• Понятие психики
• Эволюция психики
• Структура психики
• Сознание и мозг человека
1. Психика - это свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать окружающую действительность.
2. Какие существуют теории возникновения и развития психики?
Панпсихизм, антропопсихизм, биопсихизм, анималопсихизм, нейропсихизм, мозгопсихизм
3. Дайте пояснения следующим формам поведения животных и человека
Инстинкты - это форма врожденного поведения, набор определенных действий, которые возникают при совмещении внутреннего функционального состояния организма
Навыки- деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.
Интеллектуальное поведение- одно из проявлений психической деятельности с ее врожденными и благоприобретаемыми аспектами. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта.
Деятельность - мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели
4.Перечислите три основные функции психики
А) Регуляция поведения и деятельности
Б) Отражения воздействий окружающей действительности
В) Осознание человеком своего места в окружающем мире L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA1ueA0cYA AADeAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBSE74L/YXmCN91tbNMSXUMpFAR7afSgt0f2 mYRm34bdrcZ/3y0Uehxm5htmU462F1fyoXOs4WGpQBDXznTcaDge3hcvIEJENtg7Jg13ClBup5MN Fsbd+JOuVWxEgnAoUEMb41BIGeqWLIalG4iTd3HeYkzSN9J4vCW47WWmVC4tdpwWWhzoraX6q/q2 Gk6+O5722J9Xe1UpPK8+ZHUPWs9n4+saRKQx/of/2jujIXvMn5/g9066AnL7AwAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFw ZXhtbC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA1ueA0cYAAADeAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIsDAAAAAA== " adj="0,,0" path="m,l82543,r,9415l,9415,,e" fillcolor="#9a9a9b" stroked="f" strokeweight="0"> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEASXm7PcQA AADeAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQYvCMBSE7wv+h/AEb2uiLirVKLIgCO5lqwe9PZpn W2xeSpLV+u+NIOxxmJlvmOW6s424kQ+1Yw2joQJBXDhTc6nheNh+zkGEiGywcUwaHhRgvep9LDEz 7s6/dMtjKRKEQ4YaqhjbTMpQVGQxDF1LnLyL8xZjkr6UxuM9wW0jx0pNpcWa00KFLX1XVFzzP6vh 5OvjaY/NebJXucLz5Efmj6D1oN9tFiAidfE//G7vjIbx13Q2g9eddAXk6gkAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAEl5uz3EAAAA3gAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " adj="0,,0" path="m,l82543,r,9415l,9415,,e" fillcolor="#9a9a9b" stroked="f" strokeweight="0"> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAqWJgk8cA AADdAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWvCQBCF70L/wzKF3nRTLa2mrlIsgqdC0woex+yY DWZnY3Yb47/vHAq9zfDevPfNcj34RvXUxTqwgcdJBoq4DLbmysD313Y8BxUTssUmMBm4UYT16m60 xNyGK39SX6RKSQjHHA24lNpc61g68hgnoSUW7RQ6j0nWrtK2w6uE+0ZPs+xZe6xZGhy2tHFUnosf b2D/Xl36Ihyns8ttf3Zx83T6WByMebgf3l5BJRrSv/nvemcFf/YiuPKNjKBXvwAAAP//AwBQSwEC LQAUAAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNd LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8u cmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hh cGV4bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAKliYJPHAAAA3QAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRy cy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACMAwAAAAA= " adj="0,,0" path="m,l4787,r,40458l4787,40460r-2,l4785,34352,,37406,,xe" fillcolor="black" stroked="f" strokeweight="0">
|
5. Как вы понимаете высказывание немецкого психолога А.Гельба:
«Животное не может делать ничего бессмысленного. На это способен только человек»?
Животное пользуется только своими инстинктами, не использует разум (точнее не имеет возможности пользоваться логическим мышлением). У человека же есть право выбора. Он способен совершить его в ту или иную пользу. Отсюда и бессмысленные поступки, странное поведение
6. Дайте определение следующим понятиям
психические процессы- это течение психического явления, вызываемое как внешним воздействием, так и раздражителями, идущими от внутренней среды организма.
к ним относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, мышление, речь
|
психические свойства - это индивидуальные особенности психическойдеятельности конкретного человека, особенности его психического состояния .
к ним относятся: направленность, темперамент, характер, способности.
психические состояния -устойчивая на определённом промежутке времени характеристика психической деятельности человека (или животного).
к ним относятся: подъем, угнетенность, страх, уныние.
психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
7. Какая категория получила в психологии следующее определение: «Высший уровень духовной активности человека; часть психики, которая позволяет человеку не только отражать объективную реальность, но и находить своё место в ней, и осознавать самого себя как реальность»?
Это сознание
8. Рефлексия – это размышление о своём психическом состоянии
9. Обладают ли сознанием животные? Обоснуйте свой ответ
Это противоречивый вопрос. Существует довольно широкий спектр научных представлений по этому поводу. Одни ученые абсолютно уверены в отсутствии сознания у животных, другие утверждают, что оно есть у большинства из них. Все эти трудности объясняются отсутствием четкого определения этой категории.
10.Продолжите фразу: «Головной мозг человека регулирует и координирует все жизненно важные функции организма человека, более того мозг контролирует его поведение.
|
10. В чем заключаются основные функции полушарий мозга и какова связь между ними?
1) Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде.
2) Правое полушарие мозга несет ответственность за обработку так называемой невербальной информации, то есть за обработку информации, выражаемой в образах и символах, а не словах. Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять, учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.).
Замечания преподавателя________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Тема зачтена ___________________
подпись преподавателя
Тема 4. Чувственное познание
• Ощущение и восприятие как основы чувственного познания
• Представление, его основные свойства
• Воображение и творчество
1. Для чего предназначены органы чувств?
Для восприятия человеком окружающего мира и самого себя
2. Ощущение – простейший познавательный процесс отражанения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующие на его органы чувств
Дайте пояснения следующим группам ощущений:
экстероцептивные - в них доводится до сознания человека информация из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения делятся на:
- контактные (вкус и осязание),
- дистантные (слух, зрение и обоняние)
интероцептивные - сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма.
проприоцептивные - они передают сигналы о положении тела в пространстве
Восприятие – это отражение в сознание человека предметов и явлений в целом, воздействующие на его органы чувств.
3. В чем заключается разница между ощущениями и восприятием?
В ощущение- отдельные свойства и качества, в восприятие- предметы и явления в целом
4. Восприятия классифицируются по видам следующим образом
А) в зависимости от форм отражения (пространства, времени, движения)
Б) в зависимости от цели (преднамеренное, непреднамеренное)
В) в зависимости от степени организации (организованное, неорганизованное)
5. Поясните следующие свойства восприятий
константность - относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий восприятия
целостность всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация, воспринимается как устойчивое системное целое,
избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими
обобщенность - отнесение каждого образа к некоторому классу объектов
апперцепция - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека
Представление – это образ предмета или явления, которые здесь и сейчас человек не воспринимает.
5. Поясните основные свойства представлений фрагментарность
Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей
неустойчивость представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать
изменчивость - представления отличаются изменчивостью: в них легко изменяются цвет, форма, размеры представляемого предмета.
6. Воображение – это способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей
7. Какую роль в жизнедеятельности человека играет воображение?
Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения.
8. Чем воображение отличается от восприятия?
воображение происходит через мозг, восприятие через органы чувств
9. Чем характеризуется творческое воображение?
в ходе творческого воображения человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом
10. Нарисуйте несуществующее в природе животное и придумайте ему название
Замечания преподавателя________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Тема зачтена ___________________
подпись преподавателя