Традиционная одежда народов Севера Якутии: проблемы сохранения и развития




тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.07, кандидат исторических наук Акимова, Валентина Семеновна

Диссертация и автореферат на тему «Традиционная одежда народов Севера Якутии: проблемы сохранения и развития». disserCat — научная электронная библиотека.

Автореферат

В корзину

Диссертация

В корзину

Артикул: 128405

Год:

Автор научной работы:

Акимова, Валентина Семеновна

Ученая cтепень:

кандидат исторических наук

Место защиты диссертации:

Б. м.

Код cпециальности ВАК:

07.00.07

Специальность:

Этнография, этнология и антропология

Количество cтраниц:

Оглавление диссертации

кандидат исторических наук Акимова, Валентина Семеновна

 

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ОДЕЖДЫ

НАРОДОВ СЕВЕРА.

1.1. Влияние природно-климатических условий и социально-экономических, культурных факторов на формирование основных типов традиционной одежды народов Севера.

1.2. Общее и особенное в традиционной и современной одежде народов Севера

Глава 2. ТЕХНОЛОГИЯ И ПРИЕМЫШИТЬЯ ОДЕЖДЫ.

2.1. Материал и технология изготовления традиционной одежды.

2.2. Основные приемы шитья меховых и ровдужных изделий

Глава 3. ОДЕЖДА НАРОДОВ СЕВЕРА ЯКУТИИ: ТРАДИЦИИ

И СОВРЕМЕННОСТЬ.

3.1. Одежда повседневного и промыслово-производственного назначения.

3.2. Праздничная и ритуально-обрядовая одежда.

Введение диссертации (часть автореферата)

На тему "Традиционная одежда народов Севера Якутии: проблемы сохранения и развития"

 

Якутия занимает огромную территорию на северно-восточной Сибири, по течению рек Лены, Оленька, Анабара, Яны, Индигирки, Колымы и их притоков. На этой земле издревле проживали эвенки, эвены и юкагиры. По роду хозяйственной деятельности они были охотниками, оленеводами и рыбаками. В некоторых местностях было распространено собирательство.

В современных условиях малочисленные народы Севера Якутии стремятся возродить, сохранить и развивать свою традиционную этническую самобытную культуру в условиях активного процесса влияния техногенной культуры. Дальнейшее сохранение и развитие традиционных отраслей хозяйственной жизни, этнических черт и специфических особенностей национального в материальной и духовной культуре у эвенков, эвенов, юкагиров Республики Саха (Якутия) является жизненно важным, как с точки зрения теоретических, так и практических задач, этим объясняется выбор данной темы исследования. Ясно, что необходима переоценка культурного наследия народов Севера Якутии с тем, чтобы развивать в новых условиях то ценное, что в нем сохранилось. При этом важнейшим критерием рационального подхода к решению проблемы является тот неоспоримый факт, что народы Севера Якутии через века пронесли в своей материальной и духовной культуре то, что составляет неповторимую часть общечеловеческой культуры, ценностей общечеловеческой цивилизации. Несмотря на то, что народы Севера Якутии представляют исключительно малочисленные этносы, их самобытная культура имеет законное право быть частицей общечеловеческой культуры. В современных условиях, в век научно-технической революции с проникновением в их среду рыночных отношений, начинают исчезать многие традиционные черты хозяйственной жизни и культуры народов Севера, в том числе неповторимые образцы национальной одежды.

Человек является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Он не только объект, но и субъект исторических явлений. Развиваясь в различных природно-климатических регионах земли, народы формируют свойственные им субрегиональные культуры. В условиях холодной и суровой Арктики, природой сформирован определенный тип человека, приспособленный жить в экстремальных условиях высоких широт земного шара. Он органически вписан в природный цикл, научился пользоваться ограниченными ресурсами в оптимальных соотношениях, выработал собственное мировоззрение и религиозные представления.

Современная наука занимается изучением возможностей человека в экстремальных условиях. Унификация и европеизация циркумполярной цивилизации может привести к потере исторически сложившегося типа взаимодействия человека и природы в условиях Севера. В этой связи проводится работа учеными различных направлений (этнографы, социологи, экономисты, экологи, историки, философы и др.), государственными органами по возрождению и развитию сохранившихся традиционных основ хозяйствования северных народов Якутии. В плане социальной организации -это возрождение родовых общин как субъектов землепользования и хозяйствования. Именно община и общинный образ жизни, которые были деформированы в период компаний укрупнений и поселкований в 50-60 годах, несут основную нагрузку по возрождению и дальнейшему развитию материальных основ традиционной культуры народов Севера.

В условиях строительства социализма проводимая государством политика в отношении народов Севера, наряду с бесспорно положительными моментами, имела весьма ощутимые негативные последствия. В результате к концу 1980-х годов на грани исчезновения оказались их духовная культура, традиции, обычаи и навыки хозяйствования, приемы изготовления орудий труда, пошива одежды, методы ведения оленеводства, рыболовства и охотничьего промысла. Повсеместно сокращался процент, знающих и владеющих родными языками людей.

Все коренные народы Севера Якутии входят в группу младописьменных народов. Поэтому, большое значение в вопросах выяснения их истории имеет изучение памятников материальной культуры, в том числе и традиционной одежды, техники ее изготовления и целесообразности ношения с учетом времени. Одежда наряду с другими элементами материальной культуры является одним из важнейших исторических источников. Одежда любого ч этнического образования по фасону, своей фактуре, способу изготовления и пошива, орнаменту и отделке отражает уровень развития и характер носителя культуры, достигнутый им в определенный период его социально-экономического развития. Поэтому в вопросах изучения культуры данного народа и определения характера и степени развития ее в разные периоды его истории является существенно необходимым в научных и в практических целях.

Одежда, как и все другие элементы культуры, постоянно изменяется, хотя отдельные ее формы могут использоваться и в очень длительные периоды существования ее носителей. Некоторые из старинных образцов одежды и ее отдельных компонентов дошли до наших дней и продолжают выполнять свои основные функции.

Основные образцы национального костюма народов Севера сложились в глубокой древности и тогда же были наделены знаковыми чертами, раскрывающими особенности мировосприятия. Необходимая для защиты тела, одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. География расселения, природноклиматические условия жизни, род занятий, контакты с соседними народами -все это находило отражение в разнообразии и оформлении одежды.

Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. Костюм, сохраняя характерную особенность, отражал эстетические и морально-этические воззрения народа, восходящие к понятиям пола и возраста, продолжения рода и единства с людьми, живущими рядом.

Вместе с тем, народная одежда, как один из составных частей материальной культуры любого этноса сохраняет многие черты, дающие возможность выяснить культурную взаимосвязь народов. В ней воплощаются традиции многих сторон культуры, начиная от способов ношения и кончая эстетическим представлением народа о красоте.

Актуальность темы диссертации. Изучение традиционной одежды эвенов, эвенков и юкагиров имеет большое значение не только с историко-этнографических позиций, но и с практической стороны вопроса: обработка местного сырья и изготовление из него одежды, приспособленной к климатическим условиям конкретного региона. Народная одежда, являясь свидетельством развития материальной культуры конкретного этноса, способствует расширению наших представлений о многообразии форм одежды эвенов, эвенков и юкагиров и вместе с тем дает возможность выявления в ней значительного количества общих элементов. С другой стороны, изучение одежды конкретных этносов имеет громадное значение для выяснения самых различных вопросов о самих народов, их происхождении, контактах с другими этническими сообществами.

Актуальность темы исследования состоит и в возможности развития и использования традиционных элементов народной одежды в современном производстве, а кожевенно-мехового материала для повседневной производственной деятельности ателье и комбинатов по пошиву одежды, в изготовлении костюмов для художественной самодеятельности и для проведения современных праздничных обрядов и национальных праздников. Одежда прошлых столетий интересна и для искусства, как театрального, так и прикладного. В этой связи тема приобретает большую практическую значимость и актуальность.

Целью исследования является создание научной основы, которая могла бы быть использована для адаптированного сохранения, развития и реконструкции традиционной одежды эвенов, эвенков и юкагиров Республики Саха (Якутия).

Для решения поставленной цели определены следующие задачи:

1. Изучить влияние факторов естественно-географической, социально-экономической, производственной и культурной среды на эволюцию типов одежды.

2. Дать краткую научную характеристику материалов для изготовления традиционной одежды народов Севера Якутии; изучить технологию ее производства, определить степень сохранения традиционного способа выделки меха и шкур пушных зверей и парнокопытных;

3. Проанализировать разнообразие форм и фасонов одежды эвенов, эвенков и юкагиров в ее исторической динамике.

4. Провести типологическую классификацию отдельных форм и элементов эвенской, эвенкийской и юкагирской женской и мужской одежды с учетом времени и места ношения;

5. Выделить локальные костюмные комплексы, выявить как особенное, так и общее в традиционной одежде изучаемых народов; доказать практическую ценность промыслово-производственного костюма народов Севера;

Объектом исследования являются традиционные виды и типы одежды эвенов, эвенков и юкагиров Якутии, которые рассматриваются в тесной связи с историей соседних родственных народов.

Предмет исследования. Проблемы сохранения, развития, и реконструкция традиционной одежды эвенов, эвенков и юкагиров Республики Саха (Якутия).

Научная новизна работы заключается в том, что впервые обобщается и систематизируется накопленный этнографической наукой материал по традиционной одежде народов Севера Якутии; дана научная классификация одежды и на основе архивных и полевых материалов выделены основные комплексы традиционной одежды народов Севера Якутии. Особое внимание уделяется вопросам взаимосвязи и взаимовлиянию этнических общностей. Научная новизна исследования состоит и в рассмотрении роли и места костюма, изучаемых народов в религиозно-обрядовой системе. Автором впервые дан анализ состояния традиционных элементов одежды в современных условиях, а также поставлена и рассмотрена проблема их сохранения, развития и реконструкции.

Территориальные рамки исследования распространяются на отдельные компактные районы проживания малочисленных народов Севера Якутии. Эвены - проживают на значительной части всей огромной территории Якутии. Поэтому для исследования была рассмотрена в отдельности одежда горнотаежных и тундровых эвенов (Момский, Среднеколымский, Эвено-Бытантайский, Оймяконский, Томпонский, Аллаиховский, Усть-Янский, Нижнеколымский улусы). Для исследования одежды эвенков взяты ее образцы в группах, проживающих в Усть-Майском, Нерюнгринском, Алданском, Олекминском, Оленекском улусах, а юкагиров - в Нижнеколымском и Верхнеколымском улусах.

Хронологические рамки работы охватывают период с конца XIX века и до наших дней. Именно этот период характеризируется отпечатком глубоких традиций в становлении и развитии, деформации и сохранении наиболее важных компонентов национальных костюмов народов Севера Якутии.

Методологической основой исследования являются общетеоретические положения по изучению материальных основ культуры, разработанные в отечественной науке. В работе использованы методы: сравнительно-исторический, типологический, а также ретроспективный анализ.

Главным критерием при анализе, синтезе и изложении фактического материала был общенаучный принцип комплексного подхода в освещении материальной культуры народов. При этом выдерживался принцип научной объективности и историзма, отводя первостепенную роль человеческому фактору. Учтены мнения тех ученых, считающих, что непременным условием профессионализма в этнографической науке является комплексный подход к изучаемым явлениям и процессам, что познание многих этносоциальных явлений предполагает рациональное сочетание традиционных этнографических и современных этносоциальных методов исследования.

Теоретические основы диссертационного исследования опираются на работы известных исследователей-сибиреведов: В.И. Иохельсона, М.Г. Левина, И.С. Гурвича, Г.М. Василевич, Н.Ф. Прытковой, В.А. Туголукова, Н.И. Каплан, С.А. Токарева, Н.В. Кочешкова, А.П. Окладникова, Ч.М. Таксами, С.В. Иванова, A.A. Бурыкина, Е.А. Алексеенко, В.П. Дьяконовой и др. При подготовке диссертации использованы методические приемы исследования этнографов-североведов и понятийный аппарат, разработанный в этнографической литературе.

Источники исследования включают материалы Российского этнографического музея (бывший Государственный музей этнографии народов i СССР), Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

РАН, музея Археологии и этнографии Якутского государственного университета, Якутского Государственного музея им. Ярославского, Момского, Жиганского, Олекминского, Усть-Майского, Саккырырского, Тиксинского других улусных музеев, Национального архива Республики Саха (Якутия), архива Якутского Научного Центра СО РАН, архива Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Полевые материалы автора, собранные в течение 12 полевых сезонов, в ходе которых проводилась фиксация объектов, относящихся к теме диссертации (фотографирование, зарисовки). Полевые материалы в основной массе отражают состояние сохранности традиций изготовления одежды и позволяют внести дополнения к изучаемой проблеме.

Из рукописного фонда архива Якутского научного центра Сибирского отделения РАН использованы материалы, собранные H.A. Новгородовым в 3040 годах XX века и материалы (отчеты) научных экспедиций сотрудников Якутского научного центра СО РАН [144].

Для решения поставленной цели исследования были изучены изделия народных мастериц, в частности: эвенкийок - A.M. Григорьевой (1902 г.р.), Ф.М. Авеловой (1920 г.р.), B.C. Григорьевой (1934 г.р.), П.И. Семеновой (1939 г.р.), Х.А. Бенчик (1928 г.р.); эвенок - А.И. Хабаровской (1930 г.р.), А.И. Тарабукиной (1935 г.р.), E.H. Боковой (1934 г.р.); юкагирок - Е.И. Тымкель (1923 г.р.), М.Н. Тохтосовой (1950 г.р.), A.B. Слепцовой (1943 г.р.) и др. Выполненные ими комплекты национальной одежды хранятся в музеях гг. Санкт-Петербурга, Владивостока, Магадана, Якутска и других городов. Работы этих мастериц прекрасно иллюстрируют сегодняшнее состояние традиционного женского ремесла народов Севера Якутии, дают возможность с помощью сравнительно-исторического метода проследить изменчивость традиционной одежды изучаемых народов на протяжении последних ста лет (конец XIX века -конец XX века).

В целом совокупность выявленных автором опубликованных и неопубликованных источников обеспечивают вполне достаточную источниковую базу для решения поставленных в диссертации целей и задач.

Изученность проблемы исследования. В научной литературе, касающейся коренных народов Якутии, костюму якутов, эвенов, эвенков, юкагиров и других этносов, отведено немало места. Вместе с тем отдельные технологические детали шитья, отделки традиционной одежды аборигенов республики исследованы еще недостаточно. Полные обобщающие и сводные труды по одежде народов Севера Якутии отсутствуют. Специальные исследования, посвященные этой теме, весьма фрагментарны и отрывочны.

Сбор и попытки обобщения материалов, охватывающих разнообразные стороны жизни и быта коренных народов Якутии, началось еще в XVII веке. Однако настоящее изучение народов, их нравов началось в более позднее время, примерно к XVIII веку.

Первые исследователи северо-востока Сибири изучали природные богатства, климат, быт, нравы, образ жизни северных народов. Поэтому они не могли не интересоваться древнейшей историей исследуемых народов, включая и бытовую сторону их жизни. Они и составили более полные описания отдельных сторон материальной культуры народов Якутии в своих сочинениях. Но путешественники основное внимание уделяли только тому, что резко бросалось в глаза. Одним из таких объектов была одежда аборигенов, отличная от европейской. Исследователи XVIII века начали описание старинной одежды народов Якутии. Более древний период жизни и быта местного населения путешественниками обычно не описывался.

Обширные материалы были собраны академическими, так называемыми «Камчатскими», экспедициями первой половины XVIII века. Большое место в исследовании истории, этнографии и географии Якутии занимают труды участников академического отряда 2-й Камчатской экспедиции (1733-1743)

Г.Ф. Миллера [81], Я.И. Линденау [80] и других. Большой вклад в изучении этнографии народов Якутии внес Я.И. Линденау (1700-1793). Ему принадлежит этнографическое описание якутов, пеших тунгусов и ламутов, удских тунгусов, коряков, юкагиров.

Экспедиционные работы, начатые в первой половине XVIII века не прекращались и в дальнейшем. В 1785 г. для обследования северо-восточной части Сибири была снаряжена географическая и астрономическая экспедиция под руководством капитана Биллингса, которая на территории Якутии работала в 1786-1789 гг. Участник экспедиции Г.А. Сарычев опубликовал сочинение, носящее характер отчета [114]. Он описал все народы, населявшие Якутию в то время.

Специальной работой по этнографии сибирских народов является описание журнала-альбома И.Г. Георги «Открываемая Россия или собирание одежд всех народов в Российской империи обитающих.» [27].

Дореволюционная историческая наука накопила значительный фактический материал по истории и этнографии юкагиров. Ценные сведения о юкагирах собрала экспедиция 1820-1824 гг. под руководством Ф.П. Врангеля и Ф.Ф. Матюшкина. В «Путешествии по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю» В.П. Врангелем описано коренное население северо-востока Азии [23]. Большое внимание уделено описанию хозяйства, быта, обычаев и одежды юкагирских племен.

Особенно ценный вклад в этнографическую науку внес первый крупный исследователь юкагиров В.И. Иохельсон. В его монографии «Юкагиры и юкагиризованные тунгусы» дается описание их одежды [64].

В начале XX века В.М. Зензинов, отбывавший ссылку в селе Русское Устье в низовьях реки Индигирки, описал одежду народов Севера Якутии [53].

Систематическое изучение народной одежды началось с 40-х гг. XX века. В опубликованных работах и сборниках по одежде народов Якутии того периода освещались некоторые элементы комплекса народного костюма. Одним из недостатков этих исследований является то, что авторы не различали одежды мужчин и женщин, детей и девушек, пожилых и молодых людей, одежды бытового и производственного, праздничного и ритуального назначения, хотя именно эти признаки, как известно, и образуют в совокупности тот сложный комплекс народного костюма, характерный для разных групп населения. Они же и учитывают религиозную специфику, природно-климатические и иные факторы.

Среди общих работ, в которых описываются различные элементы костюма народов Севера Якутии, наибольший интерес представляет «Историко-этнографический атлас Сибири» [67]. В нем систематизирован и обобщен большой этнографический материал по изучению типов традиционной верхней одежды и головных уборов народов Сибири. Следует отметить, что значительное место в Атласе отведено подробному описанию типов одежды. Собранный эмпирический материал в нем стал основой для обобщений и разработки типологии верхней одежды и головных уборов по отдельным народам региона. В Атласе авторами выявлены общие черты покроя верхней одежды и головных уборов народов Сибири и впервые сделана их классификация.

Отдельными видами материальной культуры народов Якутии занималась Н.Ф. Прыткова [107, 108, 109]. Разработанная ею программа, по изучению народной одежды является своеобразным методическим пособием для изучения исследуемой темы. Автор четко выделяет различные типы покроя верхней одежды по регионам. Н.Ф. Прыткова считает, что «. покрой одежды, т.е. покрой ее стана, является наиболее устойчивым элементом, позволяющий: дать сравнительный анализ всей верхней одежды народов Сибири» [108]. В ее работе выделены основные признаки глухой и распашной одежды народов Якутии. Она считает, что распашная одежда была характерна для тунгусов, ламутов и юкагиров, а глухая для чукчей. Последняя была принята частично юкагирами и эвенами тундровой зоны.

Большой вклад в изучении материальной культуры народов Сибири внесла Г.М. Василевич. Ею была предложена единая классификация обуви народов Сибири, основу которой составили устойчивые признаки характерные для обуви рассматриваемого региона: конструктивные особенности раскроя обуви, используемый материал и его предназначение (бытовая, дорожная, промысловая или праздничная). При этом особенно интересны теоретические выводы автора о существовании большого разнообразия вариантов обуви почти у каждой народности [18].

Г.М. Василевич впервые описала эвенкийский нагрудник и отнесла его к неотъемлемой части тунгусского костюма [16]. На основе глубокого анализа Г.М. Василевич пришла к выводу об относительной устойчивости типа нагрудника в Сибири. Ею же подробно исследована история развития и распространения тунгусского кафтана [19].

В самостоятельный раздел выделены вопросы народной одежды эвенов и эвенков в работе С.И. Николаева [95]. Работа написана на основе богатого, полевого материала в сравнении с опубликованными работами. Использование автором широкого круга источников позволило дать более целостное представление об одежде эвенов и эвенков юго-восточной Якутии. Такого рода описание важно при разработке типологии элементов традиционной одежды. Особое внимание С.И. Николаев уделил изменению традиционной одежды после коллективизации. Он дал представление как о традиционной, так и о современной одежде эвенов и эвенков. Немаловажное значение имеет подчеркнутый автором вывод о практичности ровдужно-меховой одежды перед ватными фуфайками и брюками для оленеводов и охотников.

Большой вклад в изучении искусства народов Крайнего Севера внес старейший советский этнограф C.B. Иванов [55, 56, 57, 58]. В своих монографиях C.B. Иванов затронул проблемы выявления этнических традиций в народном искусстве, подчеркнул, что орнамент является историко-этнографическим источником в изучении исторического прошлого определенного этноса.

Богата и своеобразна представлена материальная культура юкагиров в коллективном труде «Юкагиры: историко-этнографический очерк» [143]. На большом фактическом материале представлена традиционно-бытовая культура юкагирского народа. Отдаленность от центра способствовало долгому сохранению традиционной одежды юкагиров. Даже по материалам экспедиций 50-х годов XX века можно судить о покрое, украшении одежды конца XIX -нач. XX века. Вместе с тем, следует отметить, что в элементах традиционной одежды юкагиров угадывается сближение со своими соседями эвенами и другими этносами, что говорит о значительном взаимовлиянии и взаимообогащении культур народов. Возможно, что одновременно это и было началом исчезновения самобытной культуры юкагиров.

Более подробно описана одежда эвенов тюсягирского рода конца XIX -нач. XX века в статье И.С. Гурвич «Эвены-тюсягиры» [33]. Ему принадлежат и другие работы, посвященные народам Севера Якутии [29, 30, 31, 32, 34, 35, 36, 37]. Собранные им фактические материалы по этнографии эвенов и юкагиров, стали основой для теоретических обобщений автора по важным вопросам их традиционно-бытовой культуры, взаимодействия и взаимообогащения, этногенеза и этнической истории народов изучаемого региона.

Работы многих исследователей содержат краткий экскурс о народной одежде эвенов, эвенков, юкагиров и других народов Якутии [6, 7, 10, 25, 38, 76,.79, 98]. Интересные сведения проведены в работах В.Х. Иванова, З.И. Ивановой, P.C. Гаврильевой и Т.П. Тишиной, помещенных в сборнике статей «Проблемы народного прикладного искусства Якутии» [104]. Однако, все статьи в целом посвящены прикладному искусству, традициям шитья, орнаментам якутского народа. Тем не менее, работы этих известных исследователей имеют большое значение в изучении одежды малочисленных народов Севера. Более того, в известном смысле могут считаться как методологические исследования. Эвенской женской одежде посвящена статья С.В. Будниковой и A.A. Бурыкина «Декоративно-прикладное искусство эвенов Охотского побережья» [11]. Работа отличается и тем, что в ней проводятся сравнительные анализы женских костюмов эвенов Магаданской области и Якутии, прослеживаются отдельные моменты взаимовлияния образцов одежды западных, северных и восточных эвенов. Большой вклад внес в изучении современной одежды эвенов A.A. Бурыкин [12, 13, 14].

Заметным периодом в изучении социально-экономической, политической и духовной истории народов Севера Якутии стали 1990-е годы. Среди публикаций, в которых в той или иной форме затрагиваются вопросы по интересующей нас проблеме, имеются сборники научных статей [105, 119] и исследования отдельных авторов [1, 77, 102, 112, 115].

В последние годы опубликованы ряд работ JI.H. Жуковой, посвященных материальной и духовной культуре юкагиров [43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51].

Таким образом, обзор историографии исследуемой проблемы показывает что, вопросы, относящиеся к возрождению и сохранению народной одежды, требуют более углубленного изучения. Определение покроя одежды, формы, типов и различных его вариантов также нуждаются в дополнительных исследованиях. В целом, некоторые вопросы данной темы освещены недостаточно. Между тем, именно сейчас в условиях трудных поисков оптимальных путей жизнеобеспечения и оздоровления населения на Севере необходимы новые комплексные подходы исследователей к проблеме возрождения, сохранения и развития традиционной одежды народов Севера. Учитывая большой научный вклад наших предшественников, отметим, что новые усилия в этом направлении стали назревшей проблемой этнографической науки.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что основные выводы и положения работы могут быть использованы в дальнейшем изучении материальной и духовной культуры эвенов, эвенков и юкагиров; методические рекомендации по обработке меховых и ровдужных материалов, а также технологии изготовления традиционной одежды могут быть использованы в современном производстве мастерами пошивочных мастерских и народными умельцами декоративно-прикладного искусства; применены для пошива одежды промыслово-производственного назначения. Некоторые результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса по этнографии и культурологии народов Севера Якутии. Материалы работы могут найти применение в разработке методических пособий и рекомендаций по национальной одежде для учреждений культуры, в подготовке и составлении альбомов.

Заключение диссертации

по теме "Этнография, этнология и антропология", Акимова, Валентина Семеновна

 

Выводы к 3 главе

Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы. У эвенов, эвенков и юкагиров был распространен распашной и глухой тип верхней одежды. Мужская и женская повседневная и производственная одежда народов Севера Якутии отличается от праздничной. Основное внимание повсеместно уделялось тому, чтобы эта одежда была прочной, дольше служила, защищала от насекомых в летняя время и не стесняла свободу движений при работе и на охоте. Рабочий костюм делали из прочных тканей, ровдуги и меха. Часто покрой женской одежды был похож на мужскую, женская отличались от мужской одежды наличием богатой орнаментировки. Нередко для рабочей одежды использовались старые вещи, которые ранее употреблялись как парадная или повседневная.

В то же время в обиходе определенных групп населения имелась и рабочая одежда специального назначения.

Долгое время специфические черты сохраняла охотничья одежда. На охоте чаще всего надевали короткую верхнюю одежду, рукавицы разного вида, меховые головные уборы и пр.

Производственная обувь, как зимняя, так и летняя, почти у всех была короткой, но зимой в большие морозы пользовались длинными до бедер унтами.

Эвены и эвенки сохраняли свой способ раскроя распашного кафтана с нисходящими полами и нагрудник, прикрывающий грудь, что составляло одну из особенностей тунгусской культуры, выделявшей их, а также юкагиров среди всех других народов.

На раскрой кафтана некоторое влияние оказала верховая езда на олене. Это привело к развитию типа кафтана с расширенным подолом.

В эвенкийском кафтане швы, соединяющие передние части полы со спинкой, делаются на плечах, а эвенских и юкагирских - на груди. Кроме этого, в эвенкийском кафтане рукава пришиваются в прорези, в эвенском и юкагирском верхняя часть шкуры выкроена вместе с верхней частью рукавов. В эвенском кафтане поясного украшения не было и клинья не орнаментовались. Кафтан эвенов сохранил узкий рукав, верх которого был частью шкуры, и таким образом, рукав не мог иметь тенденции к расширению.

Эвенские и эвенкийские рукавицы, отличаясь по материалу, совершенно одинаковы по фасону. Они имели прорез для просовывания руки наружу.

Нижняя поясная одежда состояла из отдельных частей. Такой своеобразный вид брюк из составных частей - натазников и наколенников, -несомненно, обусловлен суровым климатом севера, где особенно теплая одежда, необходимая на улице, была совершенно ненужной дома. Человек, зайдя в дом, мог снять наколенники, оставаясь в натазниках. Надо отметить, что такое составное разделение штанов вызвано их практичностью.

Головные уборы, как и другие элементы одежды, носили в зависимости от времени года и состоятельности семьи. Головные уборы для народов Севера в большинстве своем были капорообразной формы. Покрой капоров у эвенов, эвенков и юкагиров с небольшими отклонениями достаточно устойчивый.

Таким образом, отметим, что для всех рассматриваемых народов Севера Якутии характерным является наличие капорообразной шапки. Общим для всех видов капора является меховая опушка. Материалом для капоров служили лисий, соболий, беличий и росомаший меха. Очень редко встречается грубое сукно. Шапки юкагиров, эвенов и эвенков, независимо от ценности и разнообразия мехового материала, всегда просты по фасону, удобны и легки и по форме приближались к круглому шлему.

Зимой народы Севера Якутии носили меховые унты из оленьих камусов (кожи, снятой с ног). На обуви делались отвороты из цветного сукна. По внешнему виду женские унты отличались от мужских наличием большого количества украшений.

Зимний костюм настолько был приспособлен к местным условиям и удобен, что его издавна приняло полностью или частично русское местное население и он кое-где до сих пор не вытеснен костюмом фабричного изготовления.

Национальные праздники эвенков, эвенов и юкагиров проводились ежегодно обычно весной и сопровождались массовыми гуляньями кочевников. Люди одевались в самые лучшие национальные костюмы. Это был своеобразный конкурс красоты, изящества.

Ритуальные костюмы предназначались для свадебных, погребальных, промысловых, шаманских обрядов. Все они были строго канонизированы. Большое значение придавалось строгой орнаментировке, фасону шитья, материалу костюма. Многие составляющие ритуальной одежды считались оберегами владельца костюма, чтобы он чувствовал уверенность, неуязвимость, силу и красоту.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционная одежда народов Севера Якутии уникальна, самобытна и неповторима. Природно-климатические условия, образ и уклад кочевой и полукочевой жизни, комплексный характер основных отраслей северного хозяйства обусловили малочисленным народам Севера создание специфических типов и форм одежды, которые могли помочь выжить человеку в экстремальных условиях циркумполярной зоны.В одежде горно-таежных эвенов, тундровых юкагиров и таежных эвенков нет резких отличий. Особенно это касается материала и фасона одежды.

Изобретенные типы и формы одежды народами Севера на протяжении многих веков претерпели лишь небольшие изменения в в последние столетия. Особенно это касается материала одежды, состоящего из шкуры и меха диких зверей и домашнего скота. Приемы обработки материала усовершенствовались, но и они оставались в основе без особых изменений. Это свидетельствует об устойчивости традиций народа.

Одежда народов Севера имела свою определенную форму, фасон в зависимости от производственного, промыслового, транспортного, бытового, праздничного, ритуального и иного назначения. Она отличалась также в зависимости от сезона годового цикла, ландшафта, объекта охотничьего промысла, от половозрастных особенностей самих людей. У народов Севера Якутии четко выделялись основные детали нагрудников, спинок, натазников, поясной и плечевой частей одежды, головных уборов, рукавиц, обуви, наколенников и т.д.

Наибольшее внимание в традиционном костюме народов Севера уделялось его художественному оформлению: сочетание цветовой гаммы меха и шкурок пушных и диких зверей, аппликации, орнаментировка, использование природных красителей, нанесение вышивок, украшение бисером, металлическими бляшками, разноцветной тканью, шелков или нитками и т.д.

Своеобразием отличалась обрядовая одежда, включающая свадебную, одежду для покойников, шаманский костюм и одежду при исполнения различных магических обрядов.

Большой проблемой становится правильное сочетание общего и особенного, традиционного и нового в современном национальном костюме народов Севера. Вопрос сохранения и возрождения традиционной одежды арктических этносов является проблематичной. Многие детали национального костюма народов Севера Республики Саха (Якутия) или утеряны и забыты, или подверглись существенной деформации и модификации. Например, обрядовые и ритуальные костюмы в настоящее время почти полностью полностью утрачены.

Даже в традиционных отраслях северного хозяйства (оленеводство, рыболовство, охотничий промысел), где национальная одежда остается наиболее удобной и практичной, молодые пастухи-оленеводы, рыбаки и охотники предпочитают современную одежду фабричного производства. Хотя они и красивы по отделке внешнего вида, весьма непрактичны с точки зрения производственных работ северянина: быстро впитывают влагу, не пропускают воздух, летом - жарко, зимой - холодно.

Между тем, вопрос рационального использования традиционной одежды народов Севера стоит очень остро. Она необходима не только исконным носителям культуры, но и лицам других национальностей, занятым в промышленном, транспортном и строительном отраслях производства, расположенных в арктической зоне.

Унты из оленьего камуса, шапки из меха пушных зверей пользуются большим спросом у всего населения Республики Саха (Якутия). Прекрасные изделия народных мастериц, образцов народных костюмов народов Севера с их ярким орнаментом настоящее украшение для любого музея, для любой выставки.

Список литературы диссертационного исследования

кандидат исторических наук Ак<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: