ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ В БССР




 

Революционные события 1917 года в России открыли реальные возможности для осуществления программы белорусского национально-культурного возрождения, основные элементы которой сложились в начале ХХ в. Провозглашение широких демократических свобод в стране открыло перспективы для легальной деятельности в этом направлении.

Сразу после февральских событий начался процесс восстановления белорусских общественно-политических и культурных организаций. На неоккупированной территории Беларуси, в городах России, где находились белорусские беженцы, возникали национальные организации различной политической ориентации. Все они в той или иной мере занимались национально-культурной работой.

-е годы вошли в историю культуры Беларуси как время белоруссизации. Принятие в 1924 году Постановления ЦИК БССР “Аб практычных мерапрыемствах па правядзенню нацыянальнай палiтыкi” придало белоруссизации силу закона.

Наиболее ярко это проявилось в начале 20-х годов, когда деятелей мировой культуры стремились вовлечь в систему блокады Советской России, и в конце 30-х годов, когда приготовления к новой войне в экономической и политической области обострили международную обстановку и резко сократили культурные связи между народами.

Международное сотрудничество в области культуры в межвоенный период сыграло положительную общественную роль. В политическом плане оно содействовало формированию антимилитаристских настроений мировой интеллектуальной элиты. Однако выдвинутая ею идея «морального разоружения» не смогла приобрести решающего значения в сфере межгосударственных отношений, ибо в своей основе не затрагивала истинных причин возникновения мировых войн.

К тому же сторонники «морального разоружения» не были способны без материальной и организационной поддержки государств и Лиги Наций оказать действенное влияние на настроения политических деятелей.

Для БССР создание собственного кинопроизводства имело политические значение. Белорусские фильмы должны были пропагандировать достижения Советской Белоруссии не только в масштабах СССР, но и за границей, прежде всего, в Западной Белоруссии. «В декабре 1924 г. постановлением СНК БССР был создан трест Белгоскино, который состоял из двух основных отделов: эксплуатационного и производственного. Трест Белгоскино занимался кинофикацией городов и сел, а также прокатом кинофильмов. Однако главной задачей этого учреждения являлась организация собственного кинопроизводства. Экономические возможности БССР не позволяли построить собственную киностудию. Поэтому производство белорусских фильмов было организовано в Ленинграде, на специально созданной киностудии «Савецкая Беларусь»» [16, с.56].

Для создания фильмов приглашались российские режиссеры, актеры, кинооператоры и другие участники процесса кинопроизводства. Белорусский художественный кинематограф 1920-х гг. осваивал разнообразную тематику и жанры. На историческом материале были сняты фильмы «Кастусь Калиновский» (режиссер В. Гордин), «Его превосходительство» (режиссер Г. Рошаль), «Отель» Савой» (режиссер А. Файнциммер), «В огне рожденная» (режиссер В. Корш-Саблин). Зрелищность героико-революционных фильмов обусловила их успех у критики и зрителя.

Однако многие картины справедливо подвергались критике за схематизм и поверхностное отображение жизни. Белорусский кинематограф 1920-х гг. начал разработку темы жизни за рубежом. Фильмы Ю. Тарича «До завтра» (1929 г.) и «Ненависть» (1930 г.) были посвящены революционной борьбе в Западной Белоруссии и тяжелому положению рабочего класса в Польше. Революционные события в Китае стали темой фильмов В. Гордина «Четыреста миллионов» (1928 г.), И.Вайнштока «Рубикон» (1930 г.). С 1930 г. белорусский кинематограф начал осваивать создание звуковых картин. Начиная с 1937 г. белорусские кинокартины отмечены наградами десятков международных кинофестивалей - во Франции, Италии, Великобритании, Аргентине, Индии, Германии, Испании, Канаде, США, Бельгии, Югославии, Швейцарии, России и др. странах, регулярно представляются на крупных кинорынках Европы.

Международный авторитет белорусской литературы складывался постепенно. Уже к середине 20 в. она перестала быть фактом только национальной культуры. Лидерство белорусских писателей в осмыслении военной темы, в развитии комедиографии признавалось не только в Восточной Европе, но и на всех просторах СССР и социалистического лагеря. В 1920-е гг. культурные процессы в БССР отличались сложностью и противоречивостью.

Идеологические рамки существования белорусской культуры в этот период были достаточно широкими. Под воздействием политики белорусизации закладывался фундамент основных культурных институтов, ускоренно формировались кадры новой национальной интеллигенции. Разнообразием отличалась литературно-художественная жизнь, шел активный поиск новых форм и путей развития во всех областях художественной культуры. Эти прогрессивные явления противоречиво переплетались с начавшимся в 20-е годы процессом «огосударствления» белорусской художественной культуры.

«Подчинение этой сферы духовной жизни народа интересам государства сопровождалось изменением идейно-эстетического содержания белорусской литературы и искусства» [14, с.72]. Национал-демократизм, являвшийся идейной основой белорусской культуры с начала XX века, вытеснялся и заменялся коммунистической идеологией.

Широкому развитию зарубежных связей Беларуси мешал ряд обстоятельств: трудности восстановления хозяйства, «холодная война» между противоположными политическими системами, «закрытость» советского общества, практика подозрительного отношения властей ко всем, кто имел контакты с представителями других стран. Деятельность республики на международной арене координировалась, согласовывалась с политикой СССР, стран - участниц Варшавского Договора и членов Совета экономической взаимопомощи.

Даже текущие, оперативные вопросы отношений республики с иностранными государствами, международными организациями решались с ведома союзных органов. Серьезным препятствием стала и развернутая во второй половине 40-х - начале 50-х гг. кампания борьбы с так называемым космополитизмом и низкопоклонством перед Западом. Только в связи с «оттепелью» 50-х гг. расширились возможности международных контактов.

После XX съезда КПСС (1956 г.) начался процесс реабилитации многих репрессированных деятелей культуры, науки, литературы и искусства. В общественное сознание возвращалась правда об истории, несправедливо забытые имена и литературные произведения.

Во второй половине 1950-1960-х гг. успешно развивались белорусское театральное, изобразительное, музыкальное и другие виды искусств. А со второй половины 1960 по первую половину 1980-х гг. были подготовлены и изданы многочисленные коллективные монографии и энциклопедическо-справочные издания по истории белорусской литературы и искусства, ряд исследований по истории философии и эстетики, вышла в свет Белорусская советская энциклопедия в 12 томах, дальнейшее развитие получило музейное дело в Беларуси.

Расширение культурных связей Беларуси с зарубежными странами содействовал взаимный обмен периодическими изданиями. Особенно хорошо было налажено это сотрудничество с соц. странами. Через систему “Союзпечать” ежедневно поступали населению Беларуси. Периодические издания и журналами социалистических стран.

В свою очередь, белорусские газеты и журналы высылались за границу. В Минске выходила газета “Голос Родины”, которая информировала своих сородичей за границей о жизни белорусского народа. Так, в 1958 г. были установлены дружественные отношения между редакциями журналов "Беларусь" и "Пшиязнь" (Польша). В качестве первого шага в ноябре 1958 г. состоялся обмен представителями изданий.

Для поездки в Польшу был рекомендован ответственный секретарь журнала И.Ф. Кудрявцев. Обмен между журналами способствовал появлению серии публикаций о жизни соседних народов, об их достижениях в сфере культуры.

Обмен журналистами на двусторонней основе в 1965 г. начали редакции газет "Советская Белоруссия" и "Люблянский дневник" (Югославия). «Обмен был осуществлен в рамках Государственного плана научного и культурного сотрудничества между СССР и Югославией на 1965 г. и в соответствии с решением секретариата правления Союза журналистов СССР. Сроком на 10 дней в Югославию был направлен заведующий отделом культуры газеты Ю.И. Лабун. Белорусская газета, в свою очередь, принимала в Минске югославского журналиста» [16, с.73]

В культурном международном сотрудничестве доброе дело делали Государственная библиотека имени В.И. Ленина, библиотека имени М. Горького, Центральная научная библиотека АН БССР имени Я. Коласа, Минская научно-техническая библиотека. Она организовывала обмен книгами, поддерживал тесные связи со многими зарубежными библиотеками, издательствами, архивами, государственными заведениями и т.д.

На Беларуси существования хорошая традиция отмечать знаменательные праздники, посвященные жизни и деятельности выдающихся представителей всемирной культуры.

Такие праздники были организованны в честь основателей славянской письменности Кирила и Мифодия, французко писателя и просветителя Жан-Жака Руссо, испанского драматурга Лопа де Вега, исследователя Галелео Галилея и др. В эти дни проводились торжественные собрания, тематические вечера, научные конференции, юбилейные чтения, выставки и т.д.

Расширялось такая форма культурного сотрудничества, как проведения дней национальной культуры. Впервые в истории республики Декада белорусской культуры была проведена в 1955 г. в ПНР. Вскоре в Белоруссии состоялись Дни польской культуры. В сентябре 1958 г. в БССР была организована Неделя болгарской музыки и фестиваль болгарских кинофильмов.

В качестве ответного мероприятия в Болгарии в ноябре того же года проводилась Неделя белорусской музыки и фестиваль белорусских фильмов. В мероприятиях Недели в НРБ приняла участие белорусская делегация в составе 9 человек во главе с известным композитором республики Е. Тикоцким. В состав делегации входили кинорежиссер В. Корш-Саблин, солистка белорусской оперы Т. Нижникова, другие видные деятели культуры.

В 1959 г. состоялся обмен Декадами культуры Белорусской ССР и Румынии. В Румынию были направлены делегация деятелей культуры, государственный ансамбль танца в составе 70 человек, выставка произведений белорусских художников, включавшая 180 работ.

Во время Декады демонстрировались художественные и документальные киноленты, созданные на киностудии "Беларусьфильм": "Константин Заслонов", "Павлинка", "Поют жаворонки", "Нестерка", "Миколка-паровоз", "Наши соседи", "Красные листья", "Часы остановились в полночь", "Девочка ищет отца", "Строгая женщина", "Беловежская пуща", "На земле белорусской ", "Над рекой Арессой", "Мы живем в Минске", "Они вступают в жизнь", "Изобразительное искусство Белоруссии", "Белорусский концерт", "Беларусь индустриальная". В Бухарест были также направлены пластинки с записями музыки, созданной белорусскими композиторами, фотовыставка "Белорусская ССР за 40 лет Советской власти", подборки фотографий.

Дни культуры зарубежных государств проводились в республике ежегодно. Они вызывали большой интерес со стороны белорусской общественности. Подробную информацию о проведении в республике международных мероприятий публиковали и транслировали средства массовой информации.

В исследуемый период в республике прошли Дни чехословацкой культуры (1962), Дни венгерской культуры (1963), Дни Польши (1964), Декада болгарской культуры (1965), Дни культуры ГДР (1965). В БССР были проведены Дни науки и техники ПНР (1966), Дни болгарской (1972) и польской литературы (1976).

С культурой республики во время проведения Дней Советского Союза на примере БССР имели возможность познакомиться граждане Чехословакии (1962), Венгрии (1963), Польши (1964), Болгарии (1965), ГДР (1966), Словении (1986).

Помимо проведения Дней культуры традиционной формой деятельности БЕЛОД, других общественных организаций стало проведение мероприятий, посвященных празднованию знаменательных международных и зарубежных дат. Как правило, они включали в себя торжественное заседание, концерт, цикл лекций, публикацию материалов в средствах массовой информации.

В эти дни проводились тематические кинофестивали, выставки книг фотоснимков встречи с учеными писателями и другими деятелями культура и науки. Приезжали многочисленные делегации с представителями парламентских и руководящих органов, политических и гражданских организаций, научных и культурно просветительских заведений. Проводились экскурсии в музеи, по историческим местам, на предприятиях, в учебных заведениях.

В системе культурных международных связей республики значительное место занимало проведение республиканских и зарубежных выставок прикладного и изобразительного искусства, графики, фотографии, работы народных умельцев и т.д.

В 50-60 годах на Беларуси «с успехом демонстрировались изделия румынского, венгерского, польского прикладного искусства, польского изобразительного искусства, болгарской и монгольской живописи, бельгийской графики и т.д.» [9, с.82] Белорусские художники А. Красовский, М. Тарасиков, В. Цвирко, представили свои работы на персональных выставках в Польше.

Интересной формой культурных связей БССР с зарубежными странами являлся обмен выступлениями коллективов театров, филармоний, художественной самодеятельности, концертных бригад, отдельных исполнителей.

В тоже время представители музыкального и театрального творчества Беларуси выступали в Бельгии, Польше, Англии, Канаде и многих других странах мира.

Партийными комитетами, местными органами власти, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, областными отделениями творческих союзов, трудовыми коллективами, средствами массовой информации.

Традиционными мероприятиями, включаемыми в планы сотрудничества, были обмены делегациями, специализированными туристскими группами, лекторами, художественными коллективами, спортивными командами, проведение совместных научно-теоретических конференций, митингов, направление в адрес партнеров выставок, книг, материалов для газет, телевидения и радио.

Основу планов составляли обмены делегациями и группами. К примеру, только в 1986-1987 гг. по линии регионального сотрудничества в социалистические страны выезжало 916 групп (10 215 человек), 888 групп (10 234 человека) посетило республику.

Вопросы двустороннего регионального сотрудничества постоянно находились под строгим партийным контролем. После возвращения из-за границы каждая делегация и группа работников обязана была представить в обком КПБ подробный отчет о пребывании в местных партийных организациях социалистических стран. Обкомы КПБ, в свою очередь, ежегодно представляли в ЦК КПБ отчет о выполнении планов двустороннего сотрудничества и предложения по планам сотрудничества на последующий период.

Однако, несмотря на большие финансовые и организационные затраты по обеспечению двусторонних связей, они не всегда приносили ожидаемый эффект. Причиной тому были строгие идеологические рамки, в которых осуществлялось сотрудничество, формальный подход к обменам, преобладание краткосрочных визитов, не позволяющих глубоко вникнуть в суть изучаемых проблем, слабое знание иностранных языков.

Большой интерес к установлению международных контактов проявляла высшая школа республики. Основным направлением сотрудничества стал обмен студентами. Один из первых обменов такого рода состоялся в период летних каникул 1958 г. между Минским государственным институтом иностранных языков и Йенским университетом (ГДР). 40 белорусских и немецких студентов получили возможность пройти трехнедельную языковую стажировку в вузе-партнере.

Окончательное решение по вопросу обмена и персональному составу белорусской группы принимал ЦК КПСС. Для участия в личном собеседовании студенты и их преподаватели приглашались в Москву. В 60-е гг. студенческие обмены получили заметное развитие.

Так, в 1962 г. 40 студентов БПИ выезжали на 45-дневную стажировку в ГДР, НРБ, ЧССР, 6 студентов МГИИЯ прошли 10-месячную практику в ГДР. В 1964 г. 4 студента БГУ получили возможность в течение года обучаться в ЧССР и 6 студентов флагмана высшей школы республики выезжали на учебу в ГДР.

Комплексной формой международного сотрудничества белорусских вузов стало заключение двусторонних соглашений с зарубежными учебно-научными заведениями. Договоры о культурном и научном сотрудничестве были заключены между БГУ и Люблянским (СФРЮ, 1965), Йенским (ГДР, 1967), Софийским (НРБ, 1967) университетами. БПИ установил постоянные контакты с высшими техническими школами в Ильменау (ГДР, 1967) и Братиславе (ЧССР, 1968), Белостокским политехническим институтом (ПНР, 1970).

«Установившиеся связи способствовали более успешной организации совместных исследований, увеличению обмена специалистами для прохождения научной стажировки, проведению консультаций, участию в конференциях» [14, с.72].

Если в начале 70-х гг. только два вуза республики осуществляли интенсивные связи с 6 вузами Болгарии, ГДР, Чехословакии, Польши и СФРЮ, то в 1985 г. уже 9 вузов имели договоры о сотрудничестве с 16 родственными учреждениями государств социалистического лагеря.

Тесные связи объединяли литераторов, артистов, художников, многие творческие коллективы республики и соцстран. Белорусские читатели знакомились с переводами писателей и поэтов Болгарии, Венгрии, Польши, Кубы и других стран. В свою очередь, на болгарском, польском, немецком и народов стран социализма языках были изданы многие произведения Я. Купалы, В. Быкова, И. Мележа, Я. Брыля, И. Пташникова, И. Шамякина и других. Праздниками дружбы были Дни литературы и искусства, фестивали кино, музыки, обмены выставками работ художников, скульпторов, гастроли профессиональных самодеятельных коллективов.

Нужно сказать, что взаимоотношения же с социалистическими странами определялись их принадлежностью к единому политико-экономическому и военному блоку, общностью идеологических установок. Главным принципом, на основе которого развивались культурные связи социалистических стран, объявлялась верность марксистско-ленинской идеологии.

Так, если во второй половине 50-х гг. большая часть контактов республики приходилась на соседнюю Польшу, то постепенно в активное сотрудничество с БССР вступили ГДР, ЧССР, НРБ, другие европейские страны. Объем и содержание связей БССР с социалистическими государствами Европы в сфере культуры определялись высшим партийно-государственным руководством страны. В исследуемый период они в основном проводились на следующих уровнях:

сотрудничество между областями БССР и административными регионами государств-членов Варшавского Договора на основе двусторонних планов;

осуществление партнерских связей отдельных городов, предприятий и учреждений;

проведение мероприятий в рамках планов и договоров Союза советских обществ дружбы (ССОД), республиканским отделением которого являлось Белорусское общество дружбы и культурных связей с зарубежными странами (БЕЛОД);

зарубежные контакты по линии общественных организаций республики (Белсовпроф, ЛКСМБ, Комитет молодежных организаций (КМО) БССР, Белорусский комитет защиты мира (БКЗМ), творческие союзы БССР и др.)

Первые прямые партнерские связи с соседними Белостокским и Люблинским воеводствами ПНР в 1956 г. установили Брестская и Гродненская области.

Уже в год установления контактов в Белостокское воеводство из Гродненской области выезжали делегации молодежи, передовиков сельского хозяйства, учителей, а также колхозный хор. С ответным визитом белорусских партнеров посетили делегации сотрудников воеводских партийно-государственных органов, Союза польской молодежи, работников сельского хозяйства, учителей, группа спортсменов, коллектив самодеятельных артистов.

В сентябре 1956 г. в ПНР на фестиваль молодежи Люблинского воеводства была приглашена делегация Брестской области в составе 35 человек.

Согласно заключенным планам двустороннего сотрудничества только в 1958 г. в Польшу было направлено 11 белорусских спортивных команд и принято 9 команд польских спортсменов. Персональный состав команд проходил утверждение в ЦК КПБ.

«В последующие годы двусторонние связи областей БССР с регионами государств - членов Варшавского Договора получили дальнейшее развитие. Минская область породнилась с Варшавским воеводством ПНР (1959) (после административной реформы в ПНР (1976) - Плоцкое воеводство), с Потсдамским округом ГДР (1968), Седлецким воеводством ПНР (1977). Могилевская область установила сотрудничество с Габровским округом НРБ (1966), Торуньским и Влоцлавским воеводствами ПНР (1977), Гомельская - с Южно-Чешской областью ЧССР (1966), Еленогурским воеводством ПНР (1977). Витебская область заключила соглашения с Зеленогурским воеводством ПНР(1967), округом Франкфурт-на-Одере ГДР (1969)» [16, с.103].

К концу 80-х гг. 6 областей Беларуси имели партнерские связи на основе двусторонних соглашений и двухлетних рабочих программ с 14 округами, областями и воеводствами Болгарии, ГДР, Польши и Чехословакии.

В 1979 г. установились контакты между высшими органами власти БССР и Социалистической Республики Словении (СФРЮ). В соответствии с согласованными направлениями сотрудничества в 1981 г. были заключены договоры между рядом родственных министерств и ведомств Беларуси и Словении.

Региональному сотрудничеству с партнерами из ГДР и ПНР способствовало открытие в 1972 г. в Минске генеральных консульств.

Основной целью дружественных связей был объявлен обмен опытом коммунистического и социалистического строительства, взаимное улучшение деятельности партийных и общественных организаций, укрепление дружбы между народами Советского Союза и социалистических стран.

В рамках сотрудничества областей БССР с административными регионами европейских государств устанавливались договорные отношения между партийными комитетами, местными органами власти, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, областными отделениями творческих союзов, трудовыми коллективами, средствами массовой информации.

Внимание к истории, политике, экономике, культуре социалистических стран возрастало во время визитов в БССР их партийно-государственных лидеров. В исследуемый период республику посетили Т. Живков (1961, 1976), И.Б. Тито (1965), Я. Кадар (1966), В. Ульбрихт (1966), Г. Гусак (1975), Э. Хонеккер (1976), другие политические деятели.

Для выполнения увеличивающегося объема задач БЕЛОД стремилось совершенствовать организационную структуру общества, создавало свои отделения в областях, городах, на предприятиях и учреждениях республики. Эта работа, несмотря на официально независимый статус организации, проводилась только с разрешения партийных органов. В 1961 г. Бюро ЦК КПБ приняло постановление о "политической целесообразности" создания республиканских отделений Обществ советско-болгарской и советско-чехословацкой дружбы. Были одобрены предложения БЕЛОД по созданию отделений обществ на предприятиях, в учебных заведениях и колхозах. Согласно решению республиканского партийного органа председатели правлений республиканских отделений обязаны были проходить утверждение в ЦК КПБ, а руководители местных отделений - в соответствующих горкомах и райкомах. Аналогичные решения принимались на протяжении всего изучаемого периода.

Являясь ведущей организацией республики, призванной обеспечивать международные культурные контакты, БЕЛОД неоднократно подвергалось критике со стороны директивных органов как за собственные ошибки, так и за объективные политико-экономические проблемы, существовавшие в стране. В вину руководителям БЕЛОД ставилось, например, то, что "в зарубежные страны направлялись статьи, фотоснимки, музыкальные произведения, низкие по своим идейно-художественным качествам и не отражающие состояния советской действительности". Общество дружбы критиковалось за плохую организацию приема и «обслуживания иностранных делегаций, за несвоевременное согласование объектов показа и других вопросов с министерствами и ведомствами, местными партийными и советскими организациями» [1, с.107].

В осуществлении зарубежных связей принимали участие и другие общественные организации республики. Как и БЕЛОД, они были обязаны согласовывать свои международные планы и инициативы с партийным руководством. Главными проблемами в их деятельности было отсутствие достаточных финансовых средств и квалифицированных специалистов, владеющих иностранными языками и имеющих опыт международной деятельности.

Несмотря на существующие трудности объективного и субъективного характера, культурное сотрудничество БССР с европейскими социалистическими странами в исследуемый период было достаточно разнообразным. Оно охватывало практически все виды творчества: литературу, театр, кино, музыку, изобразительное, декоративно-прикладное искусство и др. В процессе культурных обменов участвовали как профессиональные коллективы, так и любительские объединения.

Ведущее место в международных культурных связях принадлежало литературной сфере. О внимании к произведениям писателей стран народной демократии говорит тот факт, что только за период с 1946 по 1957 г. на белорусском языке вышло 27 книг писателей стран социализма общим тиражом 579 тыс. экземпляров. С 1946 по 1975 г. в республике было переведено и издано около 500 книг зарубежных авторов общим тиражом свыше 4 млн экземпляров.

Рос интерес белорусских читателей к произведениям классиков литературы братских стран и к творчеству современных писателей. Так, за послевоенные годы в Белоруссии было издано почти 30 книг болгарских авторов (Х. Ботева, И. Вазова, Х. Смирневского, Н. Вапцарова, А. Гуляшки, К. Григорова, С. Даскалова, П. Вежинова и других известных мастеров слова), свыше 65 - немецких (Э. Вайнерта, И. Бехера, В. Эгерта, П. Фидлера, Г. Гейне, А. Зегерс, Л. Рена, В. Бределя и др.), около 25 - чехословацких (В. Минача, Г. Зелиновой, Я. Грушовского, М. Валека, П. и О. Бояр, Б. Ногейлы, Я. Козака, А. Ирасека, М. Крно), более 40 книг писателей Польши (А. Мицкевича, Э. Ожешко, Г. Сенкевича, В. Броневского, Е. Путрамента, Брындыса, Л. Кручковского, Махеека, М. Конопницкой, Ю. Словацкого, С. Жеромского, Ю. Тувима, Я. Гущи, Т. Хрусталевского, М. Кононович и др.).

Широкий резонанс получила изданная в Белоруссии в 1965 г. антология современной болгарской поэзии "От круч балканских", в переводе Н. Гилевича. В сборник вошли произведения 63 болгарских поэтов. Вышли также антология классической болгарской поэзии "Хай зорыць дзень", произведения болгарских авторов для детей и юношества. Благодаря переводам мастеров художественного слова Белоруссии читатели республики познакомились со стихами современных словацких поэтов, вошедшими в поэтический сборник "Татры поют", переводами "Фауста" Гете, "Разбойников" Шиллера, рассказами К. Гашека, избранными произведениями Ш. Петефи, романами "Присуждение премии" Г. де Бройна, "Большая вода" Б. Ногейлы и многими другими произведениями.

Для развития международных связей белорусских литераторов, улучшения работы по художественному переводу в 1965 г. президиум правления Союза писателей БССР принял решение о создании Комиссии по связям с литературами народов СССР и зарубежными литературами. Ее возглавил Я. Семеяжон. В состав комиссии вошли Я. Брыль, Н. Гилевич, П. Глебка, М.Танк, И. Мележ, А. Макаенок и др. Высокий профессиональный и художественный уровень переводов на белорусский язык многих произведений зарубежной литературы по достоинству был оценен правительствами ряда европейских государств. Так, М. Танк был награжден медалью "За заслуги перед польской литературой" и орденом Возрождения Польши. Медаль "За заслуги перед польской литературой" и премию имени В. Петшака на II Международном съезде переводчиков польской литературы в Варшаве получил Я. Брыль. За достижения в области художественного перевода произведений болгарских писателей Президиум Народного собрания Болгарии орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени отметил заслуги Н. Гилевича (1966) и В. Никифаровича (1979).

В 1986 г. Н. Гилевичу была вручена международная премия имени Христо Ботева. За переводческую деятельность, популяризацию произведений чешских поэтов и прозаиков Чешским литературным фондом в 1982 г. присуждена премия имени В. Незвала Х. Жичке, за активную пропаганду и популяризацию словацкой литературы он был награжден памятной медалью Словацкого литературного фонда. В исследуемый период граждане стран социалистического содружества получили возможность познакомиться с творчеством многих белорусских писателей и поэтов: Я. Купалы, Я. Коласа, П. Бровки, М. Танка, А. Кулешова, И. Мележа, П. Панченко, В. Быкова, Я. Брыля, М. Лынькова, К. Крапивы, П. Глебки, И. Шамякина. В социалистических странах вышли переводы произведений М. Лужанина, А. Кулаковского, М. Калачинского, А. Велюгина, Р. Бородулина, П. Пестрака, Т. Хадкевича, М. Последовича и многих других писателей и поэтов. К примеру, произведения В. Быкова издавались за рубежом, в том числе в странах Восточной и Центральной Европы, более 40 раз. Избранные стихотворения народного поэта Белоруссии М. Танка, сборники его произведений "Глоток воды", "Клич журавлиный", "Листки календаря" были известны польским, чехословацким и болгарским читателям. «Романы народного писателя республики И. Шамякина многократно издавались в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии и Болгарии» [1, с.98].

В развитии международных культурных связей республики достойное место занимали музыка и театр. Народные артисты БССР З. Бабий, И. Сорокин, В. Чернобаев, другие солисты оперного театра пели в национальных театрах Венгрии, Польши, Румынии. Народные артисты СССР Н. Ткаченко и С. Данилюк выступали солистами на сцене болгарских оперных театров. С. Данилюк (1971) и М. Зданевич (1976) стали участниками традиционного Международного фестиваля "Софийские музыкальные недели". В исследуемый период впервые был осуществлен выезд белорусского балета для участия в фестивале "Сегедские игры" (ВНР, 1974). На спектаклях белорусских артистов в Сегеде и Будапеште побывало около 20 тыс. зрителей. Спектакли белорусского театра транслировались по венгерскому телевидению.

В исследуемый период в Белоруссии на сцене оперного театра в Минске выступали солистка Софийской оперы Х. Ангелова ("Трубадур"), солистка Пловдивской оперы В. Александрова ("Травиата"), солисты Будапештской оперы и балета А.Орос и В. Рона ("Жизель", "Лебединое озеро"), балетная труппа "Комише опера" (ГДР), чешский балетный коллектив Брненского театра ("Отелло", "Сильфида", "Шехерезада", "Славянские танцы"), оперная труппа Вроцлавской оперы ("Галька"). В 1976 г. минчане и гости столицы познакомились с мастерством балетной труппы Варшавского Большого театра оперы и балета, включавшей в свой состав 217 человек и поставившей на белорусской сцене спектакли "Пан Твардовский" и "Вечер польских балетов".

Важным шагом на пути углубления белорусско-польских связей в области сценического и музыкального искусства явилось подписание в 1972 г. Договора о сотрудничестве между театрами оперы и балета Минска и Вроцлава, согласно которому начался обмен исполнителями и постановщиками, изучение опыта организации творческой деятельности. Тесные творческие контакты дали хороший результат. Режиссер из Вроцлава Б. Янковский оказал содействие в 1975 г. в постановке в белорусском театре оперы С. Монюшко "Галька".

Делая промежуточный вывод, нужно отметить, что на протяжении десятилетий политика БССР в культурной сфере претерпела значительную эволюцию. Увеличилось количество контактов, вошли в практику новые формы и методы сотрудничества, расширилась география международных связей. Главной проблемой творческой сферы в исследуемый период являлось существование жесткой цензуры.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: