День четвертый «Я изучаю ученический коллектив».




Человек создан, чтобы жить в обществе

(Д. Дидро)

Профессиональная педагогическая задача. Для учителя детский коллектив является одной из целей его деятельности, выступает как объектом заботы, так и субъектом саморазвития и самовоспитания учащихся. Для того, чтобы продуктивно использовать воспитательный потенциал коллектива, учителю необходимо иметь представление о его сущности, свойствах, условиях эффективного функционирования. В классном коллективе происходит становление социальной позиции школьника, проявление его личностных и учебных достижений. Для оказания поддержки каждому ученику, создания ситуации успеха и атмосферы сотворчества и сотрудничества актуальным для учителя является выявление особенностей ученического коллектива, его лидеров и детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Одной из групп задач профессиональной деятельности учителя является задача, связанная с изучением психолого-педагогических особенностей учащихся в ученическом коллективе («уметь видеть ребенка в образовательном процессе»). Как учитель может выявить особенности ученического коллектива, его лидеров и социальный статус детей в коллективе, для того, чтобы оказать поддержку каждому ученику, создавать ситуацию успеха и атмосферу сотворчества и сотрудничества.

Какие методы педагогического исследования можно применить?

– Наблюдение.

– Опросные методы (анкетирование, беседа, интервью).

– Изучение источников (школьной документации).

Задание: 1) на основе беседы с классным руководителем выясните, какие методики он использует для изучения ученического коллектива;

2) проанализируйте возможности данных методик для комплексного изучения ученического коллектива;

4) используя предложенные методики, проведите исследование ученического коллектива по определенным параметрам;

5) составьте характеристику ученического коллектива, наблюдаемого Вами класса.

Ожидаемый результат. В результате выполнения задания Вы овладеваете следующими компетенциями:

Общепрофессиональными (ОПК):

ОПК-3 – владение основами речевой профессиональной культуры;

ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

Профессиональными (ПК):

ПК-3 – способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии.

ПК-5 – готовность включаться во взаимодействие с коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса.

Методическая подсказка.

Методика «Социометрия»

 

Цель – установить уровень взаимности межличностных отношений в ученическом коллективе.

Инструкция по проведению методики. Предложите ученикам заполнить бланк социометрии, в котором школьники отвечают на предложенные вопросы. Объясните учащимся, что необходимо проводить выбор из учащихся только своего класса. На каждый вопрос указать только трех учащихся в порядке предпочтения.

Помните!!! При проведении социометрического опроса и анализе его результатов Вы обязаны обеспечить анонимность опроса.

 

Бланк ответов для социометрии

ФИО_________________________________________________________

 

1. Кого из учащихся своего класса ты бы взял в интеллектуальную викторину?____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

2. Кого из своего класса ты пригласил бы на день рождения? _____

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Находясь в походе с кем из учащихся из своего класса, ты хотел бы жить в одной палатке?________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

4.С кем из учащихся своего класса, ты не хотел бы оказаться на необитаемом острове?_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

 

Таблица 9.

Обработка результатов исследования

п/п Фамилия, имя учащегося 1-ый вопрос 2-ой вопрос 3-ий вопрос 4-ый вопрос Всего
1-й выбор 2-й выбор 3-й выбор 1-й выбор 2-й выбор 3-й выбор 1-й выбор 2-й выбор 3-й выбор 1-й выбор 2-й выбор 3-й выбор
                             
                             
                             
                             

 

С помощью таблицы проводим количественную обработку полученных данных. Для этого подсчитайте количество выборов, полученных каждым учеником. Отметьте учеников, получивших наибольшее, наименьшее число выборов.

Интеллектуальный лидер в классе (успешен в освоении многих предметов, хорошо эрудирован, ориентируется во всех сферах знания…)

Эмоциональный лидер (веселый, умеёт организовать деятельность команды, энергичный, обладает высоким чувством юмора, «душа компании»…).

Надежный (ответственный, способный брать ответственность за других, дисциплинированный, сопереживающий, умеющий поддержать в трудную минуту…).

Нуждающийся в поддержке (плохо идет на контакт, не общительный, безразличный к делам класса, конфликтный…).

Сделайте вывод по исследованию:________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Качественный анализ проведите с помощью социоматрицы. Заполните таблицу (матрица предпочтений).

 

Социоматрица

 

Для обработки полученных данных следует использовать социоматрицу. Её заполняют следующим образом. В алфавитном порядке в соответствующие графы матрицы (по вертикали) заносят фамилии учащихся (кто выбирает). По горизонтали проставляют порядковые номера тех же школьников (для отметки тех, кого выбирают). Сведения из таблицы переносят в матрицу, причем цифрами I, II, III обозначается порядок предпочтения при выборе, знаком «-» - пренебрегаемые ученики.

После переноса всех данных из таблицы подсчитывают количество выборов и взаимных выборов у каждого школьника (подсчет производится по вертикали). Количество выборов и является показателем популярности ученика в классе.

На основании этих показателей можно вычислить социометрический статус каждого ученика, который равен отношению суммы полученных им голосов к максимально возможному их числу:

 

 

где СА – статус ученика А; - сумма полученных голосов, R - число членов группы, участвующих в выборах.

 

Социограмма

Социограмма представляет собой концентрические окружности (Приложение 2), на которых условными знаками отмечаются односторонние и взаимные выборы в соответствии с принятой шкалой статусов:

в первом круге помещаются те, кто получил (в нашем случае) 6 и болеё выборов;

во втором – 3-5 выборов;

в третьем – 0 выборов.

Например, 8→21, т.е. 8-я выбирает 2-го, он не выбирает 8-ю (односторонний выбор), а если, например, 10↔4, 10-й выбирает 4-гои 4-й – 10-го, и это отмечается как взаимный выбор.

На социограмме можно увидеть, как дифференцируется класс по социометрическим выборам, как в нем выделяются лидеры, можно также отметить наличие группировок.

На основе социограммы оценивается состояние взаимных выборов. Устанавливают, например, уровень взаимности межличностных отношений (УВМ). С этой целью рассчитывают коэффициент удовлетворенности межличностными отношениями (КУ):

 

 

где N – общеё число выборов, полученных в опросе; N1 – число взаимных выборов.

Таблица 10.

Пример заполнения матрицы предпочтений

№ п/п Фамилия, имя                
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. … 32. Антипов Е. Александров Т. Белкин А. Бородин М. Весник Ю. Герасимрва Т. Евтушенко Н. …………………….. Чистяков О.   II   I III   … III I I II I III II II … III III   … -     …   II   II I I I … I   - - - - - II … II … … … … … … … … …     III   II III - …  
  Всего выборов I II III                 … … …  
  Аутсайдеры                
  Взаимных выборов                

 

По значению КУ ученики могут быть ранжированы по четырем группам:

1-я: КУ=75% - 100%

2-я: КУ=50% - 75%

3-я: КУ=25% - 50%

4-я: КУ=0% - 25%

Если в классе преобладает 1-я и 2-я группы, то УВМ благополучный, а если 3-я и 4-я – то неблагополучный.

 

Вывод: ________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема характеристики класса

Класс ___________________________________________________

1. Состав класса по возрасту ____________________________________

2. Состав класса по полу: _________ девочки, ____________ мальчики.

3. Неполные семьи ___________, многодетные семьи _______________

4. Материально необеспеченные семьи ___________________________

5. Учащиеся с ослабленным здоровьем: ___________________ человек.

6. Отношение класса к учебной деятельности (мотивы обучения):

o количество неуспевающих учащихся ________________________;

o причины школьной неуспеваемости:_________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

– меры педагогического влияния, принимаемые для повышения уровня учебной работы, их результативность:_________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Социально-психологический климат в классе.

o стиль межличностных отношений в классе:___________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

o степень сплоченности, взаимопомощи в детском коллективе: ___

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

o неформальное лидерство в классе (классный актив): ___________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

o учащиеся, отверженные в детском коллективе: ________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

o причины дезадаптации:___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- круг коллективных интересов: ____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- система основных общественных поручений учащихся (постоянных и периодических): ________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

- отношение к общешкольным делам и общественным поручениям: _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие традиции существуют в классе. ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Характеристика детей «группы риска», требующих педагогической поддержки:_________________________________________________

o учащиеся с низкой дисциплиной, посещаемостью; причины: ___

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

o учащиеся с трудностями в общении (замкнутость, агрессивность, гиперподвижность, повышенная тревожность, конфликтность в отношениях со сверстниками и др.); причины дезадаптации: ____

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Меры, принимаемые классным руководителем по работе с детьми «группы риска». Их результативность.__________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Стиль отношений классного руководителя с детским коллективом._

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Требования к выполнению задания. Задание будет считаться выполненным, если Вы:

– из беседы с классным руководителем выясните, какие методики он использует для изучения ученического коллектива, оценит их возможности;

– используя предложенные или самостоятельно найденные методики проведете исследование ученического коллектива;

– составите характеристику наблюдаемого ученического коллектива;

– полученные результаты сопоставите с имеющейся информацией классного руководителя;

– информируете классного руководителя о полученных результатах.

 

Рефлексия четвертого дня.

Для проведения рефлексии предлагаем Вам использовать приём «Письмо самому себе». Вы должны написать короткое письмо из 5-6 предложений, оценивая свою деятельность в течение сегодняшнего дня практики. Напоминаем, что письмо начинается с приветствия и заканчивается пожеланиями.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: