РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ




Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по дисциплине «Психология » предназначена для студентов бакалавриата всех специальностей непсихологического профиля, обучающихся как по очной, так и по заочной формам обучения. Содержание рабочей тетради соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по дисциплине «Психология».

С помощью заданий рабочей тетради студенты смогут самостоятельно проверить, закрепить и систематизировать полученные знания по дисциплине, развить способность оптимально кратко и аргументированно выражать главную мысль при ответе на поставленные вопросы. В рабочей тетради также даны задания, позволяющие студентам проявить свои творческие способности.

Структура рабочей тетради соответствует разделам учебного курса дисциплины «Психология» и включает в себя девять тем дисциплины, список рекомендуемой литературы, включая электронные ресурсы.

Содержание рабочей тетради соответствует разделам учебного курса дисциплины и предполагает последовательное выполнение заданий с фиксацией ответов в рабочей тетради. Формулировка ответов должна быть предельно четкой и ясной, укладывающейся в отведенное для ответа место. Задания должны выполняться студентами самостоятельно и в строго отведенные преподавателем сроки выполнения данной работы.

 

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Тема 1. Психология как наука

 

• Этапы становления психологии как науки

• Объект и предмет психологии

• Задачи и отрасли психологии

• История развития психологического знания

 

1. Как переводится с древнегреческого языка термин «психология»?

Термин «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (phyche-душа, logos-учение)

2. Что является объектом и предметом исследований в психологии?

Объект: человек, индивидуальность, личность

Предмет: факты и процессы психического развития личности

 

 

3.Как трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии на каждом этапе ее развития?

 

I этап

L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAWQ82eMQA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPX2vCQBDE3wt+h2OFvtWLtRWJniIWoZAHqX/QxyW3 JsHcXsitmn57r1DwcZiZ3zCzRedqdaM2VJ4NDAcJKOLc24oLA/vd+m0CKgiyxdozGfilAIt572WG qfV3/qHbVgoVIRxSNFCKNKnWIS/JYRj4hjh6Z986lCjbQtsW7xHuav2eJGPtsOK4UGJDq5Lyy/bq DMj+mOF6dT5tLmK/bDhkpyrPjHntd8spKKFOnuH/9rc18DH6hL8z8Qjo+QMAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFkPNnjEAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " adj="0,,0" path="m,l2,r,6106l4786,3053r,895453l,898506,,2,,xe" fillcolor="black" stroked="f" strokeweight="0"> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA4Rb7p8QA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBSE74L/YXmCN90oQTR1FS1VhFLEaO+P7GsS mn0bdleN/94tFDwOM/MNs1x3phE3cr62rGAyTkAQF1bXXCq4nHejOQgfkDU2lknBgzysV/3eEjNt 73yiWx5KESHsM1RQhdBmUvqiIoN+bFvi6P1YZzBE6UqpHd4j3DRymiQzabDmuFBhS+8VFb/51Sg4 TeviuneYp9vL16Ftjh+fi+9EqeGg27yBCNSFV/i/fdAK0nQCf2fiEZCrJwAAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAOEW+6fEAAAA3AAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " adj="0,,0" path="m,508l,,,508xe" fillcolor="black" stroked="f" strokeweight="0"> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAbE9t08gA AADeAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBSE70L/w/IK3nRT0VBSV5FCbelBqq2Ct0f2 NUmbfRvyNhr/vSsUehxm5htmvuxdrU7USuXZwMM4AUWce1txYeDr82X0CEoCssXaMxm4kMBycTeY Y2b9mbd02oVCRQhLhgbKEJpMa8lLcihj3xBH79u3DkOUbaFti+cId7WeJEmqHVYcF0ps6Lmk/HfX OQMfclx3r++42h/WVVHLsdv8yMaY4X2/egIVqA//4b/2mzUwmabpDG534hXQiysAAAD//wMAUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVz XS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMv LnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3No YXBleG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBsT23TyAAAAN4AAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABk cnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAjQMAAAAA " adj="0,,0" path="m,l82543,r,9416l,9416,,e" fillcolor="#9a9a9b" stroked="f" strokeweight="0"> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA89FWP8gA AADeAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBSE70L/w/IK3nRTkbSkriKF2tKDqK2Ct0f2 NUmbfRvyNhr/vSsUehxm5htmtuhdrU7USuXZwMM4AUWce1txYeDr83X0BEoCssXaMxm4kMBifjeY YWb9mbd02oVCRQhLhgbKEJpMa8lLcihj3xBH79u3DkOUbaFti+cId7WeJEmqHVYcF0ps6KWk/HfX OQMbOa66tw9c7g+rqqjl2K1/ZG3M8L5fPoMK1If/8F/73RqYTNP0EW534hXQ8ysAAAD//wMAUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVz XS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMv LnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3No YXBleG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDz0VY/yAAAAN4AAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABk cnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAjQMAAAAA " adj="0,,0" path="m,l82543,r,9416l,9416,,e" fillcolor="#9a9a9b" stroked="f" strokeweight="0"> 2000 лет назад (предмет психологии-душа), душа-часть материи, состоящая из мельчайших частиц

А) Душа и тело находятся в антагонистических противостояниях (Платон)

Б) Душа и тело неразделимы, находятся в единении (Аристотель)

II этап

Средние века (психология-наука о сознание)- что я чувствую, познаю

На это повлияли: географические открытия, движение вперед науки.

 

III этап

Коней 19 века - начало 20 века- наука о поведении

IV этап

20-е годы 20 века психология стала наукой о психике

 

4. Когда психология стала самостоятельной научной дисциплиной? С именем какого ученого связывают становление психологии как самостоятельной науки?

 

В 1879 году психология становится самостоятельной наукой: открывается первая в Лейпциге лаборатория - открыл её В.Вундт (с его именем и связывают становление психологии)

 

5. Назовите и кратко охарактеризуйте основные отрасли психологии

1) Общая психология (решает задачи по исследованию индивида)

2)Педагогическая психология (опирается на фундаментальное положение о том, что сущность индивидуального психологического развития человека является усвоение им общественно-исторического опыта)

3)Возрастная психология (изучает закономерности этапов психического развития и формирование личности от рождения к старости)

4)Дифференциальная психология-изучает развитие между индивидами, группами, а также причины и последствия этих различий.

5)Социальная психология (закономерности общения и взаимодействия людей)

6) Политическая психология (изучает психологические компоненты политической жизни и деятельность людей)

7)Психология искусств (состояние личности или группы, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей)

 

 

6. Основные задачи психологии заключаются в следующем:

1) Изучение качественных и структурных своеобразий психических явлений и процессов

2)Анализ функционирования психических явлений и процессов в связи с их обусловленностью объективными условиями жизни и деятельности людей

3)Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений

7. Прокомментируйте высказывание Лао-Цзы: «Знающий людей разумен, знающий себя – прозорлив»

В данном высказывании Лао-Цзы говорит нам о том, что нужно совмещать 2 ипостаси: знать людеть-это полезное свойство, нам кажется, что чужие проблемы легко решить, а вот знать себя, уметь контролировать свои поступки, эмоции, следовать нормам морали-такой человек сможет решить любую возникшую проблему, вывести себя из трудной ситуации

 

 

8. Психология – это наука, изучающая закономерности развития психики и психической деятельности отдельного человека или группы людей.

 

 

9. Какие основные научные школы направления современной психологии известны вам?

 

1)Психоанализ

2)Бихевиоризм

3)Гештальтпсихология

4)Гуманистическая психология

 

10. Кто является основателем бихевиоризма? На что направлен научный поиск представителей этого направления?

 

Основателем бихевиоризма является американский ученый Д.Уотсон. Задача бихевиоризма - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поступки, реакции человека.

 

11. В чем заключается основная идея гештальтпсихологии?

Основная идея: идея целостности образа, свойства которого не сводятся к сумме свойств элементов.

 

12. Чьи научные исследования привели к возникновению направления психоанализа?

Психоанализ возник благодаря научным исследованиям Зигмунда Фрейда.

 

13. Поясните ключевые понятия в системе психоанализа

бессознательный уровень «ид»

Согласно идеям Фрейда, ид подразумевает исключительно врожденные, инстинктивные, примитивные аспекты личности человека, ид находится в тесной взаимосвязи с первичными потребностями человека.

уровень сознания «эго» Эго (я) – компонент психического аппарата, ответственного за принятие человеком решений. Эго удовлетворяет желания Ид в соответствии с теми ограничениями, которые налагает внешний мир.

«супер-эго»

Супер-эго-последний компонент, развивающий в личности, он обретается ребенком в процессе его взаимодействия с родителями, учителями и другими людьми, оказывающими на личность формирующее воздействие.

 

14.Кто является основателем гуманистической школы в психологии? Какова основная идея этого направления?

 

Основатель гуманистического направления в психологии- А.Маслоу. Основная идея - индивидуальность рассматривается как единое целое, в противовес бихевиоризму, который ориентирован на анализ отдельных событий.

 

 

15. Кто из представителей отечественной науки внёс весомый вклад в развитие психологии?

Б.Г.Ананьев, В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, И.М.Сеченов

 

Замечания преподавателя ________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Тема зачтена ___________________

подпись преподавателя

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: