Сопровождение - поддержка




Л 3. Индивидуальный маршрут сопровождения

 

1 Сопровождение - поддержка

2 Технологии СПД при проектировании и реализации ИМС

3 Маршрут сопровождения

4 Алгоритм разработки маршрута сопровождения

5 Оценка результативности маршрута сопровождения ДиПГР

 

Сопровождение - поддержка

Проблемы психолого-педагогического сопровождения, его организация и содержание раскрыли в своих исследованиях М.Р. Битянова, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистрова, О.С. Газман, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, А.И. Красило, В.Е. Летунова, Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков, М.И. Роговцева, К. Роджерс, Н.Ю. Синягина, В.И. Слободчиков, Ф.М. Фрумин, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якиманская и др.

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.

Поддержка, трактуемая как помогающее отношение, выступает как особый способ построения контакта «взрослый — ребенок», стимулирующий потребность в анализе собственного внутреннего мира. Поддержка основывается на идеях помогающего отношения, обеспечивающего атмосферу доверительности и безопасности во взаимодействии «взрослый — ребенок», осуществляется в форме сопровождения, обеспечивает процессы актуализации потенциальных ресурсов ребенка, необходимых для решения проблемы. Речь идет о поддержке и сопровождении ребенка как особом педагогическом процессе, ориентированном «на минимизацию риска отторжения от семейной и школьной жизнедеятельности и актуализацию ценностных смыслов воспитания и образования». На практике этот процесс реализуется, во-первых, как конструирование ситуаций доверительных отношений социального педагога и ребенка, во-вторых, как преобразование ситуаций ближайшего социального окружения (родители, учителя, сверстники), нарушающих процессы социализации. В рамках разных методологий процесс поддержки и сопровождения ребенка «обрастает» рядом специфических характеристик: интеллектуальных, эмоциональных, речевых (повествовательных) (С.А. Расчетина).

Индивидуальное сопровождение – это система, взаимосвязанных по целям, времени, задачам и согласованных действий всех специалистов, направленных на оказание всесторонней помощи ребенку, его родителям, педагогам в выявлении проблем в его развитии, поиске их эффективного решения, а так же направлено на всестороннее развитие задатков, способностей ребенка.

Индивидуальное сопровождение развития ребенка направлено на всестороннее развитие его задатков и способностей. Эффективность образовательного процесса во многом зависит от уровня знаний педагогом своих воспитанников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним.

Одним из направлений системного сопровождения является проектирование и реализация программ психолого-педагогической и медико-социальной помощи группе детей с характерными для этой группы проблемами (например, агрессивностью, гиперактивностью, застенчивостью и др.).

Системное сопровождение строится поэтапно, по определенному алгоритму.

Диагностический этап. Целью является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализировать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе специалисты по сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения. После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по eгo реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате разделения функций возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.

Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, таки ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов —психологов, медицинских работников, юристов и Т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.

Рефлексивный этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении индивидуальной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении.

Индивидуальное сопровождение развития ребенка строится на следующих принципах:

1.Рекомендательный характер советов. Советы, которые получают родители или ребенок, должны носить рекомендательный характер. Основная идея сопровождения – это развитие в ребенке самостоятельности при решении актуальных проблем. Сопровождающий может дать совет, как выйти из сложившейся ситуации, но не имеет права обязывать детей поступать определенным образом. Ответственность за принятое решение лежит на родителях и ребенке.

2.Первостепенная важность детских интересов. На развитие проблемной ситуации влияет не только социальное окружение ребенка, но и особенность его личности. Другими словами, при решении проблемы дети часто оказываются неправыми. Справедливость требует объективного разрешения ситуации, однако сопровождающий не должен забывать, что на стороне взрослого его жизненный опыт, возможность обратиться в различные социальные организации и структуры. На стороне ребенка, как правило, только он сам. В этом случае сопровождающий должен стараться разрешить проблему с максимальной пользой для своего подопечного и отстоять его интересы.

3.Непрерывность сопровождения. Сопровождающий должен оказывать гарантированную помощь на каждом этапе решения проблемы. Специалист прекращает поддерживать ребенка только в том случае, когда проблема будет полностью решена либо подход к решению станет очевиден. Также этот принцип означает, что детям, находящимся в «группе риска», например, детям-сиротам, гарантируется профессиональная помощь в течение всего периода становления.

4.Мультидисциплинарность сопровождения. Педагог, детский психолог, родители и т.д. должны работать в команде, используя единые методы и опираясь на общую систему ценностей. Работа сопровождающих должна быть согласована, только в этом случае можно добиться желаемого результата и эффективного разрешения детской проблемы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: