Тема 6. Рациональное познание




• Мышление как психологический феномен

• Понятие интеллекта и методики его изучения

• Общее понятие о языке и речи

 

1. Какому психическому процессу академик

Павлов И.П. дал такое определение: ″Это орудие

высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом″?

Мышление

2. Перечислите основные формы мышления

Понятие, суждение, умозаключение

3. Дайте определение следующим формам мышления

понятие - форма мышления, от­ражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явле­ний, выраженная словом или группой слов.

суждение - форма мышления, от­ражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отри­цание чего-либо

умозаключение - форма мыш­ления, при которой на основе несколь­ких суждений делается определенный вывод.

 

4. Приведите примеры умозаключений-силлогизмов

Все адвокаты-юристы, Сидоров- адвокат,Сидоров-юрист

 

5. Поясните следующие виды мышления

наглядно-действенное - вид мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов

наглядно-образное - связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета

словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций

абстрактно-логическое - это вид мышления, который осуществляется посредством логических операций с понятиями

 

6. В чем проявляются особенности творческого мышления?

Наиболее ярким внешним признаком творческого мышления считается внезапность проявления результатов. Возможно, впервые элемент озарения был зафиксирован возгласом «эврика», когда Архимед во время купания в ванне открыл свой закон. Полный перечень стадий творческого мышления: подготовка, созревание, озарение, проверка истинности.

7. Укажите стрелками верные соответствия между понятиями, характеризующими качества мышления, и их содержанием

 
  Глубина   Умение подвергать свои и чужие мысли критическому рассмотрению  
Гибкость Способность охватывать вопрос в целом  
Устойчивость Умение видеть и выделять главное  
Самостоятельность Умение быстро менять действия при изменении обстановки, рассматривать объект с разных точек зрения  
Широта Умение применять полученные знания, в т.ч. и в новых условиях, заданиях  
Критичность   Умение выполнять задания без помощи и постоянного контроля со стороны

8. Перечислите основные мыслительные операции

сравнения, анализа и син­теза, абстрагирования, обобщения и конкретизации

9. Интеллект – это мыслительная способность, умственное начало у человека, определяющее его деятельность

 

10. Какие факторы оказывают влияние на развитие интеллекта?

Питание в первые годы жизни, воспитание, окружающая среда, природа

11. Укажите стрелками верные соответствия между понятиями интеллектуальных способностей, характеризующих креативность, и их пояснениями

 

Оторванность ответа от реальности при наличии

Беглость мысли логической связи между стимулом и реакцией  
Гибкость мысли Способность переключаться с одной идеи на другую  
Оригинальность Чувствительность к проблемам в окружающем мире, способность к разработке гипотезы  
Любознательность Способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов  
Фантастичность Количество идей, возникающих в единицу времени  

 

12. Язык – это сиcтeмa фoнeтичecкиx, лeкcичecкиx и гpaммaтичecкиx cpeдcтв, являющaяcя opyдиeм выpaжeния мыcлeй, чyвcтв, вoлeизъявлeний и cлyжaщaя вaжнeйшим cpeдcтвoм oбщeния людeй

13. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил

14. В чем заключается отличие языка от речи?

1) Язык, в отличие от индивидуальной речи, универсален.

2) В речи выражается личностное начало, а язык социален, по сути.

3) Речь отличается подвижностью и вариативностью, языку присущи консервативность и статичность.

 

15. Перечислите основные функции речи

Выражение, воздействие, сообщение, обозначение

16. Найдите верные соответствия между понятиями свойств речи и их пояснениями

 

Содержательность Количество выраженных в речи мыслей, чувств, стремлений, их значительность и соответствие действительности
Понятность Свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение
Выразительность Синтаксически правильное построение предложений, применение в соответствующих местах паузили выделения слов с помощью логического ударения  
Действенность Эмоциональная насыщенность речи, богатство языковых средств, их разнообразие

17. С помощью чего передается информация:

при вербальном общении - слова, речь

при невербальном общении – жесты, мимика

18. К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:

1) В вербальной коммуникации создаются социальные значения

2)Осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов

Замечания преподавателя

______________________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

Тема зачтена ___________________

подпись преподавателя

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: