Какие методы педагогического исследования можно применить?




Т.В. Лучкина, Е.А. Игумнова, И.В. Николаюк

 

Дневник

Учебной практики

 

студента (ки)_________________________________________________

______________________________________________________________

 

факультета __________________________________________________

 

группы ______________________________________________________

 

 

День первый «Моё знакомство со школой »

Радость видеть и понимать

есть самый прекрасный дар природы.

(Эйнштейн)

Профессиональная педагогическая задача. Развитие информационного общества оказывает значительное влияние на систему образования, что обуславливает необходимость создания информационной образовательной среды (ИОС). Данная среда рассматривается как системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с субъектами образовательного процесса и обеспечивающая их продуктивное взаимодействие. Анализ современного состояния ИОС школ показывает, что во многих образовательных учреждениях некоторые компоненты ИОС отсутствуют (например, лингафонный кабинет, мультимедиа-библиотека, рабочие тетради и т.д.), недостаточно развита современная инфраструктура школы (спортивные площадки, лаборатории, бассейны и т.д.). В соответствии с задачами профессионально-педагогической деятельности учитель должен уметь создавать образовательную среду для построения качественного

образовательного процесса.

 

 

Задание. На основе собеседования с администрацией, учителями, учениками, работы с документацией, наблюдения изучите информационно-образовательную среду школы по представленному плану. Заполните таблицу 1 и таблицу 2. Проанализируйте, насколько соответствует ИОС школы современным требованиям

 

Ожидаемый результат. В результате выполнения задания Вы овладеваете следующими компетенциями:

Общепрофессиональными (ОПК):

ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры;

ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

Профессиональными (ПК):

ПК-5 – готовность включаться во взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

Какие методы педагогического исследования можно применить?

– Наблюдение.

– Опросные методы (беседа).

– Изучение источников (школьной документации).

 

 

Методическая подсказка.

План исследования ИОС школы

1. Полное название образовательного учреждения.

2. Цели и задачи образовательного учреждения (см. Устав школы, Программу развития школы).

3. Школа в своей работе использует инновации.

4. Традиции школы.

5. Количество и контингент учащихся (см. социальный паспорт школы)

6. Количество учителей, работающих в школе: всего…, из них имеют квалификационную категорию и звания (укажите какие), награды российского и краевого уровня.

7. Режим работы школы.

8. Содержание вариативной части БУП школы, формируемой образовательным учреждением.

9. Программы внеурочной деятельности, реализуемые ОУ.

10. Образовательные маршруты учащихся (есть ли индивидуальные образовательные программы учащихся и в каких классах?).

11. Особенности воспитательной системы школы.

12. Детские общественные организации, органы самоуправления.

 

 

Таблица 1

Описание информационно-образовательной среды школы

План описания Характерные черты ИОС школы
1. Полное название образовательного учреждения  
2. Цели и задачи образовательного учреждения  
3. Инновации в школьной практике  
4. Традиции школы  
5. Количество и контингент учащихся  
6. Количество учителей, работающих в школе  
7. Режим работы школы  
8. Содержание вариативной части БУП школы, формируемой образовательным учреждением  
9. Программы внеурочной деятельности, реализуемые ОУ  
10. Образовательные маршруты учащихся  
11. Особенности воспитательной системы школы  
12. Детские общественные организации, органы самоуправления  
13. Элементы инфраструктуры школы  

 

Таблица 2

Характеристика информационных ресурсов школы

 

п/п Информационные ресурсы Имеются Специфика
да нет
  Электронная библиотека          
  Образовательный сайт (указать адрес)          
  Компьютерный класс          
  Количество компьютеров в школе          
  Количество компьютеров/учащихся          
  Подключение к интернет          
  Интерактивная доска          
  Спецализированные кабинеты (кабинеты новой комплектации)          
  Другое      

 

 

Вывод о соответствии информационно-образовательной среды школы требованиям, предъявляемым к современной школе:_________________________________

____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Требования к выполнению задания. Задание будет считаться выполненным, если Вы:

– познакомитесь, как минимум, с образовательной программой, уставом образовательного учреждения и планом воспитательной работы;

– опишите инновации и традиции школы, особенности образовательной среды, ближайшее окружение школы и возможности его использования в образовательных целях;

– сделаете вывод о соответствии ИОШ современным требованиям.

 

Рефлексия. Для проведения рефлексии предлагаем Вам использовать приём «А напоследок я скажу…». Вам предлагается последовательно ответить на три вопроса.

 

1. Насколько оправдались Ваши ожидания? ________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что не оправдалось и почему? _________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каковы Ваши перспективы? ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День второй «Я изучаю рабочее место учителя »

Изобретать самому прекрасно, но то,

что другими найдено, знать и ценить – меньше ли, чем создавать.

(И.В. Гёте)

Профессиональная педагогическая задача. По большому счёту школьный учебный кабинет представляет собой помещение, оснащённое наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения. В кабинете учитель проводит уроки, факультативы и внеклассные мероприятия, там проходит становление его профессиональной компетентности. Что может сделать учитель, чтобы школьный учебный кабинет действительно стал пространством развития, познания, творчества и деятельности учащихся?

 

Задание. Изучив требование к учебному кабинету, проведите оценку информационно-образовательной среды учебного кабинета по профильной дисциплине направления подготовки (например, кабинет русского языка или литературы для студентов по направлению «Филологическое образование»). Заполните таблицу 3, сделайте вывод о выполнении общих требований к учебному кабинету и обеспеченности условий для организации занятий и самостоятельной подготовки по предмету на базе учебного кабинета.

 

Ожидаемый результат. В результате выполнения задания Вы овладеваете следующими компетенциями:

Общепрофессиональными (ОПК):

ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры;

ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

Профессиональными (ПК):

ПК-5 – готовность включаться во взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

Какие методы педагогического исследования можно применить?

– Наблюдение.

– Опросные методы (беседа).

– Изучение источников (анализ школьной документации).

Методическая подсказка: Школьный учебный кабинет представляет собой помещение, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, которые учитель использует на уроках, факультативах и внеклассных мероприятиях. Это пространство совместного развития, познания, творчества и деятельности педагога и учащихся.

Функционирование кабинета должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям, определенным санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.1178 – 02 «Гигиенический требования к условиям обучения в образовательных учреждениях», введенными в действие с 1 сентября 2003 г.

Согласно этому документу:

1. При размещении учебных столов в кабинете соблюдаются следующие размеры проходов и иных расстояний:

- от наружной стены до первого ряда столов – не менеё 50-70 см;

- от внутренней стены до третьего ряда столов – 50 см.;

- от задней стены до последних парт – не менеё 70 см;

- от первой парты до классной доски – 2,4 – 2,7 м.;

- наибольшеё удаленность последнего места ученика от классной доски – 860 см;

- между рядами – не менеё 60 см.

2. Требование к воздушно-тепловому режиму: температура воздуха в классном помещении – 18-20 С.

3. Требования к освещению учебного кабинета:

- для максимального использования дневного света рекомендуется не расставлять на подоконниках цветы, а мытье окон проводить два раза в год (осенью и весной);

- не использовать в одном кабинете люминесцентные лампы и лампы накаливания.

4. Рекомендации по цветовому оформлению учебного кабинета:

- для стен – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленоватого, голубого. Жёлтый и бежевый цвета вызывают радостное настроение. Зеленый цвет успокаивает, а голубой – воспринимается как легкий небесный цвет;

- для мебели (столы, шкафы) цвета натурального дерева или светло-зеленый;

- для дверей и окон – белый.

 

Таблица 3

 

Исследуемый кабинет _____________________________

Заведующий кабинетом ___________________________

 

Оценка информационно-образовательной среды учебного кабинета

Общие требования к учебному кабинету Выполняются (наличие, условий, объектов или средств) Примечание
1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета
1.1 Приказ о назначении зав. кабинетом и его функциональных обязанностях    
1.2 Паспорт кабинета      
1.3 Акт приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию      
1.4 План работы учебного кабинета на учебный год и перспективу      
1.5 Режим работы кабинета      
2. Соблюдение техники безопасности и достижение оптимальной целесообразности организации пространства кабинета в соответствиями СанПиН
2.1 Требования к размещению учебных столов в кабинете      
2.2 Требования к воздушно-тепловому режиму: температура воздуха в классном помещении      
2.3 Требования к освещению учебного кабинета      
2.4 Рекомендации по цветовому оформлению учебного кабинета      
2.5 Эстетическое оформление кабинета      
3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса
3.1 Учебно-методические комплексы: - учебные программы, государственный образовательный стандарт - учебники, - учебные пособия, - мультимедиа пособия, - печатные пособия (таблицы, схемы, графики и тд.)    
3.2 Дидактические раздаточные материалы: - типовые задания, - тесты, - контрольные работы      
3.3 Укомплектованность кабинета учебным оборудованием: - ТСО и экранно-звуковые пособия: - компьютер, - телевизор, - видеомагнитафон, - магнитафон, - специализированное оборудование кабинета    
3.4 Наличие постоянных и сменных стендов «Учись учиться» и др.      

Вывод о выполнении общих требований к учебному кабинету: _____________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________ ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Требования к выполнению задания. Задание будет считаться выполненным, если Вы

– изучите требования к учебному кабинету;

– проведете оценку информационно-образовательной среды учебного кабинета по профильной дисциплине направления подготовки;

– информируете учителя-предметника о соответствии информационно-образовательной среды учебного кабинета общим требованиям к учебному кабинету;

– сделаете вывод о выполнении общих требований к учебному кабинету.

 

Рефлексия второго дня. Для проведения рефлексии предлагаем Вам использовать приём «Незаконченные предложения».

Закончите следующие предложения:

 

Я похвалил бы себя ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Особенно мне понравилось_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Было интересно________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Я понял, что __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Было трудно___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Теперь я могу__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Меня удивило__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

После сегодняшнего дня практики мне захотелось__________________

____________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: