Франко Ферраротти является одним из известнейших современных итальянских социологов. Его научные интересы распространяются на фундаментальные проблемы социологической теории, методологии, истории социологии и теории общества. Среди наиболее значимых работ следует назвать следующие: «Трактат о социологии» (1968), «Альтернативная социология» (1972).
Его теория информационного общества состоит из 2х частей: 1) теоретического описания наличного социального состояния и 2) из проективных моделей общества, возникновение которых возможно при условии возобладания какой-либо из наличных тенденций развития.
Социальная информация: новые формы власти и доминирования
В соответствии с традицией веберовской методологии Ф. Ферраротти рассматривает организационные отношения как первичные в информационном обществе. Основной формой социальной организации выступает корпорация. Технократическая корпорация агрессивно устанавливает свою власть, навязывает все более жесткое взаимодействие и интеграцию своим членам, манипулирует каналами производства и потребления, создает новые формы неравенства и привилегии. Основу такого функционирования составляет информация. Накопление знания и информации необходимо для осуществления власти и принятия решения. Владеть информацией значит обладать властью. Причем речь идет не просто об информации, как подчеркивает Ферраротти, а о социальной информации.
Понятие «социальная информация» является ключевым понятием в теории информационного общества Ф. Ферраротти. Социальную информацию нельзя путать с коллективной информацией - миром коллективных знаков и сообщений средств массовых коммуникаций и других знаков нашего повседневного опыта. «Социальная информация – это та которая охватывает все политические и социально значимые темы, относящиеся к взаимодействию граждан и институтов. В этом смысле социальная информация входит в понятие власти».
|
Тот кто контролирует систему социальных коммуникаций, тот осуществляет власть и влияние. Поиск информации является выражением активной социальной политики. Отсутсвие информации означает неучастие в системах принятия решения и организации, т.е. оборачивается отчуждением.
Прямым следствием такого процесса является возникновение новых форм эксплуатации, а также манипулирование посредством внушения нереальных надежд и потребностей, создание потребителя. Типология этой новой эксплуатации основана не на анализе ежедневного труда, столь блестяще описанного К. Марксом в «Капитале», а на новых реальных и существенных фактах современной жизни, которыми являются изоляция, сегрегация, одиночество, отрицание, исключение. «Быть эксплуатируемым в современном мире, - пишет Ф. Ферраротти, - значит быть на краю, быть оторванным от информации»9. Современная власть эксплуатирует и угнетает не посредством некоторых прямых действий, которые могут быть объективно и логически оценены на основе предполагаемых действий и реально полученных результатов, - она угнетает, игнорируя, отказываясь вмешиваться, предпринимать действия.
Быть отчужденным для индивида или группы означает не только оказаться «на краю», быть подконтрольным или лишенным влияния. Быть отчужденным предполагает также потерю личностной идентичности и сведение своей личности к набору ролей в системе обмена и организации. Отчуждение включено также в потребительское поведение, диктуемое не личными запросами и потребностями, но рекламой и интересами производителя, поведение на производстве, при котором физические и умственные рабочие затраты не сбалансированы их восстановлением вне работы и т. п. Главный социальный конфликт информационного общества касается всего общества, а не каких-то его сегментов. Он формулируется как борьба за право самоопределения человека перед лицом глобальных социальных структур, как самозащита, как защита своего я и своей идентичности.
|
Ферраротти выделяет типы и уровни социальной информации, на которых осуществляется современная эксплуатация путем лишения человека этой информации. 1) Информация, касающаяся служб социального обеспечения и страхования. Роль этой информации чрезвычайно велика, особенно в каждодневной жизни: она касается взаимодействия граждан и институтов, предоставляющих соответствующие услуги. 2) Информация, касающаяся сферы рационального социального действия, создания средств, необходимых в данном обществе для реализации поставленных индивидом целей. 3) Информация, касающаяся рационального планирования и социального изменения на над индивидуальном уровне.
Политическая власть как таковая, утверждает Ферраротти, должна быть коллективной функцией, а не исключительной прерогативой отдельных политиков, групп или процесс постулирует новые ориентации в культуре и ценностной системе. Социальная информация, связанная с процессом коллективного социального и политического планирования и изменения, необходима для того, чтобы: 1) защитить общественные инициативы от деструктивного влияния бюрократии; 2) гарантировать эффективность «давления снизу» не путем декларации лозунгов или создания эмоционального кризиса, а через создание локальных автономных общественных институтов, которые обеспечат участие простых людей в процессе социальной трансформации, особенно повседневной жизни; 3) обеспечить такие условия, чтобы политические решения и изменения были согласованы с интересами граждан и последние могли контролировать время и ритм социальных изменений, предохранять себя от влияния авторитарных или патерналистских тенденций. Ферраротти считает, что модель социального изменения и программирования должна быть такой, чтобы «конструктивная природа» технических и экономических моментов существенным образом определялась социальными моментами, говоря иначе, «участием народа».
|
«Участие народа» в принятии социальных и политических решений является необходимым императивом в рамках информационного общества. В теории Ферраротти этот императив увязывается с его концепцией «конца автоматического прогресса» и критикой технократической идеологии.