическое) исследование. В данном разделе следует рассмотреть два аспекта:
1) анализ целевой аудитории, на которую направлены результаты проектирования. Необходимо выяснить каким критериям должен соответствовать конечный продукт, вкусы, привязанности, направленности потребителей данного продукта. Необходимо основываться на социологических исследованиях в данной области и делать теоретические заключения о тенденциях и перспективах;
2) анализ конкурентов, рассмотрение представленных на рынке аналогов. Обязательно нужно представить графические материалы и проанализировать их положительные и отрицательные качества.
В экономической части проекта необходимо убедительно и грамотно провести все экономические расчеты, составить смету затрат, рассчитать основные технико-экономические показатели проекта и дать заключение о его рентабельности.
Себестоимость продукции — это выраженная в денежной форме совокупность затрат на производство и продажу готовой продукции (услуг). При планировании, учете и анализе затрат на выпуск и реализацию проектируемой продукции выделяют следующие статьи затрат: расходы на авторский гонорар (с платежами во внебюджетные социальные фонды): расходы на полиграфическое исполнение; расходы на бумагу для текста, вклеек, вкладок, накидок, форзацев, обложки и суперобложки; расходы на картон; расходы на переплетные материалы; редакционные расходы (обработка и оформление оригиналов, создание оригиналов-макетов); общеиздательские расходы; расходы на продажу; расходы на закупку оборудования.
Объединение расходов в калькуляционные статьи для формирования договорных цен на проектируемые работы производится с учетом их производственно-технического назначения и места возникновения: расходы на материалы; расходы на возвратные отходы (вычитаются); расходы на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций; расходы на оплату труда; платежи во внебюджетные социальные фонды; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; расходы на продажу.
Исходными данными для расчетов потребности в материальных ресурсах служит предлагаемый объем продаж, а также нормативная база потребностей в материальных ресурсах (нормы расходов материалов, энергоносителей, действующие цены и тарифы, возвратные отходы, стоимость возвратных отходов), содержащиеся в задании.
После определения потребностей в материальных ресурсах необходимо рассчитать их стоимость, исходя из сложившихся на текущий момент рыночных цен и тарифов.
Расчет оплаты труда необходимо производить с учетом трудоемкости проектируемого заказа.
Профессия | Численность | Форма оплаты труда | Основная заработная плата | Дополнительная заработная плата | Годовой фонд оплаты труда |
Итого |
Далее выполняется расчет затрат на производство проектируемого продукта.
Затраты | Сумма, руб. | Способ расчета |
1. Материальные затраты: а) затраты на материалы б) прочие материальные затраты | По расчету 15–20% от п. а | |
2. Затраты на оплату труда | По расчету | |
3. Платежи во внебюджетные социальные фонды | 30% от затрат на оплату труда п. 2 | |
4. Амортизационные отчисления | % от стоимости проектируемых основных фондов | |
5. Прочие затраты | 1–3% от п. 1 + п. 2 + п.3 + п. 4 | |
Итого общая сумма затрат | Общая сумма всех затрат |
После заполнения таблицы можно определить и проанализировать структуру затрат на производство проектируемого продукта.
По итогам затраченных на проект денежных средств можно рассчитать сумму проектируемого объема продаж и стоимость одного экземпляра продукта. Студенты, также должны рассчитать прибыль от реализации проектируемого продукта.
В данном разделе, также делается заключение о рентабельности проекта.
По результатам экономических расчетов и выведенной стоимости экземпляра продукта можно сделать вывод о конкурентоспособности проекта на рынке.
Расчет технико-экономических показателей проекта.
Показатели | Значение | Способ расчета |
1. Объем выпуска проектируемой продукции в натуральном выражении, ед. | По заданию | |
2. Объем выручки от продажи, руб. | По заданию | |
3. Себестоимость выпуска, руб. | По расчету (итог табл. 2) | |
4. Прибыль от продажи проектируемой продукции, руб. | ||
5. Цена одного экземпляра, руб. | ||
6. Годовой фонд заработной платы, руб. | ||
7. Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб. | ||
8. Рентабельность продукции, % |
Далее студентам необходимо проанализировать полученные при проектировании результаты и сделать вывод о рентабельности проекта. Каждая фирма, начиная процесс производства, или, принимая решения о его расширении, должна быть уверена, что ее затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек фирмы. Чтобы определить, при каком объеме продаж окупятся затраты фирмы, необходимо рассчитать точку безубыточности.
По итогам расчетов точки безубыточности мы можем сделать вывод, что в представленный проект является прибыльным.
Редакционный этап является основным в дипломном проекте студента. В рамках этого этапа студент должен проработать с редакторской точки зрения подготовку основного и дополнительного текстов, аппарат издания. Необходимо проанализировать текст разрабатываемого продукта. Студент должен провести анализ лексики, морфологии и синтаксиса издания. Следует привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения ВКР.
На производственном этапе редактор занимается рекламной кампанией. Следует разработать продукт информационного дизайна (листовка, буклет, баннер, плакат и т.д.) или показать промо ролик.
На заключительном этапе студент предлагает способы продвижения издания на рынок и каналы сбыта, проводит повторное анкетирование, посвященное конкретному продукту, и подсчитывает окончательную рентабельность выпущенного на рынок продукта.