Диакон Владимир Василик
На утрене Богоявления поется два канона. Первый (начало – «Глубины покрыл есть дно») приписывается св. КосмеМаиумскому (древнейшая рукопись находится в Российской Национальной Библиотеке, Греческая №7, ориентировочная датировка VI-VIII в.), автором второго традиционно считается прп. Иоанн Дамаскин. Древнейшая рукопись, содержащая его, находится на Синае и датируется второй половиной VIII в. – началом IX в. (MG 5). Судя по стилю и богословию канона, его автором действительно может быть великий богослов и защитник Православия прп. Иоанн Дамаскин. Особенность этого канона (как и второго Рождественского, второго канона Пятидесятницы) в том, что он составлен античным ямбическим шестистопным (или двенадцатисложным) стихом, которым в древности Эсхил, Софокл и Еврипид слагали трагедии. Но здесь назначение этого стиха совершенно другое — воспеть благодеяния Бога Слова человеческому роду и торжество Царя небес над князем тьмы:
Кто прежде в твари умервщленье насадил,
в природе начертанный зверя злобного
Телесным ослепляется явлением
в явленьи Утра, подставляет он Царю
для раздробленья гнусную главу свою.
Богоявление осмысляется как утро человечества и явление Солнца Правды:
Явилось смертным утро светоносное
И от пустыни кИордана Ты струям,
Главу подобно солнцу преклонил, о Царь.
чтоб исхитить Родоначальника из тьмы
И тварь очистить от любой нечистоты.
Крещение Господне есть также начало преображения рода человеческого, его очищение и спасение от зла, скверны и тления:
От яда мрачного и скверного врага
Омывшись очищеньем Духа Божия,
на необманный путь мы вышли, верные,
|
ведущий прямо к неприступной радости
Одним доступной лишь, с кем примирился Бог.
Ниже предлагается поэтический перевод канона, максимально приближенный к оригиналу. Выполнен по греческой Минее Афинского издания (Μηναια Ιανουαριου. Αθηναι, 1993. Σ. 179-186).
Песнь 1
Ступает по пучине бурного
Израиль ныне сушею явившегося моря.
Египта колесничих черная волна
с главой покрыла, словно водостланный гроб
десницею Владыки, силой мощною.
Явилось смертным утро светоносное,
и от пустыни кИордана Ты струям,
главу подобно солнцу преклонил, о Царь.
Чтоб исхитить Родоначальника из тьмы
и тварь очистить от любой нечистоты.
Предвечный Слове, спогребенного Тебе
струями обновляешь, пораженного
от лести, и отеческий являет глас
Тебя неизреченно: «Сей Возлюбленный
Мне равный Сын», так открывая естество.
Песнь 3
От древних мы свободившися сетей
от львиных челюстей разбитых, стертых в прах,
возвеселимся, и расширим днесь уста,
для Слова соплетем же из словес напев
Тому, Кто сладость дарований нам дает.
Кто прежде в твари умервщленье насадил,
в природе начертанный зверя злобного
Телесным ослепляется явлением
в явленьи Утра, подставляет он Царю
для раздробленья гнусную главу свою.
Влечет к себе природу богозданную,
в пределах чрева зверя погребенную.
Рождает снова воссозданием земных
Владыка, совершая дело славное,
приходит к ней, желая защитить ее.
Песнь 4
Огнем очищен созерцанья тайного,
Поя Пророк новотворение людей,
|
Свой голос подает от Духа движимый
явив вочеловеченье Неизреченного
Кем сокрушилась сила сильных – Логоса.
Ты послан, Слово, от Отца Всесветлое,
ночную связь раздратьскверновечернюю
и смертных грех людей искоренить грядешь,
и как сынов привлечь Твоим крещением
пресветлых, Иорданскою струей, Благой!
Сие провидя Слово Приснославное,
пространно Вестник вопиет творению,
Предсущий мне вторым явился плотию,
и Сообразный силой Божьей воссиял,
чтоб истребить враждебный людям грех.
Неся творенью пажить живоносную,
выходит на охоту к гнездам змиевым,
просторные бросает сети Слово Бог.
Весь скверный род, что уязвляет нас в пяту
Он уловляет в сети и спасает тварь.
Песнь 5
От яда мрачного и скверного врага,
омывшись очищеньем Духа Божия,
на необманный путь мы вышли, верные,
ведущий прямо к неприступной радости,
одним доступной лишь, с кем примирился Бог.
Узрел Создатель созданного им, в цепях
неразрушимых, и перстами он берет
его на плечи и возносит к небесам,
в потоках многоструйных омывает Он
от древнего стыда Адама и скорбей.
Приступим с благочестьем благоревностно
к источникам спасенья непорочнейшим,
от Непорочной Слово зрим, Дающее
Божественнейшей жажды утоление
и милосердно мира боль целящее.
Песнь 6
Явил Возлюбленного гласом всеблаженным днесь
Отец, Кого от чрева прежде Он родил,
«Да, – говорит, – Сей есть Мой Соприродный Сын,
сияя светом в роде человеческом
Мое Живое Слово, смертный Промыслом».
Из льва морского, в нем пребыв три вечера
Пророк чудесно, в глубине его кипя,
|
немедля вышел, пакибытия явив
спасенье всем во времена последние,
от змея человеков погубителя.
Раскрылись неба свитки всесияющи,
Таинник видит Исходящий от Отца
и Пребывающий в Пречистом Слове Дух,
Сходящий на Него неизреченным образом,
как голубица, чтоб народ прибег ко Господу.
Песнь 7
Потоком опалил главы змеиные
Тот, Кто печи превозносившийся огонь,
объявший юношей благочестивых, угасил
и тину омерзительную всю греха
росою Духа омывает днесь Господь.
Огнь ассирийский, описующий Тебя,
остановил Ты, превратив его в росу,
облеклся ныне Ты водой, паля, Христе,
сквернейшего грабителя, сокрытого,
зовущего всегда ко скользкому пути.
Когда же разделялся древле Иордан,
по суше преходил народ Израильский,
Тебя живописуя Всемогущего, в водах
стремительно Несущего творение
к неслитной и прекраснейшей стезе.
Познали мы, что прежде Ты навел на всех
для истребленья всегубительный потоп,
великое и странное вещая трижды всем.
А ныне потопил, Христе, Ты грех
спасеньем смертных, претерпением Страстей.
Песнь 8
Свободным познается днесь творение,
и дети света, прежде омраченные,
и только тьмы защитник стоны издает,
и прежде бедное наследие язычников
Виновного благословит в согласии.
Три боговидных, орошаемых в огне,
в Сиявшем троекратным освящением,
открыли ясно всем Природу вышнюю,
в смешеньис смертными паляющую росой,
достойно всякую погибельную лесть.
Пусть в ризах белых будет ныне вся
земли природа, к небу вознесенная,
воистину ведь Словом все содержится,
омытая струями от падений всех,
от них бежала, светло очищенная.
Песнь 9
О сверх ума чудес Тобой Рожденного,
Невесто Чистая, Благословенная,
О Матерь, ибо чрез Тебя спасение
стяжали мы, достойно Благодетелю
неся как дар сей гимн благодарения.
Познали мы, что Моисею в купине
явилось, что законами чудесными
исполнилось в Тебе, о Дево, огнь нося,
рождаешь светоносна Благодетеля,
потоки проявляя Иорданские.
Ты помазуешь сущность человеков днесь,
Царь безначальный, Духа же общением
пречистыми струями очищаешь, тьмы
Ты побеждаешь силу, изменяешь тварь
возносишь к жизни ныне нестареющей.