Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту (под печатным шрифтом в данном случае понимается шрифт, произвольно выбранный исполнителем, который по конфигурации приближается к шрифтам, используемым в печатном деле) — один из распространенных способов умышленного изменения почерка. Подобное письмо связано с намеренным изменением общего строения букв со скорописного на печатное. Подражание буквам печатного шрифта, как правило, носит произвольный характер. Формирование так называемого «печатного» почерка происходит на базе ранее выработанного скорописного почерка. При этом, чем выше уровень овладения техникой письма скорописью, тем легче происходит формирование печатного почерка.
Другим фактором, влияющим на формирование печатного почерка, является способ подражания — непосредственно по образцам стандартных шрифтов или по памяти — зрительному восприятию. В текстах, выполненных по образцам стандартных шрифтов, содержится мало идентификационных признаков почерка пишущего, а в рукописях, выполненных по памяти, появляется много особенностей, позволяющих идентифицировать исполнителя исследуемого текста.
Кроме указанных выше причин на формирование печатного почерка влияют степень тренировки и специальное обучение, т. е. степень заученности: чем больше у пишущего тренировка в письме буквами печатной формы, тем устойчивее признаки почерка и наоборот. В результате тренировки у исполнителя вырабатывается новый, автоматизированный письменно-двигательный навык. При отсутствии тренировки, соответствующего навыка печатного письма рукопись только частично будет выполнена буквами печатной формы, в основном же здесь преобладают скорописные варианты букв. Следовательно, объем признаков скорописи. при письме буквами печатной формы больше в том случае, если пишущий не имеет устойчивого автоматизированного письменно-двигательного навыка. И наоборот, чем больше у пишущего тренировка, степень заученности в письме буквами печатной формы, тем больше в тексте будет букв печатной формы, т. е. у пишущего образуется совершенно новая устойчивая система движений, новый вариант почерка.
|
Исследование текстов, выполненных печатным почерком, вызывает значительные трудности и ограничивает возможность установления их исполнителя. Трудности исследования таких текстов обусловлены самим строением букв. Элементы печатных букв и сами буквы выполняются в своем большинстве прямолинейными движениями, в медленном темпе, несвязными, отрывистыми движениями. Все это позволяет пишущему контролировать свои движения, что в свою очередь приводит к тому, что в рукописях, выполненных буквами печатной формы, содержится меньше идентификационных признаков письма, чем в текстах, выполненных скорописью. А это усложняет идентификацию исполнителя рукописи. Таким образом, лицо, переходящее на письмо печатным шрифтом, изменяет зрительно-двигательный образ письма.
При исследовании текстов, выполненных с подражанием печатному шрифту, исходя из особенностей формирования печатного почерка, эксперт встречается, как правило, с двумя группами признаков почерка. Первую группу составляют признаки, характеризующие особенности букв печатной формы, сознательно внесенные пишущим; вторую—признаки обычного скорописного почерка, сохранение которых обусловлено прежде всего динамическим стереотипом, а также темпом исполнения рукописи. Ускорение темпа письма приводит к значительному уменьшению зрительного контроля и, следовательно, к увеличению автоматизации движений. Эти признаки можно наблюдать как в письменных знаках, так и их элементах.
|
При выполнении текста буквами печатного шрифта действует сознательный, зрительный контроль за движениями, не допускающий проявления элементов скорописи. Однако, если рукопись велика по объему, то сознательный контроль за движениями ослабевает, особенно в конце текста. Это происходит как в результате ускорения темпа, так и в результате утомления пишущего, снижения контроля за точностью выполнения букв печатной формы. Пишущий возвращается к привычным движениям, т. е. к скорописи: от прямолинейных движений возвращается к криволинейным (дуговым, округлым и т. д.), элементы букв и соединения букв между собой выполняются связными движениями. Таким образом, если в рукописи, выполненной печатными буквами, проявляются обе группы признаков, эксперт, как правило, может выявить устойчивость признаков почерка, а следовательно, решить вопрос о ее исполнителе. Особое внимание при этом эксперт должен обратить на признаки скорописи.
В случае выполнения текста каким-либо специальным шрифтом (библиотечный, архитектурный, стандартный и др.) с соблюдением требований стандарта лицами, владеющими письменно-двигательным навыком письма специальными шрифтами, идентификация исполнителя не исключается, а лишь затрудняется. В этом случае к признакам идентификационного значения будут относиться те, которые обусловлены отклонением от норм стандартного шрифта.
|
Рукописи, выполненные буквами печатной формы, характеризуются той же совокупностью идентификационных признаков письма, что и тексты, выполненные скорописью. Признаки письменной речи, а также общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию движений, в больших по объему рукописях не изменяются, а сохраняются в том же виде, что и при обычном письме.
Выработанность почерка в тексте, выполненном печатным почерком, определяется так же, как в скорописном почерке, через ее показатели: координацию движений и темп письма.
Претерпевают изменения такие общие признаки почерка, как строение, что обусловлено самим строением букв; размер букв увеличивается (высота букв в текстах, выполненных печатным почерком, определяется следующим образом: большая — более 8 мм, средняя — от 5 до 8 мм, малая — менее 5 мм), разгон изменяется пропорционально размеру в основном за счет утраты соединительных элементов, связность также изменяется, так как буквы выполняются раздельными движениями, без соединительных элементов.
Частные признаки печатного почерка терминологически совпадают с частными признаками скорописного почерка. Наиболее существенными признаками для рукописей, выполненных печатным почерком, являются такие частные признаки, как направление и последовательность движений, количество и размещение движений, а также форма и протяженность движений при выполнении букв и их элементов. Такой признак, как сложность движений (строение букв) в рукописях, выполненных буквами печатной формы, несколько утрачивает свою идентификационную значимость, поскольку большинство лиц, прибегая к такому виду письма, используют буквы различной конфигурации, что вызывает большое количество вариантов одноименных букв. Упрощения конструкции букв, вследствие утраты элементов букв или их частей при письме буквами печатной формы либо совсем не наблюдаются, либо ведут к появлению скорописных вариантов.
Примерное описание частных признаков:
направление движения при выполнении соединительного элемента буквы
слева вниз направо;
количество движений при выполнении буквы — увеличено за счет вертикальной и горизонтальной отсечек;
протяженность движения при выполнении второго горизонтального элемента буквы — уменьшена;
форма движений при выполнении элементов буквы — угловатая;
размещение движений при выполнении элементов буквы — под углом друг к другу.
Методика исследования текстов, выполненных буквами печатного шрифта, основана на общих положениях почерковедческой экспертизы, но имеет свои особенности. Специфика исследования таких текстов заключается в следующем.
При исследовании рукописей, выполненных печатным шрифтом, отсутствует такой этап исследования, как решение вопроса о наличии или отсутствии в рукописи признаков необычного выполнения. Объясняется это тем, что изменение строения букв со скорописного на печатное уже само указывает на изменение почерка. Другим обстоятельством, определяющим особенности методики исследования таких текстов, является наличие двух групп признаков.
Эксперт в процессе раздельного исследования должен установить признаки печатного и скорописного почерков как в исследуемом тексте, так и в образцах почерка предполагаемого исполнителя. На этом этапе эксперт составляет полную алфавитную разработку сравниваемых объектов с обязательной отметкой частоты встречаемости признаков. При этом зафиксированная экспертом неустойчивость признаков почерка свидетельствует, как правило, об отсутствии у пишущего навыка писать буквами печатного шрифта.
Изучение документов, поступивших на исследование, целесообразно начинать с исследуемой рукописи в целях получения полного представления о почерке лица, исполнившего ее. Процесс сравнительного исследования осуществляется по общим правилам сравнения признаков письменной речи, общих и частных признаков почерка. Особенностью же процесса сравнительного исследования является проведение его в два этапа: эксперт должен сопоставить выявленные признаки скорописи со скорописными образцами почерка, а признаки печатного шрифта, соответственно, с образцами почерка, исполненными печатными буквами.
Затем эксперт выделяет комплекс признаков, характерных для почерка писавшего. Результаты сравнения для печатных и скорописных букв в заключении даются отдельно, т. е. указывается, какая конкретно, скорописная или печатная, буква описывается по тому или иному признаку.