Технологии СПД при проектировании и реализации ИМС




В.С. Торохтий, Е.И. Холостова, Г.И. Янин и др. считают, что основу технологического компонента социально-педагогической деятельности составляют:

– деятельностные технологии – технологии, обеспечивающие деятельность, ее профессиональные процедуры (методики, техники, способы обеспечения): технологии деятельности специалиста (методика диагностики, техники коррекции);

- технологии разрешения проблем семьи и ребенка (техники самоорганизации), самого специалиста (приемы самонастройки, саморегуляции);

– технологии жизнеспособности системы, разрешения проблем социума: методики реформирования структур (специальных центров, отделений в центрах) психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса; техники организации взаимодействия специалистов различного профиля и ведомств в разрешении проблем социума; технологии работы психологопедагогического консультативного пункта в технике проведения комплексной экспертизы социальных программ, проектов и т. д.;

– технологии сопровождения процесса: а) применительно к процедурам информационно-аналитического этапа: техника формирования, развития совершенствования представлений о ребенке и семье; методика сбора и обобщения информации; методики педагогического анализа социальных проблем; б) применительно к процедурам побудительно-сопроводительного этапа: приемы разрешения межличностных конфликтов; техники защиты от внутрисемейного насилия; техники информационно-воспитательного сопровождения, оказания социальной поддержки, психологической помощи участникам образовательного процесса; в) применительно к процедурам восстановительно-реабилитационного этапа: методики консультирования, профилактики, реабилитации; техники самонастройки, саморегулирования; технологии раскрытия ресурсов личности к самоорганизации.

Данный комплекс социально-педагогических действий вкупе с личностно ориентированными технологиями стал основой сопровождения всех участников образовательного процесса.

А.Н. Новиков: личностно ориентированные воспитательные технологии образуют подсистему воспитания, в плоскости которой сами учащиеся выстраивают индивидуальные траектории своего собственного развития. Это, в свою очередь, означает, что массированное применение в школьной практике личностно ориентированных технологий не создает новую систему воспитания, а снабжает ее важнейшими специфическими свойствами, что позволяет педагогам предложить, а учащимся использовать возможности выбора вариантов и способов личностного развития, т. е. обеспечивает, с нашей точки зрения, поливариантное развитие.

Из всего вышесказанного следует, что интеграция социальных и личностно ориентированных педагогических технологий действительно стала основой сопровождения: из их компоновки может выстраиваться индивидуальная траектория обучения, деятельности и общения, а, следовательно, соответственного поливариантного развития личности ребенка (как в сфере общего, так и особенного).

При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические (проектирование активных действий педагога / специалиста, моделирование комплексов), технологические (деятельности по составлению авторских программ, сценариев взаимодействия субъектов / систем) и социально-педагогические факторы (активизацию системы защиты детства в сельском социуме, формирование ключевых компетенций у воспитанников). Ключевым фактором процесса комплексного сопровождения выступают отношения, возникающие в результате моделирования и организации системы взаимодействия.

 

Савинова, Ковешникова:

Технологии в сопровождении ДГР:

- организационные социально-педагогические технологии

- социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы (Реан).

Организационные социально-педагогические технологии: направлены на выявление детей ГР, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Создают основу для применения социально-педагогических технологий индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками ГР.

1. Формирование банка данных детей и подростков ГР (инициатива от социального педагога; взаимодействие с инспектором по ДН, участковым, специалистами органов опеки и попечительства, здравоохранения и т.д.). В банк данных включают сведения ДиПГР, проживающих на территории микрорайона ОО (даже если они там не обучаются):

- из семей СОП,

- базнадзорных и беспризорных,

- занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством,

- содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, специальных учебно-воспитательных учреждениях

- употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества

- совершивших правонарушения, повлекшие применение мер административного взыскания

- совершивших правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность

- освобожденных от уголовной ответственности в следствии акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия

- не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством

- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу

- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора

- состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних

- состоящих на ВШУ

- состоящий на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

При формировании банка данных уточняются следующие позиции:

- каковы основания постановки на учет

- какие структуры работают с подростком

- какая работа проводится для разрешения проблемы

- что еще можно предпринять для разрешения данной проблемы

- нет ли детей, которые имеют основания, но на учет не поставлены.

2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков. Необходимо для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей ребенка, сведения о котором поступили в банк данных. Взаимодействует с классным руководителем, педагогами, обучающимся, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок. Используется апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики, включая педагогическое наблюдение.

- изучение индивидуальных особенностей, выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций, отклонения в поведении, определение их причин, истоков

- исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.

3. Разработка и утверждение программ СПД с ребенком, группой и общностью.

По результатам диагностики определяется суть проблемы, причины ее возникновения, подбираются адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.

Разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:

- целесообразность методов, форм и средств СПД, в том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных ведомств;

- прогнозируемость

- измеряемость ожидаемых результатов.

4. Обеспечение условий реализации программы.

- выполнение посреднической функции

- распределение совместно с различными специалистами участие и ответственность всех привлеченных к реализации программы сторон

- реализация индивидуальных социально-педагогических программ

- отслеживание результатов

- информирование Комиссии по делам несовершеннолетних, директора, педагогический коллектив о результатах взаимодействия, ходе реализации программы

5. Консультирование

- консультирование всех участников образовательного процесса

6. Межведомственные связи.

 

Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы

- позволяют конкретизировать особые проблемы ребенка, при этом динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и учитываются как на момент первичной диагностики, так и во время и по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка

- каждый этап технологии связан с предыдущим и последующим (не выполнение задач какого-либо этапа приводит к необходимости вернуться к ее выполнению, но уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации

- может рассматриваться как инструмент стабилизации положения ребенка (примерно в 10% случает самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия).

- содержание технологии определяется проблемой ребенка.

Маршрут сопровождения

С.А.Расчетина

Социально-педагогическая программа может быть определена как особая форма организации социально-педагогической деятельности. Её особенность заключается в том, что она ориентирована на достижение конкретного, запланированного результата, реализуется определенным способом, с использованием определенного арсенала методов и средств социально-педагогической помощи, поддержки и сопровождения и ограниченного количества ресурсов, в заранее намеченные сроки. При этом концепция социально-педагогической программы определяется главной идеей (ради чего она разработана) и уровнем реализации (региональный, муниципальный, локальный), определяющим масштаб решения проблемы. Это задаёт общий контекст социально-педагогической программы, определяет её направленность, а также цель и задачи. Исходя из того, что цель – результат, который предполагается получить в случае успешной реализации программы, а задачи – это последовательные шаги на пути к достижению цели, особую значимость приобретают функции прогноза в разработке социально-педагогических программ поддержки и сопровождения ребёнка в ситуации риска. Безусловно, любая проектная деятельность не может осуществляться без прогнозирования, как предвосхищения возможного результата реализации программного продукта на практике. Именно в прогнозе предсказание перспективы опирается на накопленный профессиональный опыт и предположения относительно разрешения проблемной ситуации.

Практическое назначение прогноза как звена в разработке социально-педагогической программы состоит:

– в подготовке обоснованных, конкретно обозначенных предположений, раскрывающих желательные направления дальнейшего развития социальной ситуации развития ребёнка;

– в описании предлагаемых механизмов преодоления негативных тенденций, то есть средств, способов, путей достижения поставленной цели по изменению ситуации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: