Тема 9. Эмоционально-волевая сфера личности




• Понятие эмоций и чувств

• Сопоставительная характеристика эмоций и чувств

• Психические состояния человека

• Способы регуляции эмоциональной напряженности

• Воля, функции воли и волевые действия

 

 

1. Какое значение имеют эмоции и чувства в жизни человека? Какие функции они выполняют?

1) Эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам

Функции эмоций:

Сигнальная, оценочная, приспособительная, регуляторная, коммуникативная, стабилизирующая,мотивирующая

 

2. В чем заключается отличие эмоций от чувств?

1)Механизм возникновения эмоций мы можем объяснить, чувства объяснить словами тяжело.

2)Эмоции кратковременны, чувства длятся на протяжении неопределённого отрезка времени.

3)Чувства выражаются через эмоции.

4)Чувства мы вполне осознаём, а эмоции часто нет.

5)Чувства не меняются в зависимости от ситуации, а эмоции всегда привязаны к ситуации.

 

 

3. Что означают следующие виды эмоциональных состояний:

 

А) Настроение -эмоциональное состояние, которое вызывает какой-либо объект или явление

Б) страсть - сильное, стойкое, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти.

В) Аффект - эмоциональный процесс взрывного характера, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Г) стресс - состояние повышенного напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы

 

Д) фрустрация - негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.

 

4. Какие способы снижения эмоциональной напряженности можно считать оптимальными?

смех, улыбка, юмор, размышления о хорошем, приятном, пейзажа за окном, фотографии, чтение стихов

5. Воля – это способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

6. Проявление воли находит свое отражение в таких качествах как:

(продолжите перечисление) сила воли, свобода воли, мужество, терпение, дисциплина, самообладание, организованность, настойчивость, обязательность.

 

6. Обозначьте отличия между простыми волевыми действиями и сложными

А) Простое волевое действие характеризуется тем, что человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, то есть побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Б)Сложное волевое действие включает следующие этапы:

1)осознание цели и стремление ее достичь;

2)осознание ряда возможностей достижения цели;

3)появление мотивов, утверждающих или отвергающих эти возможности;

4)борьба и выбор мотивов;

5)принятие одной из возможностей в качестве решения;

6)осуществление принятого решения;

7)преодоление внешних препятствий, объективных трудностей, возможных помех до тех пор, пока поставленная цель не будет достигнута.

Замечания преподавателя

______________________________________________________________________

Тема зачтена ___________________

подпись преподавателя

 

Итоговая оценка_____________________

Литература

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – 5 изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2014. – 363с. 2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2014. – 352 с.

3. Думчев А. А. Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти / А. А. Думчев. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 192 с.

4. Кейн С. Интроверты. Как использовать особенности своего характера / Сьюзан Кейн; пер. с англ. В Шульпина, Н. Яцюк. – М.: Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013. – 384 с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – С.- Пб.: Питер, 2013. – 583 с.

6. Немов Р. С. Психология: учебник для бакалавров. / Р. С. Немов. - М.: ИД Юрайт, 2014. – 639 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. для бакалавров / Л. Ф.

Обухова. – М.: Юрайт, 2014. – 460 с. – Серия: Бакалавр. Базовый курс.

8. Психологическая библиотека [электронный ресурс]:[книги по психологии]//Режим доступа. – https://psylib.myword.ru

9. Сосновский Б.А. Психология: учебник для академ. бакалавриата/ ред. Б.А. Сосновский. – 3-е изд. пер. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 827 с.

10. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Учебник для акад.бакалавриата / Л. Д. Столяренко. – 4-е изд., доп. и пер. – М.: Юрайт, 2015. – 509 с.

11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избр. труды. В 2 т. / Д. И. Фельдштейн. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МПСИ, 2009. – 596 с. – Серия: Психологи России.

12. Электронная библиотека «Гумер»[книги, учебники по психологии, педагогике, другим гуманитарным наукам]// Режим доступа. – https://www.gumer.info/

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка…………………………...…………...…….….3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: