МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ В СССР




ВВЕДЕНИЕ

 

Международные отношения в области культуры являются составной частью всей системы международных отношений. По мере усложнения процессов мирового развития культурное сотрудничество оказывает все более существенное влияние на развитие этой системы. Разрушительные последствия мировых войн, появление оружия массового поражения привели к пониманию необходимости перестройки характера и норм международных отношений. Возросло осознание целостности современного мира, опасности его деления на замкнутые этнокультурные и военно-политические группировки.

Преодоление барьеров, созданных в ходе исторического развития, стало насущной потребностью нашего времени. Международные культурные обмены являются теми мостами, которые соединяют культуры народов мира и культуры различных типов цивилизации, т. е. обеспечивают единство мировой цивилизации. С расширением масштабов и усложнением форм общения народов, демократизацией системы международных отношений возрастает значение международного сотрудничества в сфере культуры, так как оно обеспечивает наиболее широкое и углубленное взаимодействие между государствами и народами. В процесс организации культурного обмена вовлечены государственные и международные организации, которые оказывают значительное влияние на масштабы и характер международных связей в области культуры.

Сегодня ни одна внешнеполитическая акция не обходится без гуманитарной составляющей международного взаимодействия. Международное сотрудничество в области культуры носит характер не только творческой, но и общественной деятельности. Это определяется тем, что в ходе обмена культурными ценностями происходит процесс общения представителей национальных культур, который с течением времени становится все более массовым. Он приобретает определенные организационные формы на двустороннем, региональном и глобальном уровнях. Научно осмысленный опыт прошлого для Беларуси выступает важнейшей предпосылкой познания настоящего со всеми его проблемами, что позволяет говорить об актуальности темы данной работы.

При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов.

Объект исследования - международные культурные связи.

Предмет исследования - особенности развития международных культурных связей.

Целью исследования: выявить специфику развития международного сотрудничества в сфере культуры Беларуси в период 1917-1991 гг. Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:

охарактеризовать культурные связи СССР в рассматриваемый период;

обозначить основные виды международного культурного сотрудничества в БССР;

определить особенности международного сотрудничества в сфере культуры 1980-1991 гг.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе представлен комплексный анализ международного сотрудничества в сфере культуры Беларуси1917-1991 гг. Результаты исследования могут послужить основой для расширения научных знаний по данной теме в целом.

Практическая значимость исследования определяется его проблематикой и полученными результатами, которые могут применяться при подготовке к семинарам, написании рефератов по данной теме.

Структура работы определена в соответствии с поставленной целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.


 

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫВ СССР

 

Составной частью плана перехода от капитализма к социализму была так называемая культурная революция, предполагавшая переворот в духовной жизни общества, преобразование общественного сознания на основе марксистско-ленинской идеологии, формирование у советских людей некоторого стандартного, одинакового для всех способа понимания окружающих явлений бытия. Предстояла грандиозная работа по перевоспитанию старшего и воспитанию подрастающих поколений в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и патриотизма, коллективистской психологии. Революция не мыслилась без подавления всякого рода носителей антисоветского и антикоммунистического сознания. Она нацеливалась на создание культуры принципиально нового типа - “социалистической” по содержанию, “интернациональной” по природе (состоящей из лучших элементов всех национальных культур), национальной по форме.

В первые же месяцы после Великой Октябрьской социалистической революции были сделаны шаги по установлению международных культурных связей. Советское правительство 30 декабря 1917 года опубликовало обращение к народам и правительствам других стран. В нем говорилось, что оно «... имеет своей задачей создание таких условий, при которых... все народы могли бы быть объединены в экономическом и культурном сотрудничестве».

Провозглашённая В.И. Лениным политика бережного отношения к культурному наследию прошлого, использования богатств мировой культуры в интересах строительства нового общества привлекла к себе внимание международной общественности. «Советское правительство уделяло внимание установлению связей как со странами Европы и Северной Америки, так и со странами Азии, Африки и Латинской Америки, особенно с Афганистаном, Ираном, Индией, Китаем, Монголией и Турцией» [3, с.147]. Многие выдающиеся деятели культуры Запада выступили в поддержку Октябрьской революции и участвовали в установлении первых культурных контактов с рабоче-крестьянским государством. Яркий пример международной поддержки Страны Советов - опубликованный в газете «Юманите» 26 октября 1919 манифест «Против блокады» группы видных писателей, учёных и обществ, деятелей (А. Барбюс, Ж. Р. Блок, П. Вайян-Кутюрье, П. Лан-жевен, Г. Манн, Р. Тагор, А. Франс, Б. Шоу и др.). Этот документ был высоко оценён Лениным.

На протяжении 20-30-х гг. СССР сумел преодолеть состояние дипломатической изоляции. В 1924 г. были установлены дипотношения с Великобританией, Италией, Австрией, Грецией, Норвегией, Швецией, Данией, Францией, Китаем, Мексикой. В 1925 г. "полосу признания" завершает договор между СССР и Японией. В середине 1930-х гг., с установлением дипломатических отношений с США и вступлением в Лигу Наций, Советскому Союзу удалось стать полноправным субъектом международных отношений.

Именно в этот непростой период начало свою деятельность Всероссийское общество культурной связи с заграницей - ВОКС. После радикальных социально-политических потрясений, которые прервали культурные связи России, сохранение и развитие культурных контактов с внешним миром являлось насущной потребностью молодого государства.

Стоит отметить, что в первой половине 1920-х гг. культурные связи Советской России с зарубежными странами не носили системного характера. Основную роль в этом процессе играли общественные организации, а также отдельные представители российской культуры и науки, действовавшие зачастую по собственной инициативе. О «культурной дипломатии» со стороны государства речь еще не шла, однако отдельные ее элементы уже присутствовали.

Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), было создано в 1925 г. по постановлению ЦИК и СНК СССР. Учредителями общества стали Наркоминдел, Академия наук СССР, ВЦСПС, Наркомпрос РСФСР, Академия художеств, Музей революции, Всесоюзная книжная палата и другие организации, а также видные представители науки и культуры. Устав ВОКС был утвержден 8 августа 1925 г.

Цель деятельности ВОКС определялась в уставе как содействие «установлению и развитию научной и культурной связи между учреждениями, общественными организациями и отдельными научными и культурными работниками Союза ССР и заграницы».

Для этого ВОКС должен был взаимодействовать с зарубежными структурами с целью обмена информацией; способствовать возникновению Обществ дружбы с СССР развивать сотрудничество с ними; «организовывать взаимное изучение языка, быта, культуры; содействовать научному обмену, организации выставок и гастролей; публиковать материалы о культуре, науке, быте в Советском Союзе и передавать их за границу и т.п.» [6, с.27]

Таким образом, впервые в истории была создана организация, которая должна была заниматься вопросами культурных связей с заграницей и координировать эту работу в масштабе целого государства.

В документах ВОКС открыто декларировалась задача формирования в капиталистических странах общественного мнения в пользу Советского Союза и распространения информации об СССР с целью создания его позитивного образа в глазах Запада. Для этого за рубежом ВОКС основывал Общества культурной связи с СССР. Подобные структуры, координируемые ВОКСом, были призваны создавать благоприятную общественную обстановку для поддержки внешнеполитической линии государства.

В трудные военные годы ВОКС продолжал осуществлять свою международную гуманитарную миссию: проводил сбор средств для помощи Советской армии, помогал объединить видных деятелей мировой культуры в борьбе с фашизмом. Через ВОКС в СССР поступали в том числе и медикаменты, оборудование для госпиталей. По линии ВОКС в Великобританию была доставлена знаменитая «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича.

С окончанием Второй Мировой войны на геополитической карте мира произошли коренные трансформации, начала складываться иная система международных отношений. Советский союз, стремясь утвердиться в новой системе координат, соответствующим образом корректировал инструменты реализации внешней политики.

Однако конец 50-х гг. XX века ознаменовался для СССР новыми тенденциями во внутри- и внешнеполитическом развитии - это период «оттепели» и определенной либерализации международных отношений.

В феврале 1958 года на Всесоюзной конференции советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами было принято постановление об образовании Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД). Конференция поручила Союзу организовать в Москве Дом дружбы с народами зарубежных стран, который должен был стать базой для деятельности советских обществ дружбы.

Союз объединил на добровольных началах общества, ассоциации, институты, комитеты дружбы и культурной связи с отдельными странами, республиканские общества культурной связи с заграницей и секции по различным отраслям советской культуры, науки и техники.

У каждого общества дружбы были свои особенности работы в соответствии со спецификой страны и возможностями партнеров, но все они, объединенные в ССОД, вносили свой вклад в развитие международного сотрудничества.

В письме ЦК КПСС Всесоюзной конференции советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами отмечалось: «Cоветские общества дружбы и культурной связи с зарубежными странами призваны осуществлять благородные задачи укрепления дружбы, взаимопонимания, доверия и культурного сотрудничества народов СССР со всеми народами мира путем взаимного ознакомления с историей, экономикой, культурой, наукой, жизнью и бытом, установления тесных контактов между представителями широких общественных кругов и обмена опытом в различных областях творческой деятельности народов».

Углубление и расширение дружеских контактов советской и зарубежной общественности выражалось в различных формах: «в обмене различного рода литературой, опытом научных и культурных достижений; в обмене делегациями и специализированными туристскими группами; в массовой дружеской переписке коллективов и отдельных лиц - именно в ССОД стекался поток писем от иностранцев, желающих найти друзей в СССР» [12, с.89].

Проводились вечера дружбы, торжественные собрания, посвященные знаменательным датам как советской истории, так и истории других стран, организовывались тематические выставки, клубы интернациональной дружбы, встречи и беседы с зарубежными делегациями.

Так, в период с 1959 по 1975 гг. был открыт 21 культурный центр, в том числе в Польше, Марокко, Индонезии, Индии, Чехословакии, Болгарии и других странах. В 1975-1987 годах было открыто ещё 17 центров, включая такие страны, как Австрия, Сирия, Непал, Перу, Камбоджа, ГДР, Аргентина.

Выдающиеся писатели мира горячо приветствовали революцию (Р. Роллан, А. Франс, Т. Драйзер, 3. Неедлы, М. Андерсен-Нексё, И. Бехер, Шон О'Кейси и др.). Важную роль сыграла деятельность Дж. Рида, написавшего книгу «Десять дней, которые потрясли мир», и А. Р. Уильямса - автора книг «Ленин- человек и его дело», «Сквозь русскую революцию», «76 вопросов и ответов о Советах».

Эти книги - результат пребывания их авторов в СССР. В 1920 в СССР приезжал Г. Уэллс, который был принят Лениным. В 20-30-х гг. СССР посетили видные писатели: И. Ольбрахт, Андерсен-Нексё, М. Майерова, Барбюс, Вайян-Кутюрье, Бехер, А. Зегерс, Л. Фейхтвангер, Драйзер, Л. Арагон, Шоу, Роллан, Н. Хикмет, Тагор и др.

В 1927 на празднование 10-летнего юбилея революции в СССР приехало около 1500 иностранных гостей, среди них было немало деятелей культуры. В это же время был проведён конгресс друзей СССР, президиум которого включал представителей 38 стран.

Советские писатели с первых лет установления Советской власти совершали зарубежные поездки и использовали их для популяризации достижений литры социалистического реализма. Важное значение имела деятельность М. Горького, жившего несколько лет за границей. Неоднократно был за рубежом В. Маяковский, революционная поэзия которого служила укреплению авторитета советской культуры. Его произведения переводили Бехер, Арагон, Э. Триоде, Дж. Линдсей, П. Неруда и др. За границу выезжали также С. Есенин, Л. Сейфуллина, И. Эренбург, В. Лидии, М. Слонимский, О. Форш, Л. Никулин, Г. Серебрякова, А. Безыменский и др.

В 1918 по инициативе М. Горького было создано издательство "Всемирная литература", которому удалось наладить сотрудничество с более чем 350 учёными, переводчиками и зарубежными писателями.

К 1924 издательство опубликовало 213 книг, 11 номеров журналов «Восток» и «Современный Запад» и 57 произведений в сборниках «Новости иностранной литературы». Созданием издательства «Всемирная литература» были заложены основы переводческого дела в СССР. В 1930-32 было издано 11 тт. собраний сочинений Роллана. В 1931 Издательство художеств. литературы выпустило книги 20 иностранных писателей тиражом около 1,5 млн. экз., 16 авторов в серии «Новинки иностранной революционной литературы» и 3 выпуска массовой библиотеки, включавшей произведения Уэллса, Э. Синклера, Арагона, Драйзера, Бехера, М. Залки, Б. Иллеша, Б. Ясенского и др.

Переводы произведений советских писателей издавались за рубежом. Вначале это были в основном произведения М. Горького, переведённые на 12 языков. В 1923-25 во Франции и Италии вышли сборники стихов и поэм Есенина.

В 1921-24 в Чехословакии на долю советских писателей приходилось около 10% всей переведённой художеств, литературы, в 1926 - более 30%.

В 1930-32 в США, Великобритании и Канаде было опубликовано более 20 изданий советской художеств, литературы. В странах Центральной, и Юго-Восточной Европы были опубликованы. «»Тихий Дон» М. Шолохова, «Цемент» Ф. Гладкова, «Чапаев» Д. Фурманова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Железный поток» А. Серафимовича и мн. др. В янв. 1930 ВОКС создал Комитет по изданию за границей советской литературы» [3, с.204].

В 20-30-е гг. начал развиваться книгообмен. В 1921 по инициативе Ленина при СНК была создана Центр, межведомственная комиссия по приобретению и распространению иностранной литературы (Коминолит). В начале 1920 создано Бюро по международному книгообмену АН СССР.

В 1921 в Финляндию впервые было послано 150 изданий. В 1923-25 за рубеж было направлено более 74 тыс. экземпляров изданий АН СССР и получено свыше 50 тысяч книг направлялись в 48 стран, в СССР поступала литература из 24 стран.

Издания СССР экспонировались на международных выставках: в 1922 - в Праге на выставке с изданий и во Флоренции на книжной выставке. В 1925 в Лондоне была организована выставка советского плаката, книг, периодических изданий и стенных газет, в 1934 в Варшаве - выставка советской книги и т.д.

Советские литераторы участвовали в международных конгрессах писателей в Париже (1935) и Мадриде (1937). Зарубежные писатели приняли участие в работе 1-го Всесоюзного съезда советских писателей (1934) и в мероприятиях в связи со 100-летием со дня смерти А. С. Пушкина (1937).

Важную роль в создании и распространении за рубежом советских фильмов сыграл Межрабпом («5 лет Сов. России», «1 мая 1922 г. в Москве», фильмы о 3-м, 4-м и 5-м конгрессах Коминтерна, «Похороны Ленина», «Мать и дитя в России» и др.). Всего за 1924-32 Межрабпом выпустил 241 кинокартину, из них 34% было продано 26 странам. Межрабпом занимался также ввозом зарубежных фильмов в СССР (около 200 фильмов).

В начале 30-х гг. советские кинофильмы демонстрировались в 52 странах. При этом показ ряда фильмов запрещался (Вс. Пудовкина «Мать» в Великобритании, Д. Вертова «Энтузиазм» в Германии). Грандиозный успех выпал на долю фильма С. Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин"», привлекли внимание фильмы «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» Пудовкина, «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана, «Депутат Балтики» А. Зархи и И. Хейфица, трилогия о Максиме Г. Козинцева и Л. Трауберга.

Советское кино стало участником международных киносмотров. Один из первых советских художественных фильмов «Поликушка» А. Санина на традиционном киноконкурсе в США (1922) был включён в число 10 лучших фильмов, выпушенных за год на экраны мира.

На выставке декоративных искусств в Париже (1925) советские фильмы завоевали 2 золотые медали («Стачка» Эйзенштейна и «Из искры пламя» Д. Бассалыго), а также серебряную медаль и почётный диплом. На международной киновыставке в Гааге (1928) СССР занял 1-е место по количеству экспонатов и разнообразию и выставленных материалов.

В Нью-Йорке (1930) среди 5 премированных лучших кинофильмов мира было 3 советских («Потомок Чингис-хана» Пудовкина, «Земля» А. Довженко, «Генеральная линия» Эйзенштейна и Г. Александрова). С 1932 СССР стал участвовать в Венецианском кинофестивале. На международных кинофестивалях 1932-37 ряд призов был присуждён фильмам «Путёвка в жизнь» Н. Экка, «Весёлые ребята» Александрова, «Петербургская ночь» Г. Рошаля, «Гроза» и «Пётр Первый» В. Петрова, и др.

В конце 20-х - начале 30-х гг. за рубеж направлялись советские киноэкспедиции: в Афганистан (1928), Йемен (1929), Монголию (1930). Большое значение для развития Мексики кинематографии имела поездка Эйзенштейна в эту страну (1930- 1931). В 1936 в Монголии И. Траубергом был снят звуковой художеств, фильм «Сын Монголии».

В 1935 в Москве состоялся 1-й Московский международный кинофестиваль. Первые премии получили советские фильмы «Чапаев» Г. и С. Васильевых, «Крестьяне» Ф. Эрмлера и «Юность Максима».

В 1918 при Отделе изобразительного искусства Наркомпроса было создано международное бюро. С начале 20-х гг. Сов. Россия стала организовывать за рубежом художеств, выставки. При активной поддержке Ленина первая выставка открылась в Берлине в 1922 (экспонировалось 600 произведений). «Вторая была проведена в США (1924), на ней были представлены работы 100 художников, в т. ч. А.Н. Бенуа, А.М. Васнецова, И.И. Бродского, И.Э. Грабаря, С.Т. Конёнкова и др.» [5, с.132]

В 20-30-е гг. начался обмен художеств, выставками. Советские выставки прошли почти во всех европейских странах, США, Канаде, Японии, странах Азии и Латинской Америки. В 1930 передвижная выставка «Искусство Советского Союза» (150 картин, около 100 гравюр, а также скульптура и фаянс) была показана в Швеции, Норвегии и Германии.

В 1934 были организованы советские выставки: искусства в США, графики в Финляндии, художественная выставка в Турции; в 1936 - выставка графики в Китае и др.

В 1926 в Москве состоялась 1-я выставка произведений революционных художников Запада. В начале 30-х гг. в Москве дважды экспонировались произведения художников - членов клуба Дж. Рида. В 1928 организована выставка французского искусства, в 1932 в Москве и Ленинграде - персональная выставка произв. Кете Кольвиц, в 1934 - выставка финляндского искусства, в 1937 - выставка белы, живописи и т. д.

В 20-30-е гг. важной формой международных связей стал выезд за рубеж театр, и музыкальных коллективов. В 1921 в Швеции, Норвегии и Финляндии прошли гастроли квартета Г.П. Любимова.

В 1922-24 Московский художественный театр (режиссер К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко) показал зрителям Германии, Югославии, Франции и США 561 спектакль русской и иностранной классики.

В 1930 состоялась 7-месячная поездка Камерного театра (Европа и Южная Америка). В 1935 группа артистов Большого театра дала 23 концерта в Турции и т.д.

С интересом встречали в Советском Союзе зарубежные творческие коллективы. Начало этому было положено в 1928 японским классическим театром «Кабуки» (выступил в Москве и Ленинграде).

Во 2-й половине 20-х гг. начался обмен самодеятельными рабочими коллективами. В 1927 коллектив «Синяя блуза» выехал на гастроли в Германию. В 1929-32 в СССР выступили самодеятельные рабочие коллективы из Германии («Красный рупор», «Тревога», «Театр молодых актёров»), В Москве было создано Международное рабочее театральное объединение (МРТО), учредителями которого были представители рабочих театров СССР, Германии, Чехословакии, Франции, Бельгии, Швейцарии, США. В 1933 в Москве состоялась Международная олимпиада революционных театров (выступили 26 советских и зарубежных коллективов).

В начале 20-х гг. в Москве выступили немецкий дирижёр О. Фрид и венгерский скрипач И. Сигети; в 1923-25 - немецкие дирижёры Г. Брехер, Б. Вальтер, О. Клемперер, Г. Абендрот и др.

В 1928 в Москву приезжал автор музыки «Интернационала» П. Дегейтер. В довоенные годы в СССР побывали дирижёр Л. Стоковский (США), пианисты Б. Барток (Венгрия), А. Рубинштейн (Польша), Э. Петри и А. Шнабель (Германия) и др.

С начала 30-х гг. советские режиссёры стали получать приглашения на постановку спектаклей в зарубежных театрах. В 1931 Н. Сац в содружестве с О. Клемперером поставила на сцене Берлинского театра оперу «Фальстаф» Дж. Верди, а в театре «Колон» в Буэнос-Айресе-«Свадьбу Фигаро» В. Моцарта.

Представители культуры СССР участвовали в работе международной организаций. В середине 20-х гг. СССР вступил в Международное общество современной музыки, Всемирную лигу артистических организаций и др.

Участие СССР во всемирных выставках. На Всемирной выставке в Париже (1937) советский павильон посетило 20 млн. человек. На сцене парижских театров выступили артисты МХАТ и Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии. Высших наград были удостоены статуя В. Мухиной «Рабочий и колхозница», картины художников И. Бродского, С. Герасимова и Б. Иогансона.

На Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939) «были представлены произведения советской живописи, графики и скульптуры, изделия народных умельцев, макеты и эскизы театр, постановок, художественная литература и периодика, образцы детского творчества и др. С советской экспозицией ознакомились 16,5 млн. человек» [6, с.11].

Международные культурные связи СССР существенно нарушила 2-я мировая война 1939-45 годов. В тяжёлых условиях войны, в ходе которой ещё более возрос интерес к СССР, во многих странах (Франция, Дания, Бельгия и др.), оккупированных немецко-фашистскими войсками, в подполье продолжалась деятельность организаций друзей Советского Союза.

Победа СССР в Великой Отечеств, войне 1941-45 ещё более укрепила международный авторитет первого социалистического государства и открыла новые перспективы для всестороннего сотрудничества между странами.

В первые послевоенные годы на развитие культурных связей СССР с зарубежными странами существенно влияли два фактора: с одной стороны, проводимая империалистические державами политика «холодной войны», а с другой - необходимость сосредоточить все силы и средства на быстрейшем восстановлении народного хозяйчтвава.

Важным фактором духовной жизни человечества стало растущее культурное сотрудничество социалистических стран. Масштабы международного культурного сотрудничества СССР значительно возросли с выходом на мировую арену с начале 60-х гг. большой группы независимых государств Африки и Азии.

Широкое развитие получили многосторонние формы культурных связей. В 50-х гг. СССР вступил в различные международные организации. С 21 апреля 1954 Советский Союз - член ЮНЕСКО. С 50-х гг. начался процесс заключения долгосрочных соглашений о культурном и научном сотрудничестве. В 1976 Советский Союз имел межправительственное соглашения по культурным обменам с 81 страной.

Культурные связи со странами социалистического содружества составляют более половины общего объёма международных культурных связей СССР. Наряду с общими соглашениями, в которых определены основы регулирования культурных взаимоотношений, имеется также ряд соглашений по вопросам культурного сотрудничества: об обмене теле- и радиопрограммами, о совместном производстве кинофильмов, об обмене студентами, аспирантами и стажёрами. Осуществляется (с 1975) переход на 5-летнее планирование культурного сотрудничества. Только по линии Министерства культуры СССР в социалистические страны выезжало в 1961- 1965 около 15 тыс. представителей советской культуры, в 1966-70 - около 25 тысяч и в 1971- 1975 - св. 35 тысяч.

В послевоенные десятилетия в СССР было издано 8 тыс. книг 1200 авторов из стран социализма, в т. ч. 1400 болгарских и 900 польских книг. В социалистических странах переводится значительное число советских книг.

В 1971-75 из СССР выезжало 495 художественных коллективов, а приезжало в СССР - 411. За это же время СССР экспонировал 413 выставок, а в Союзе было проведено 243.

В социалистических странах состоялось около 200 фестивалей и недель советских фильмов и около 150 - в СССР. В 1974 демонстрировалось более 450 советских фильмов (160 млн. зрителей).

«Развитию культурных связей способствовало празднование 50-летия Великой Октябрьской революции (1967), 100-летия со дня рождения В. И. Ленина (1970), 50-летия образования СССР (1972), 30-летия Победы над фашизмом (1975) и др.» [12, с.104].

Одна из традиционных форм культурных связей между социалистическими странами - обмен художеств, коллективами и отдельными исполнителями. В социалистических странах выступали Большой театр Союза ССР, балетная труппа Ленингр. театра оперы и балета имени С.М. Кирова, МХАТ, Малый театр, Ленинградский Большой драматический театр им. А.М. Горького, Театр им. Е. Вахтангова, Украинский театр оперы и балета им. Т.Г. Шевченко, Центральный театр кукол, Государственный ансамбль народного танца СССР, Государственный хореографический ансамбль «Берёзка», танцевальные коллективы союзных республик.

Устанавливаются прямые контакты между различными учреждениями культуры. Например между театром драмы Литовской ССР и Веймарским национальным театром (ГДР); руководитель Веймарского театра О. Ланг и главный художник Ф. Хавеман поставили в Вильнюсском театре драму Ф. Шиллера «Коварство и любовь». Обменялись выставками Эрмитаж и Дрезденская галерея.

Традицией стало взаимное проведение дней культуры, для участия в которых привлекаются выдающиеся деятели культуры. В 1970-75 советские писатели участвовали более чем в 70 днях культуры, декадах, неделях литературы в странах социализма.

Всё чаще создаются совместные произведения - постановка спектаклей, производство кинофильмов и др. В сотрудничестве с чехословацкими кинематографистами созданы фильмы «Соколове», «Завтра будет поздно», польскими - «Помни имя своё», болгарскими - «Украденный поезд», югославскими - «Единственная дорога» и т.д.

Проводятся художественные выставки социалистических стран (Москва, 1959; Варшава, 1970; Москва, 1975), выставки «Интерпресс-фото», фестивали фильмов кинолюбителей и т. д.

Развиваются связи творческих союзов, проводятся совместные заседания секретариатов, двусторонние симпозиумы по вопросам творчества и т.д. Организуются ежегодные встречи руководителей кинематографии, издательского дела, союзов писателей, художников, композиторов, архитекторов, журналистов. Проводятся встречи министров культуры социалистических стран, например, в Будапеште (1971), Берлине (1972), Варшаве (1973), Гаване (1974), Бухаресте (1975), Улан-Баторе (1976).

Культурные связи с развивающимися странами приобретают всё больший размах, разнообразные и устойчивые формы. Главное содержание культурного обмена СССР с развивающимися странами - оказание практического содействия в подготовке кадров, в возрождении и развитии их культур, в создании культурных учреждений.

Большую роль в культурных связях играет обмен художеств, коллективами и выставками. В СССР выступили Афганский драматический театр «Ды Кабул нындаре», ансамбли танца Алжира, Бирмы, Ганы, Гвинеи, Замбии, Индии, Ирака, Лаоса, Ливии, Марокко, Пакистана, Руанды, Сомали, Уганды, Шри-Ланки, Эфиопии и др.

«В СССР были проведены Индийская национальная выставка, выставки современного изобразит, искусства Афганистана, искусства Непала, шедевров искусства Ирана, египетская выставка «Сокровища гробницы» [5, с.83]

С сер. 50-х гг. на гастроли в капиталистические страны выезжали все известные художеств, коллективы СССР. В свою очередь, в Союзе за эти годы побывали многие известные коллективы: балетная труппа «Гранд-Опера», балет Великобритании, «Нью-Йорк сити балле», Датский Королевский, балет, Миланский театр «Ла Скала», Венская государственная опера, театр «Комеди Франсез», Шекспировский мемориальный театр, Стратфордский драматический театр из Канады, театр «Кабуки», театр марионеток «Пикколи ди Подрекка», и др.

В странах Запада был проведён ряд крупных культурных мероприятий СССР. Во Франции - гастроли (1970) всей оперной труппы Большого театра, впервые за его 200-летнюю историю (было показано 33 спектакля, присутствовало 75 тыс. зрителей); фестиваль искусств народов СССР (1972) под девизом «Широка страна моя родная», посвящённый 50-летию образования СССР.

В США - демонстрация (1972) в течение 10 месяцев выставки «Творчество народов СССР» (1500 произведений прикладного искусства всех союзных республик.

В Великобритании - фестиваль музыки (1972), в котором участвовали мастера искусства Д. Шостакович, Т. Хренников, Е. Светланов и 6 английских симфонических оркестров; выставка русского и советского пейзажа (1975).

Советские дирижёры (А. Ш. Мелик-Пашаев и др.) и режиссёры (И.М. Туманов и др.) ставили оперы во многих странах.

В 1958 СССР был участником Всемирной выставки в Брюсселе. СССР получил более 520 призов и медалей выставки, в том числе. 100 по разделу «Культура». Кинематографисты участвовали в междунар. кинофестивалях: художеств, фильмов (Акапулько, Бейрут, Зап. Берлин, Ванкувер, Уэллингтон, Венеция, Дели, Канн, Карачи, Карлови-Вари, Карфаген, Коломбо, Локарно, Лондон, Мангейм, Мельбурн, Мар-дель-Плата, Нион, Окленд, Париж, Пномпень, Сан-Себастьян, Сан-Франциско, Сидней, Стратфорд, Тегеран, Чикаго, Эдинбург), короткометражных и документальных (Буэнос-Айрес, Гренобль, Краков, Лейпциг, Монтевидео, Оберхаузен, Тампере, Тур), телевизионных (Александрия, Зап. Берлин, Канн, Монте-Карло, Прага. В 1971-75 советские фильмы завоевали на международных кинофестивалях 227 золотых, серебряных, бронзовых наград и почётных дипломов.

С 1959 в Москве проводится Международный кинофестиваль (1 раз в 2 года). В 9-м фестивале (1975) приняло участие почти 100 стран.

В заключение нужно отметить, что распад СССР, возникновение на его территории новых независимых государств стало новым вызовом для всего мира. Крушение старой системы международных отношений, смещение геополитических центров заставило мировую общественность пересмотреть базовые принципы, векторы и инструменты публичной дипломатии. Вместе с тем, кардинальные внутриполитические изменения в стране серьезнейшим образом затронули инфраструктуру ведомства. В контексте глубокого экономического кризиса радикальным образом сократилось финансирование. В целом ряде стран была прекращена деятельность центров науки и культуры, сужалось присутствие бывших стран СССР за рубежом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: