ПОЭТИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД ВТОРОГО КАНОНА БОГОЯВЛЕНИЯ




 

Диакон Владимир Василик

На утрене Богоявления поется два канона. Первый (начало – «Глубины покрыл есть дно») приписывается св. КосмеМаиумскому (древнейшая рукопись находится в Российской Национальной Библиотеке, Греческая №7, ориентировочная датировка VI-VIII в.), автором второго традиционно считается прп. Иоанн Дамаскин. Древнейшая рукопись, содержащая его, находится на Синае и датируется второй половиной VIII в. – началом IX в. (MG 5). Судя по стилю и богословию канона, его автором действительно может быть великий богослов и защитник Православия прп. Иоанн Дамаскин. Особенность этого канона (как и второго Рождественского, второго канона Пятидесятницы) в том, что он составлен античным ямбическим шестистопным (или двенадцатисложным) стихом, которым в древности Эсхил, Софокл и Еврипид слагали трагедии. Но здесь назначение этого стиха совершенно другое — воспеть благодеяния Бога Слова человеческому роду и торжество Царя небес над князем тьмы:

 

Кто прежде в твари умервщленье насадил,

в природе начертанный зверя злобного

Телесным ослепляется явлением

в явленьи Утра, подставляет он Царю

для раздробленья гнусную главу свою.

 

Богоявление осмысляется как утро человечества и явление Солнца Правды:

 

Явилось смертным утро светоносное

И от пустыни кИордана Ты струям,

Главу подобно солнцу преклонил, о Царь.

чтоб исхитить Родоначальника из тьмы

И тварь очистить от любой нечистоты.

 

Крещение Господне есть также начало преображения рода человеческого, его очищение и спасение от зла, скверны и тления:

 

От яда мрачного и скверного врага

Омывшись очищеньем Духа Божия,

на необманный путь мы вышли, верные,

ведущий прямо к неприступной радости

Одним доступной лишь, с кем примирился Бог.

 

Ниже предлагается поэтический перевод канона, максимально приближенный к оригиналу. Выполнен по греческой Минее Афинского издания (Μηναια Ιανουαριου. Αθηναι, 1993. Σ. 179-186).

 

Песнь 1

 

Ступает по пучине бурного

Израиль ныне сушею явившегося моря.

Египта колесничих черная волна

с главой покрыла, словно водостланный гроб

десницею Владыки, силой мощною.

 

Явилось смертным утро светоносное,

и от пустыни кИордана Ты струям,

главу подобно солнцу преклонил, о Царь.

Чтоб исхитить Родоначальника из тьмы

и тварь очистить от любой нечистоты.

Предвечный Слове, спогребенного Тебе

струями обновляешь, пораженного

от лести, и отеческий являет глас

Тебя неизреченно: «Сей Возлюбленный

Мне равный Сын», так открывая естество.

 

Песнь 3

От древних мы свободившися сетей

от львиных челюстей разбитых, стертых в прах,

возвеселимся, и расширим днесь уста,

для Слова соплетем же из словес напев

Тому, Кто сладость дарований нам дает.

Кто прежде в твари умервщленье насадил,

в природе начертанный зверя злобного

Телесным ослепляется явлением

в явленьи Утра, подставляет он Царю

для раздробленья гнусную главу свою.

Влечет к себе природу богозданную,

в пределах чрева зверя погребенную.

Рождает снова воссозданием земных

Владыка, совершая дело славное,

приходит к ней, желая защитить ее.

 

Песнь 4

 

Огнем очищен созерцанья тайного,

Поя Пророк новотворение людей,

Свой голос подает от Духа движимый

явив вочеловеченье Неизреченного

Кем сокрушилась сила сильных – Логоса.

Ты послан, Слово, от Отца Всесветлое,

ночную связь раздратьскверновечернюю

и смертных грех людей искоренить грядешь,

и как сынов привлечь Твоим крещением

пресветлых, Иорданскою струей, Благой!

Сие провидя Слово Приснославное,

пространно Вестник вопиет творению,

Предсущий мне вторым явился плотию,

и Сообразный силой Божьей воссиял,

чтоб истребить враждебный людям грех.

Неся творенью пажить живоносную,

выходит на охоту к гнездам змиевым,

просторные бросает сети Слово Бог.

Весь скверный род, что уязвляет нас в пяту

Он уловляет в сети и спасает тварь.

 

Песнь 5

 

От яда мрачного и скверного врага,

омывшись очищеньем Духа Божия,

на необманный путь мы вышли, верные,

ведущий прямо к неприступной радости,

одним доступной лишь, с кем примирился Бог.

Узрел Создатель созданного им, в цепях

неразрушимых, и перстами он берет

его на плечи и возносит к небесам,

в потоках многоструйных омывает Он

от древнего стыда Адама и скорбей.

Приступим с благочестьем благоревностно

к источникам спасенья непорочнейшим,

от Непорочной Слово зрим, Дающее

Божественнейшей жажды утоление

и милосердно мира боль целящее.

 

Песнь 6

 

Явил Возлюбленного гласом всеблаженным днесь

Отец, Кого от чрева прежде Он родил,

«Да, – говорит, – Сей есть Мой Соприродный Сын,

сияя светом в роде человеческом

Мое Живое Слово, смертный Промыслом».

Из льва морского, в нем пребыв три вечера

Пророк чудесно, в глубине его кипя,

немедля вышел, пакибытия явив

спасенье всем во времена последние,

от змея человеков погубителя.

Раскрылись неба свитки всесияющи,

Таинник видит Исходящий от Отца

и Пребывающий в Пречистом Слове Дух,

Сходящий на Него неизреченным образом,

как голубица, чтоб народ прибег ко Господу.

 

Песнь 7

 

Потоком опалил главы змеиные

Тот, Кто печи превозносившийся огонь,

объявший юношей благочестивых, угасил

и тину омерзительную всю греха

росою Духа омывает днесь Господь.

Огнь ассирийский, описующий Тебя,

остановил Ты, превратив его в росу,

облеклся ныне Ты водой, паля, Христе,

сквернейшего грабителя, сокрытого,

зовущего всегда ко скользкому пути.

Когда же разделялся древле Иордан,

по суше преходил народ Израильский,

Тебя живописуя Всемогущего, в водах

стремительно Несущего творение

к неслитной и прекраснейшей стезе.

Познали мы, что прежде Ты навел на всех

для истребленья всегубительный потоп,

великое и странное вещая трижды всем.

А ныне потопил, Христе, Ты грех

спасеньем смертных, претерпением Страстей.

 

Песнь 8

 

Свободным познается днесь творение,

и дети света, прежде омраченные,

и только тьмы защитник стоны издает,

и прежде бедное наследие язычников

Виновного благословит в согласии.

Три боговидных, орошаемых в огне,

в Сиявшем троекратным освящением,

открыли ясно всем Природу вышнюю,

в смешеньис смертными паляющую росой,

достойно всякую погибельную лесть.

Пусть в ризах белых будет ныне вся

земли природа, к небу вознесенная,

воистину ведь Словом все содержится,

омытая струями от падений всех,

от них бежала, светло очищенная.

 

Песнь 9

 

О сверх ума чудес Тобой Рожденного,

Невесто Чистая, Благословенная,

О Матерь, ибо чрез Тебя спасение

стяжали мы, достойно Благодетелю

неся как дар сей гимн благодарения.

Познали мы, что Моисею в купине

явилось, что законами чудесными

исполнилось в Тебе, о Дево, огнь нося,

рождаешь светоносна Благодетеля,

потоки проявляя Иорданские.

Ты помазуешь сущность человеков днесь,

Царь безначальный, Духа же общением

пречистыми струями очищаешь, тьмы

Ты побеждаешь силу, изменяешь тварь

возносишь к жизни ныне нестареющей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: