• Мышление как психологический феномен
• Понятие интеллекта и методики его изучения
• Общее понятие о языке и речи
1. Какому психическому процессу академик
Павлов И.П. дал такое определение: ″Это орудие
высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом″?
Мышление
2. Перечислите основные формы мышления
Понятие, суждение, умозаключение
3. Дайте определение следующим формам мышления
понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо
умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
4. Приведите примеры умозаключений-силлогизмов
Все адвокаты-юристы, Сидоров- адвокат,Сидоров-юрист
5. Поясните следующие виды мышления
наглядно-действенное - вид мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов
наглядно-образное - связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета
словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций
абстрактно-логическое - это вид мышления, который осуществляется посредством логических операций с понятиями
6. В чем проявляются особенности творческого мышления?
Наиболее ярким внешним признаком творческого мышления считается внезапность проявления результатов. Возможно, впервые элемент озарения был зафиксирован возгласом «эврика», когда Архимед во время купания в ванне открыл свой закон. Полный перечень стадий творческого мышления: подготовка, созревание, озарение, проверка истинности.
|
7. Укажите стрелками верные соответствия между понятиями, характеризующими качества мышления, и их содержанием
Глубина | Умение подвергать свои и чужие мысли критическому рассмотрению |
Гибкость | Способность охватывать вопрос в целом |
Устойчивость | Умение видеть и выделять главное |
Самостоятельность | Умение быстро менять действия при изменении обстановки, рассматривать объект с разных точек зрения |
Широта | Умение применять полученные знания, в т.ч. и в новых условиях, заданиях |
Критичность | Умение выполнять задания без помощи и постоянного контроля со стороны |
8. Перечислите основные мыслительные операции
сравнения, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и конкретизации
9. Интеллект – это мыслительная способность, умственное начало у человека, определяющее его деятельность
10. Какие факторы оказывают влияние на развитие интеллекта?
Питание в первые годы жизни, воспитание, окружающая среда, природа
11. Укажите стрелками верные соответствия между понятиями интеллектуальных способностей, характеризующих креативность, и их пояснениями
Оторванность ответа от реальности при наличии
Беглость мысли | логической связи между стимулом и реакцией |
Гибкость мысли | Способность переключаться с одной идеи на другую |
Оригинальность | Чувствительность к проблемам в окружающем мире, способность к разработке гипотезы |
Любознательность | Способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов |
Фантастичность | Количество идей, возникающих в единицу времени |
|
12. Язык – это сиcтeмa фoнeтичecкиx, лeкcичecкиx и гpaммaтичecкиx cpeдcтв, являющaяcя opyдиeм выpaжeния мыcлeй, чyвcтв, вoлeизъявлeний и cлyжaщaя вaжнeйшим cpeдcтвoм oбщeния людeй
13. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил
14. В чем заключается отличие языка от речи?
1) Язык, в отличие от индивидуальной речи, универсален.
2) В речи выражается личностное начало, а язык социален, по сути.
3) Речь отличается подвижностью и вариативностью, языку присущи консервативность и статичность.
15. Перечислите основные функции речи
Выражение, воздействие, сообщение, обозначение
16. Найдите верные соответствия между понятиями свойств речи и их пояснениями
Содержательность | Количество выраженных в речи мыслей, чувств, стремлений, их значительность и соответствие действительности |
Понятность | Свойство речи, заключающееся в её влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение |
Выразительность | Синтаксически правильное построение предложений, применение в соответствующих местах паузили выделения слов с помощью логического ударения |
Действенность | Эмоциональная насыщенность речи, богатство языковых средств, их разнообразие |
17. С помощью чего передается информация:
|
при вербальном общении - слова, речь
при невербальном общении – жесты, мимика
18. К основным свойствам вербальной коммуникации относятся:
1) В вербальной коммуникации создаются социальные значения
2)Осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов
Замечания преподавателя
______________________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Тема зачтена ___________________
подпись преподавателя