кпроекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ФАС России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект).

Законопроектомпредлагается дополнить Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) новой главой 51, предусматривающей запрет создания государственных и муниципальных унитарных предприятий или изменение его вида деятельности без предварительного согласования с антимонопольным органом.

Согласно статистике, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, по состоянию на 01 января 2013 года составило 11252 предприятия, а на 01 января 2016 года – 23262 предприятий (за 3 года число предприятий увеличилось более чем в 2 раза).

Всего за 2015 год создано 9 465 унитарных предприятий. Таким образом, количество региональных государственных и муниципальных унитарных предприятий резко возросло.

По мнению ФАС России, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.

Несмотря на постепенное сокращение количества унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности, по данным государственной регистрации в период 01.01.2015 – 01.01.2016 необходимо обратить внимание на отраслевую составляющую указанной статистики.

На 01 января 2016 года в сфере сделок с недвижимостью, аренды и предоставления услуг число федеральных унитарных предприятий составило 520 предприятий (что составляет 35,2% от числа федеральных унитарных предприятий), на региональном уровне 535 унитарных предприятий, а муниципальных унитарных предприятий 3853 (что составляет 24,1% от числа муниципальных унитарных предприятий).

Таким образом, данная статистика демонстрирует значительное число унитарных предприятий в сферах с развитой конкуренцией.

В отчёте Федерального агентства по управлению государственным имуществом «О выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества 2014-2016 гг.» в 2015 году указывается, что при выявлении у ряда унитарных предприятий в хозяйственном ведении значительного количества разнородных, не связанных объектов, в большинстве случаев прослеживается, что такие предприятия не осуществляют какой-либо профильной деятельности, кроме сдачи соответствующих объектов в аренду.

Существование таких видов юридических лиц, как государственное унитарное предприятие и муниципальное унитарное предприятие негативно влияет на конкурентные сферы экономики.

Очевидно, что действующее законодательство в рассматриваемой сфере нуждается в реформировании.

Создание государственных и муниципальных унитарных предприятий или изменение их видов деятельности влияет на конкурентную среду, приводит к изменению ситуации на рынке, ограничивает конкуренцию. Соответственно, необходимо создание механизма контроля за созданием государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Законопроектом предусмотрена выдача согласия в письменной форме антимонопольного органа на создание, в том числе путем реорганизации (далее - создание), а также изменение видов деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, за исключением случаев, если создание указанных предприятий предусмотрено федеральным законом, актом Президента Российской Федерации, актом Правительства Российской Федерации.

Выдача согласия производится в заявительном порядке. Одновременно с подачей ходатайства заявителем предоставляется пакет документов, необходимых для принятия решения об удовлетворении ходатайства и даче согласия на создание государственного или муниципального унитарного предприятия либо изменение его вида деятельности, об отказе в удовлетворении ходатайства и отказе в даче согласия на создание государственного или муниципального унитарного предприятия либо изменение его вида деятельности.

Неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в порядке, предусмотренном пунктом 4 части 2 статьи 213законопроекта, влечет за собой административную ответственность.

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое создано с нарушением порядка, подлежит ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Ликвидация в судебном порядке государственного или муниципального унитарного предприятия по иску антимонопольного органа является единственным соразмерным механизмом устранения такого нарушения, который может восстановить конкурентные отношения.

Следует отметить, что указанные мероприятия будут осуществляться в рамках доведенных бюджетных ассигнований и в пределах имеющейся штатной численности.

В целях обеспечения соблюдения антимонопольных требований к созданию таких предприятий законопроектом предлагается дополнить статью 12 Федерального закона 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» положениями о представлении информации о предварительном согласии антимонопольного органа о создании государственных или муниципальных унитарных предприятий или изменении вида деятельности, если такое согласие является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (статья 4 законопроекта) в регистрирующий орган при государственной регистрации.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: