Оценка результативности маршрута сопровождения ДиПГР




Разработка, реализация и оценка проектов и программ выступает как необходимое условие развития общества, которое ориентировано на позитивные изменения в различных сферах жизнедеятельности. Программа рассматривается как некоторое средство, позволяющее маневрировать в сложных социальных условиях, выдерживать курс ценностного и стратегического управления, добиваться целей, связанных с воспроизводством материальных и духовных ценностей человеческой жизнедеятельности. Обыкновенно проекты и программы социального и социально-педагогического содержания разрабатываются, реализуются и оцениваются на уровне институциональном (социальная сфера, система, организация) и индивидуальном (для решения проблемной, кризисной, социально опасной и других ситуаций).

Специфика индивидуально ориентированных социально-педагогических программ, нацеленных на решение проблем ребенка, состоит в том, что в них представлена последовательность осуществления особых видов педагогических процессов — поддержки и сопровождения, обеспечивающих выход за пределы ситуации, нарушающей процессы социализации.

Обыкновенно разработка и оценка индивидуально ориентированных социально-педагогических программ осуществляется с позиции классической (системной), реже — неклассической (антропологической), еще реже — постнеклассической (дискурсивной) методологии.

1 Системно ориентированный подход к разработке и оценке программы предполагает, что проблемное содержание программы подвергается количественному анализу, позволяющему фиксировать качество значимых для развития ребенка семейных и школьных отношений. Позиция оценщика программы может быть охарактеризована как «отстраненная», позволяющая получать объективную информацию о ситуации, охарактеризованной в программе. Формулировка цели и задач программы, выбор средств их реализации осуществляется с опорой на стандартные образцы успешности ребенка в рамках основного и дополнительного образования. Теории, базирующиеся на системном подходе, соотносят понятие «успешность» с феноменом индивидуальных возможностей ребенка и результатами его деятельности. Успешность возможна там, где актуализируется стремление ребенка превзойти уровень, достигнутый ранее. Деятельность ребенка оценивается как успешная в случае достижения запланированного результата и эмоциональной удовлетворенности ребенка результатом выполняемой деятельности. Основной раздел программы опирается на стандарт, который задает оценочные критерии соответствия — несоответствия знаний, умений, поведения ребенка общепринятым нормам и правилам, на основании которых определяются задачи, предлагается комплекс мероприятий, нацеленных на преобразование ситуации. Системная методология предлагает конструировать процесс поддержки и сопровождения ребенка как технологически выверенную последовательность ситуаций, согласованных по срокам и исполнителям, с учетом возможных рисков, способных нарушить алгоритм.

Основной показатель преобразования ситуации — мера успешности ребенка в значимых видах деятельности и отношений, от которой зависит возможность преодоления риска негативного развития ситуации в будущем. Она определяется на основе количественных характеристик успешности. В целом индивидуально-ориентированная программа может быть определена как особый «технологический» продукт, разрабатываемый в логике целеполагания, то есть раскрывающий проблемную ситуацию, как она есть (ситуация как бытие), и содержание целенаправленной, технологически выстроенной системы действий, приводящих к количественно измеримому и личностно значимому результату преобразования ситуации.

2. Антропологически ориентированный подход к разработке и оценке программы предполагает об ращение к анализу ценностно-смысловых характеристик ситуации. В аналитической части программы представлена характеристика ценностного отношения ребенка к проблемной ситуации, субъективный мир его переживаний, отражающий меру «удовлетворенности — неудовлетворенности» экзистенциальных потребностей в доверительности, безопасности, признании, самоуважении. В данном случае мы имеем дело с «включенной позицией» оценщика программы, поскольку понимание личной значимости ситуации для ребенка возможно при условии доверительного контакта с ним. Формулировка цели и задач программы, выбор средств их реализации осуществляется, исходя из ценностных суждений ребенка, переживающего смысловую «недостаточность» отношений с людьми из ближайшего социального окружения. Основной раздел программы содержит комплекс индивидуально ориентированных мер, обозначенных в экзистенциальной педагогике как «атмосфера безопасности», пространство свободы ребенка и его доверия к взрослому. Процесс поддержки и сопровождения должен, по мысли разработчика программы, укрепить его жизнестойкость, содействовать выходу за рамки ситуации. Главным показателем преобразования ситуации выступает мера жизнестойкости — уязвимости ребенка перед лицом проблемы, от которой зависит преодоление риска негативного развития ситуации в будущем. Это качественный показатель, отталкиваясь от которого оцениваются адекватность предлагаемых средств экзистенциальным потребностям ребенка. В этом случае индивидуально-ориентированная программа может быть определена как особый «экзистенциальный» продукт, раскрывающий проблемную ситуацию с точки зрения ценностного восприятия ее ребенком (ситуация как смысл бытия), определяющий комплекс мер, обеспечивающих соответствие планируемых ситуаций признакам доверительности, безопасности и другим экзистенциальным потребностям ребенка.

3 Дискурсивно ориентированный подход ориентирует разработчика и оценщика программы на представление о человеке, главной характеристикой которого выступает способность к говорению. Ребенок представлен здесь как языковая личность, как «самоповествование». Авторы полагают, что истории, циркулирующие в сообществе, «являются источниками норм и эталонов, с которыми человек постоянно себя сравнивает, и очень часто именно подобное сравнение является важным источником возникновения и поддержания проблем». По мнению цитируемого автора, «навязанная история» «вызывает тревогу, которую невозможно преодолеть за счет советов «быть собой» и «рассуждать логически», — именно потому, что каждый несет в себе «встроенного» надзирателя и его оценочные инструменты». В школьной среде циркулируют истории о неуспешности, конфликтности, агрессивности конкретных учащихся, которые «вживаются» в навязанные им истории, воспринимают себя через них, не могут высвободить себя из их тисков. С точки зрения этой теории, ситуация риска укореняется в некачественной личностной истории, препятствующей успешности в различных видах деятельности, что может привести ребенка к исключению себя из этих процессов и иметь более серьезные отрицательные последствия. Жизненное событие — проблемная ситуация — в рамках этой методологии рассматривается как «текст», «дискурс», «повествование» о событии. Поэтому аналитический раздел программы формируется, исходя из осмысления речевой практики ребенка, самоповествования, в котором представлено его отношение к себе, выработанное на основе речевых практик «о должном», циркулирующих в ближайшем социальном окружении. Этот научный подход высвечивает идею речевой агрессии, которая формирует представление ребенка о себе в виде навязанных ему историй, нацеливает на познание конкретной проблемы через анализ речевых практик ребенка, находящегося в ситуации риска, и людей из ближайшего социального окружения, значимых для его развития. Разработчик программы обращается к интент-анализу — методу, основанному на исследовании речи, позволяющему понять скрытый подтекст высказываний ребенка и ответить на вопрос, для чего говорилась данная фраза или ряд фраз, и биографическому методу, осуществляемому как рассказ ребенка о событиях, несущих в себе проблему, как речевое обоснование собственных поступков и переживаний. Позиция оценщика состоит в ориентации на анализ речевых практик ребенка, раскрывающих его личностное отношение к ситуации, меру влияния навязанной истории на эмоциональное самочувствие и самооценку. Внимание оценщика фиксируется на формулировке цели и задач программы, выборе средств их реализации, долженствующих изменить самооценку ребенка, сформированную на основе соотнесения своей личности с теми параметрами, которые принято рассматривать в значимой микросреде как «должное». В основном разделе программы оценивается совместная работа психолога и социального педагога в процессе поддержки и сопровождения ребенка. Психолог, действующий в рамках этой терапии, предлагает осуществить ряд шагов, связанных с пересочинением истории, с отделением навязанной истории от ребенка. Социальный педагог создает сообщество поддержки для предпочитаемой истории, включает ребенка в разные виды деятельности, способствующие переориентации на новую историю. Главным показателем преобразования ситуации выступает самооценка, переформулированная в процессе преобразования ситуации, представленная в его рассуждениях о себе. Это качественный показатель, отталкиваясь от которого оцениваются адекватность предлагаемых действий в виде речевых практик, нацеленных на пересочинение истории. В этом случае индивидуально-ориентированная программа может быть определена как особый «дискурсивный» продукт, в котором содержится анализ информации, почерпнутой из самоповествования ребенка, оценивающего себя с позиции суждений, представленных в речевых практиках значимых людей, и раскрыт процесс «отвязывания» истории от ребенка.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: