Если учитель соединяет в себе любовь к делу
и к ученикам, он совершенный учитель.
(Л.Н. Толстой)
Профессиональная педагогическая задача. В профессиональной деятельности учитель взаимодействует с достаточно большим количеством людей, но в центре этого взаимодействия, как и прежде – учащийся и класс. Формы же взаимодействия с учениками у современного учителя намного обогатились, учитель должен уметь использовать различные технологии обучения, которые предполагают сотрудничество, совместный поиск решения проблем, организацию разнообразной самостоятельной работы. Рамки урока ограничены, и какими путями можно организовать групповое взаимодействие учащихся в познавательной, исследовательской, проектной деятельности или такое взаимодействие возможно только вне урока?
Задание. Посетите 5 любых уроков в вашем классе (в течение недели), проведите наблюдение за характером взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и определите их соответствие требованиям развивающего обучения. Заполните таблицы 4 – 8. Сделайте вывод.
Ожидаемый результат. В результате выполнения задания Вы овладеваете следующими компетенциями:
Общепрофессиональными (ОПК):
ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры;
ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
Профессиональными (ПК):
ПК-3 – способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.
|
ПК-5 – готовность включаться во взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.
Какие методы педагогического исследования можно применить?
– Наблюдение.
– Опросные методы (беседа, интервью).
Методическая подсказка:
Программа наблюдения на учебном занятии
Первый урок
Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________
Предмет: _____________________________________________________
Класс: ________________________________________________________
Таблица 4
Программа наблюдения на учебном занятии (по П.И. Третьякову)
№ п/п | Что смотрим на занятии? | Оценка фактора (баллы) | ||
да | частично | нет | ||
1. | Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь. | |||
2. | Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие? | |||
3. | Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели? | |||
4. | Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности? | |||
5. | Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)? | |||
6. | Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки? | |||
7. | а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия? | |||
8. | Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям? | |||
9. | Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий. | |||
10. | Достигнуты ли задачи учебного занятия: - обучающие – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие. |
|
При оценке фактора используются ответы: да – 3 балла, частично – 2 балла, нет – 1 балл.
Второй урок
Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________
Предмет: _____________________________________________________
Класс: ________________________________________________________
Таблица 5
Программа наблюдения на втором учебном занятии
№ п/п | Что смотрим на занятии? | Оценка фактора (баллы) | ||
да | частично | нет | ||
1. | Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь. | |||
2. | Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие? | |||
3. | Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели? | |||
4. | Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности? | |||
5. | Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)? | |||
6. | Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки? | |||
7. | а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия? | |||
8. | Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям? | |||
9. | Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий. | |||
10. | Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие. |
Третий урок
|
Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________
Предмет: _____________________________________________________
Класс: ________________________________________________________
Таблица 6
Программа наблюдения на третьем учебном занятии
№ п/п | Что смотрим на занятии? | Оценка фактора (баллы) | ||
да | частично | нет | ||
1. | Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь. | |||
2. | Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие? | |||
3. | Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели? | |||
4. | Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности? | |||
5. | Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)? | |||
6. | Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки? | |||
7. | а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия? | |||
8. | Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям? | |||
9. | Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий. | |||
10. | Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие. |
Четвертый урок
Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________
Предмет: _____________________________________________________
Класс: ________________________________________________________
Таблица 7
Программа наблюдения на третьем учебном занятии
№ п/п | Что смотрим на занятии? | Оценка фактора (баллы) | ||
да | частично | нет | ||
1. | Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь. | |||
2. | Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие? | |||
3. | Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели? | |||
4. | Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности? | |||
5. | Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)? | |||
6. | Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки? | |||
7. | а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия? | |||
8. | Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям? | |||
9. | Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий. | |||
10. | Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие. |
Пятый урок
Фамилия, имя, отчество учителя: _________________________________
Предмет: _____________________________________________________
Класс: ________________________________________________________
Таблица 8
Программа наблюдения на третьем учебном занятии
№ п/п | Что смотрим на занятии? | Оценка фактора (баллы) | ||
да | частично | нет | ||
1. | Как ученики реагируют на учителя: – доброжелательно; – равнодушно; – испытывают неприязнь. | |||
2. | Мобилизационное начало урока: создаётся ли положительный настрой на учебное занятие? | |||
3. | Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели? | |||
4. | Осуществляется ли на уроке совместная выработка цели и задач, характера и содержания деятельности? | |||
5. | Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)? | |||
6. | Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки? | |||
7. | а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: – авторитарный стиль; – демократический стиль; – либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия? | |||
8. | Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям? | |||
9. | Каков преимущественный характер учебной деятельности: – репродуктивный; – конструктивный; – творческий. | |||
10. | Достигнуты ли задачи учебного занятия: – обучающие; – развивающие; – воспитывающие; – здоровьесберегающие. |
Вывод по результатам наблюдения, о характере взаимодействия учителя и ученика во время учебного занятия:_______________________________________________
___________________________________________________
______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к выполнению задания. Задание будет считаться выполненным, если Вы:
– посетите пять уроков в прикрепленном за ним классе;
– оцените характер взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и определит их соответствие требованиям развивающего обучения;
– доведете до сведения учителя полученные результаты.
Рефлексия третьего дня, прием «Чемодан, корзина, мясорубка».
Предлагаем Вам использовать прием «Чемодан, корзина, мясорубка».Перед Вами три картинки: чемодан, корзина, мясорубка. Напротив них Вы можете написать своем мнение о сегодняшнем дне практики.
Картинка | Пояснение | Ваше мнение |
То, что хочется унести с собой (знания, умения, которые будут востребованы в дальнейшем). | ||
То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в мусорную корзину. | ||
То, что оказалось интересным, но требующим доработки, переработки в мясорубке. |