Исследование текстов, выполненных с подражанием почерку другого лица





В экспертной практике встречаются случаи выполнения тек­стов (записей, распоряжений, резолюций и т. д.) с подражанием почерку другого лица. В этом случае подделыватель стремится воспроизвести письменно-двигательные навыки, привычные для другого лица, а также изменить признаки своего почерка.

При подражании почерку другого лица у пишущего возникает необходимость полностью перестроить собственный механизм пись­ма, выработать новую систему движений, чтобы добиться опре­деленного сходства с почерком другого лица. Такая перестройка ведет к нарушению точности движений и ритмичности письма.

Следовательно, в рукописях, выполненных с подражанием, эксперт, как правило, обнаруживает три группы признаков: при­знаки, свойственные чужому почерку, признаки почерка подделы­вателя и измененные признаки почерка подделывателя. От прояв­ления этих групп признаков в тексте, их соотношения, зависит установление факта подражания и возможность идентификации исполнителя.

Успех подражания почерку другого лица зависит от целого ряда условий, к которым относятся: наличие сходства почерка подделывателя и лица, которому он подражает (у обоих совпа­дает система навыков письма), соответствие степени выработанности, сложности, стройности почерков, время изучения (наблю­дения) чужого почерка, длительность тренировки, профессии под­делывателя и его индивидуальных способностей, объема текста и т. п.

В то же время указанные условия могут существенно затруд­нить идентификацию исполнителя рукописи (подражателя). Так, сходство почерка подделывателя и лица, которому он подражает, предполагает совпадение многих признаков в их почерках и зна­чительно меньший объем различающихся «неизменившихся» при­знаков почерка подделывателя.

Лицо, имеющее почерк с низкой степенью выработанности, не сможет выполнить текст с подражанием почерку другого лица, если почерк последнего имеет высокую степень выработанности. Его обязательно постигнет неудача, оно не сможет воспроизвести общие и частные признаки чужого почерка. То же можно сказать и о стройности почерка, когда степень стройности почерка подде­лывателя ниже степени стройности почерка лица, которому под­ражают.

В отдельных случаях, когда стройность почерка лица, подозре­ваемого в выполнении текста, ниже, чем в исследуемой рукописи, эксперт может исключить это лицо по данному признаку из числа предполагаемых исполнителей.

Существуют следующие способы подражания (имитации) по­черку другого лица: подражание «на глаз» (срисовывание) без предварительной тренировки и с предварительной тренировкой; подражание «по памяти».

 

Подражание «на глаз» без предварительной подготовки пред­ставляет собой срисовывание. Подделыватель непосредственно с текста, выполненного другим лицом, стремится воспроизвести конфигурацию букв, присущую почерку этого лица. Подделыва­тель обычно воспроизводит лишь форму букв.

При выполнении текстов путем подражания без предваритель­ной подготовки воспроизведение движений, свойственных друго­му лицу, является для подделывателя трудной задачей. Автома­тизм движений нарушается, каждое движение контролируется и подвергается оценке, в результате чего можно наблюдать призна­ки, свидетельствующие об исполнении текста с подражанием: за­медленный темп письма, нарушение координации движений, умень­шение связности между элементами букв и самими буквами, увеличение размера и разгона букв, «бедность» вариантов част­ных признаков почерка, сходство наиболее «броских» признаков почерка.

Эксперт может встретить также в тексте наличие исправлений, обводку отдельных букв, элементы ретуши и др.

Такой способ подражания позволяет подделывателю воспро­извести лишь внешнее сходство букв в рукописи. В этом случае эксперт будет наблюдать признаки почерка подделывателя. Неиз­менившиеся признаки почерка подделывателя встречаются в боль­ших по объему рукописных текстах и в особенности в конце текста, когда у пишущего теряется контроль над своими действиями.

Само подражание «на глаз» ведет в известной степени и к из­менению признаков почерка подделывателя независимо от его желания.

Подражание «на глаз» с предварительной подготовкой. Для данного способа подражания характерным является то обстояте­льство, что подделыватель не экспромтом, как это имело место в первом случае, а длительное время тренируется в воспроизведе­нии и оценке признаков почерка лица, которому подражает. Известно, что навык формируется в упражнении. Его нельзя вы­работать в один прием, необходима более или менее длительная тренировка. Чем длительнее будет процесс тренировки, тем боль­ший объем признаков почерка лица, которому подражают, будет наблюдаться в тексте и меньше будет признаков почерка подде­лывателя. В этом случае возможности идентификации личности по почерку ограничены. При изучении текста, выполненного под­ражанием «на глаз» с предварительной тренировкой, эксперт бу­дет наблюдать следующие признаки: сравнительно быстрый темп исполнения, совпадение большинства общих признаков почерка подделывателя и лица, которому он подражает, а также совпаде­ние наиболее ярких, броских частных признаков почерка, прояв­ляющихся не только в отдельных буквах, но и в буквах, связан­ных между собой.

Такие частные признаки почерка, как относительное размеще­ние точек начала движений при выполнении букв и их элементов, последовательность движений, форма движений при выполнении начальных и заключительных частей элементов букв и другие, как правило, переносятся без изменений в текст, выполняемый с подражанием, из собственного почерка подделывателя.

Из сказанного выше следует, что признаков, свидетельствую­щих о выполнении текста с подражанием почерку другого лица, в этом случае будет значительно меньше.

Подражание почерку другого лица «по памяти». Этот способ подражания связан с воспроизведением признаков почерка друго­го лица, которые подделыватель пытается запомнить в процессе чтения того или иного документа, написанного другим лицом, т. е. документов, наблюдавшихся ранее. В этом случае подделыва­тель, как правило, не в состоянии запомнить и воспроизвести ком­плекс движений другого лица. В рукописи будут преобладать признаки обычного почерка исполнителя.

При подражании «по памяти» возможно появление еще одной группы признаков. Эти признаки возникают как результат непра­вильного понимания подделывателем сложности движений при выполнении букв, т. е. желая вспомнить особенности выполнения отдельных букв, он вносит в них элементы воображения. Призна­ков сходства будет очень мало. Подражание «по памяти» почерку другого лица возможно в случае сходства почерка лица, которому подражают, и почерка подделывателя. Подражание «по памяти» встречается в экспертной практике очень редко.

Исследование рукописей, выполненных с подражанием почер­ку другого лица, имеет свои особенности. На стадии предвари­тельного исследования при осмотре рукописи, эксперт должен обратить внимание на темп ее выполнения. Если эксперт устано­вит, что текст выполнен замедленным темпом, то надо решить во­прос, не является ли это свидетельством маскировки пишущим своего почерка. Как известно, в текстах, выполненных изменен­ным почерком (маскировка), броские признаки различаются, а совпадают более мелкие особенности, проявляющиеся в буквах и их элементах. Если эксперт исключит маскировку, то необходимо выявить признаки подражания почерку другого лица. Таким об­разом, эксперт должен установить факт выполнения рукописи с подражанием почерку другого лица.

Для исследования рукописи, выполненной с подражанием по­черку другого лица, эксперту нужно иметь образцы почерка лица, в отношении которого есть предположение, что рукопись выполне­на с подражанием его почерку, и образцы почерка предполагаемо­го подделывателя в большом количестве и выполненные с разной степенью тщательности. Экспериментальные образцы почерка под­делывателя желательно представить в виде текста, аналогичного по содержанию исследуемому тексту.

При детальном исследовании проводится следующая работа.

При раздельном исследовании рукописи, выполненной с под­ражанием почерку другого лица, эксперт выявляет и предварите­льно оценивает признаки необычного исполнения (темп выполне­ния, признаки нарушения координации движения и др.) с точки зрения размещения и повторяемости их в тексте. При сравните­льном исследовании сопоставление проводится в два этапа — исследуемый текст сравнивается с образцами почерка лица, кото­рому подражали, а затем с образцами почерка предполагаемого подделывателя по темпу, стройности, общим признакам почерка. Особенно следует обратить внимание на связность и вариационность частных признаков. Для рукописи, выполненной с подража­нием, характерна так называемая «бедность» вариантов.

Такой порядок исследования дает эксперту возможность уста­новить факт подражания, а затем и способ подражания.

При оценке выявленных признаков эксперт должен учитывать соотношение совпадающих и различающихся признаков почерка как с почерком лица, которому подражали, так и с почерком под­делывателя.

Глава V. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 





Читайте также:
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Фразеологизмы и их происхождение: В Древней Греции жил царь Авгий. Он был...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.01 с.