Газета «Воронежский вестник» выходит один раз в неделю по пятницам. Объем газеты - 8 полос, в газете можно выделить следующие рубрики:
«Новости компании» - рассказ о событиях Трубной Металлургической Компании;
«Эхо события» - рассказ о событиях, произошедших на предприятии;
«С профкомовской оперативки» - профсоюзные вести, события из профсоюзной жизни предприятия;
«Спорт» - рассказ о городских, заводских и корпоративных спортивных мероприятиях и соревнованиях;
«Инициатива» - рассказ о культурно-массовых мероприятиях подразделений завода;
«Вопрос - ответ» - вопросы читателей приходящие в редакцию газеты
Генеральной совокупностью анализа является 75 номеров газеты (общее количество номеров с 14 января по 3 ноября 2011г.). Выборочной совокупностью является 12 номеров газеты. Всего было проанализировано 312 статей.
Проведенный контент-анализ показал, что в среднем нежурналистские материалы занимают 22% от общей площади материалов, размещенных в исследуемых номерах. Среди нежурналистских материалов, размещаемых в газете, можно выделить:
. рекламу системы доставки газеты;
. программа телевидения
. Рекламу. Подавляющее большинство, порядка 80% от общей площади рекламы, составляют рекламные модули и объявления, остальное - рекламные статьи.
Результаты исследования журналистских материалов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Тематическая направленность материалов | Количество, шт. | Доля, % |
Деятельность предприятия | 24% | |
Финансово-коммерческая деятельность | 3% | |
Деятельность администрации города | 6% | |
Промышленность, экономика, строительство | 2% | |
Сельское хозяйство | 1% | |
Деятельность правоохранительных органов | 2% | |
Официальные материалы | 6% | |
Культура, искусство | 4% | |
Образование, просвещение | 8% | |
Социальное обеспечение | 6% | |
Торговля, бытовое обслуживание | 3% | |
Здравоохранение | 3% | |
Досуг, отдых, туризм | 9% | |
Личная жизнь, семья, быт | 3% | |
Природа, экология | 1% | |
Литературно-художественные материалы | 4% | |
Спорт | 9% | |
Деятельность редакции | 1% | |
Научная работа | 0% | |
История, краеведение, воспоминания о войне | 1% | |
Работа выборных органов | 1% | |
Другое | 2% | |
ИТОГО: | 100% |
|
Данные таблицы 1 показывают некоторую однобокость в освещении газетой «Воронежский вестник» заводской жизни. Наибольшее внимание уделяется деятельности предприятия (24%). Значительное внимание уделяется досугу работников завода, отдыху и туризму (9%), образованию (8%).В газете достаточно подробно освещается такая тематика как спорт (9%), в первую очередь здесь подробно описываются новости футбольной жизни и в частности игровая деятельность футбольного клуба «Синара». 6% статей посвящены деятельности городской администрации, при этом их деятельность освещается в описательном ключе. Столько же, 6% материалов, официальным обеспечениям и официальным материалам. В то же время газетой практически не анализируется финансовая жизнь завода.
Далее в таблице № 3 показаны жанры и виды публикации исследуемых материалов.
Таблица 3
Жанр, виды публикаций | Количество, шт. | Доля, % |
Заметка, хроникальные сообщения | 65% | |
Отчет | 3% | |
Репортаж | 2% | |
Интервью | 1% | |
Корреспонденция, статья, комментарий | 12% | |
Обозрение | 9% | |
Обращение | 2% | |
Очерк, зарисовка | 2% | |
Письмо в редакцию | 1% | |
Жанр трудно определить | 1% | |
ИТОГО: | 100% |
Анализ данных таблицы 3 показывает, что подавляющее большинство материалов газеты (65%) создается в виде заметок. Такая форма подачи информации используется как для облегчения ее восприятия со стороны читателей, так и для увеличения числа материалов и повышения информативности газеты.
|
% материалов представлены в виде статей. Также, «Воронежский вестник» использует такой редкий ныне вид жанра, как письма читателей (1%).
Проведенный анализ показал, что газета почти не использует в своей деятельности такие жанровые виды, как отчет, репортаж и интервью.
Формы публикации газеты отображены в таблице 4.
Таблица 4
Форма публикации | Количество, шт. | Доля, % |
Текст | 46% | |
Текст с фото или рисунком | 54% | |
ИТОГО: | 100% |
Данные таблицы 4 свидетельствуют, что большая часть материалов в целях наглядности снабжены фотографиями или рисунками.
Характеры публикаций газеты представлены в таблице 5.
Таблица 5
Характер публикаций | Количество, шт. | Доля, % |
Фактографический | 42% | |
Позитивный | 42% | |
Положительный, с элементами критики | 1% | |
Критический | 18% | |
Проблемный | 2% | |
ИТОГО: | 100% |
Анализ данных таблицы 5 показывает, что наибольшее количество материалов (42%) подается в фактографическом ключе, что является позитивным фактором в деятельности газеты, свидетельствующим об объективности и беспристрастности работающих в ней журналистов. 35% материалов написаны в позитивном ключе, 2% - в позитивном, но с элементами критики.
|
Позитивные материалы преобладают среди статей, посвященных отдыху и досугу.
Среди негативных материалов преобладают критические. Журналисты газеты всего лишь указывают различные проблемы, но не предлагают пути их решения.
В таблице 7 приведены данные, характеризующие героев публикации газеты:
Таблица 7
Герои публикаций | Количество, шт. | Доля, % |
Представители администрации | 3% | |
Рабочие, ИТР, служащие материального производства | 21% | |
Руководство предприятия | 6% | |
Работники правоохранительных органов | 2% | |
Представители искусства, культуры | 1% | |
Работники сферы обслуживания | 2% | |
Школьники, студенты | 2% | |
Спортсмены, тренеры | 9% | |
Исторические личности | 0% | |
Пенсионеры, домохозяйки, инвалиды | 4% | |
Героя трудно определить | 48% | |
ИТОГО: | 100% |
Анализ данных таблицы 7 показывает, что газета много рассказывает о работниках завода (21%).
Проведенный контент-анализ газеты позволяет сделать следующие выводы:
. Газета достигает конкурентные преимущества перед другими изданиями формой подачи материала: большинство статей в газете публикуются в жанре небольших заметок. Статьи написаны простым, понятным языком, доступным широкой аудитории. В статьях активно используются иллюстративные материалы (фотографии, рисунки).
. Большинство материалов газеты имеют фактографическую и позитивную направленность. С положительной стороны показана деятельность предприятия.
На основании вышеизложенных выводов, можно вывести следующие рекомендации:
. Газете следует увеличить количество проблемных материалов.
. Деятельность предприятия следует описывать более объективно, не только в позитивном ключе. В этом случае возможно привлечение дополнительных читателей, критично относящихся к деятельности предприятия.
. Газете следует больше использовать такие жанры статей как интервью и репортажи.
В ходе исследования было проведено анкетирование читательской аудитории. В опросе принимали участие около сотни представителей разного возраста, пола и социально статуса.
По результатам анкет можно сделать вывод - газета большинству опрошенных нравится, но кое-что в ней нужно менять.
Как показал опрос, самыми привлекательными для большинства читателей являются публикации касающиеся перспектив и решений совета директоров ОАО «СинТЗ». Заводчане с интересом читают официальную информацию, публикации по охране труда и технике безопасности труда и технике безопасности, статьи о защите прав трудящихся, о рационализаторах и изобретателях. Поступили предложения о введении новых рубрик и тематических страниц: «Куда пойти учится?», «Рецепты на скорую руку», «Информация из службы занятости». Слесарь ремонтник Т-3 В.Б. Торопов, например, предлагает ввести рубрику «Экономический ликбез» и давать разъяснения терминов «рентабельность», «балансовая прибыль», «себестоимость» и так далее. Ему интересно узнать о деятельности фирм-партнеров нашего предприятия по группе «Синара»
Анкетирование подтвердило, что заводчанам газета просто необходима. «Воронежский вестник» - это самая доступная форма общения между работниками разных цехов предприятия, самый надежный канал информирования трудящихся о решениях администрации.
Цель издания - формирование среди персонала имиджа предприятия как стабильной корпорации с устойчивыми долгосрочными перспективами развития, ответственного работодателя.
Основные инструменты проверки эффективности издания - это обратная связь с читателями, которая включает в себя.
. Прямые линии с руководством. Любой сотрудник может задать вопрос одному из директоров предприятия на заданную тему. Если вопрос очень узкий, он получает индивидуальный ответ. Если вопрос может затрагивать и других сотрудников, то ответ печатается в газете.
. Встречи с читателями - рабкорами. Поводом, к примеру, может послужить проведение различных конкурсов. В 2011 году проводился заводской творческий конкурс «Остановим ВИЧ-инфекцию». В редакцию газеты приходили работы участников по различным вида конкурсных работ: лозунг, призыв, частушка, стихотворение, песня, эссе. По окончанию конкурса победители были награждены дипломами и денежными призами, а лучшие работы были опубликованы в газете.
. Письма читателей. В основном они касаются предложений по освещению на страницах газеты той или иной темы. Иногда поступают письма с просьбой помочь в решении проблем. В этом случае редакция передает письмо в соответствующую дирекцию с последующим контролем ответа. Также поступают письма со словами благодарности в адрес редакции.
. Звонки в редакцию. В основном они касаются вопросов интересующих читателей «Синарского трубника». На основании этого была создана рубрика «Вопрос-ответ».
Специалисты по связям с общественностью регулярно общаются с рядовыми сотрудниками, участвуют во встречах коллектива с руководством, в профсоюзных собраниях и таким образом получают информацию о проблемах, волнующих коллектив. Кроме того, в рамках системы внутренних коммуникаций на всех предприятиях действует «Почта доверия» - на территории завода установлены ящики, куда каждый может опустить письмо с вопросом, изложением проблемы, обращением к руководству. В случае если вопрос не является сугубо личным, ответ на него публикуется в газете.
Коллектив редакции прикладывает немало сил к тому, чтобы газета стала ярче и информационно насыщенней, отражала всю сложность происходящих явлений, всю полноту общественного мнения.
Многотиражная газета предприятия призвана управлять внутрикорпоративной средой.
Вся работа внутрикорпоративной газеты подчинена общей цели формирования и развития корпоративной культуры, соответствующей социально-ответственной организации. Поэтому общая формула результативности такого издания определяется отношением реальной корпоративной культуры к идеальной. В свою очередь, результативность СМИ складывается из действенности и эффективности: "действенность - это результативность выполнения непосредственно - организаторских функций журналистики, степень ее успеха в массово-информационном обеспечении
решения задач социального развития, которое проявляется в принятии конкретных мер", "эффективность - степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации…". Таким образом, объект действенности для внутрикорпоративной газеты - это администрация, эффективности - персонал компании. И если эффективность внутрикорпоративной газеты зависит от успеха формирования обратной связи с читательской аудиторией, то действенность - от принятия решений и действий по поводу поступившей информации по каналам обратной связи.
Главным условием успешной работы «Синарского трубника» становится постоянный анализ работы газеты, ее действенности и эффективности (насколько реализуются поставленные перед изданием задачи, насколько они соответствуют действительности), корректировка работы в соответствии с полученными результатами.
Важной проблемой при оценке результативности становится определение критериев, согласно которым будет оцениваться общая эффективность и действенность проекта. Одним из главных критериев эффективности заводской газеты является объем и содержание обратной связи с читателями (количество публикаций внештатных сотрудников из числа работников организации, частота обращений в редакцию, письма, звонки, и т.д.). Среди других критериев эффективности можно выделить соответствие качества и стиля издания уровню организации, ее корпоративной культуре, который определяется с помощью всестороннего изучения и анализа внутренней среды предприятия. В других ситуациях необходимо оценить соответствие целей издания с реальными проблемами и целями организации. Результативность внутрикорпоративной газеты зависит и от эффективности воздействия ее текстов. Поэтому данный критерий определяется в первую очередь адресностью обращения и его содержательностью.
На страницах газеты отражаются проблемы и успехи, радости и заботы заводского коллектива. Газета освещает самые актуальные вопросы производства, общественной, культурной и спортивной жизни предприятия.
Творческий взгляд, неравнодушное отношение к делу штатных и нештатных авторов - вот в чем изюминка газеты. Закономерно, что «Воронежский вестник» побеждает в городских конкурсах СМИ. [12; 4 с.]
Меняясь и развиваясь в духе времени, «Воронежский вестник» всегда верен принципам доступности, гласности, своевременности, правдивости информации. Этим и привлекает газета читателей не только на заводе, но и в городе.
Заключение
Итак, можно утверждать, что возможности влияния СМИ на массовое политическое сознание и поведение российского населения в целом далеко не безграничны. Такого тотального интереса, внимания и доверия к сообщениям масс-медиа (а следовательно и влиятельности СМИ), которые наблюдались в конце 80-х годов, сегодня уже нет. Это связано как с абсолютным сокращением потребления населением общественно-политической информации (сокращением аудитории СМИ и суммарного времени чтения, слушания и смотрения), так и с изменением этого потребления, вызванного падением доверия к сообщениям СМИ.
Сказанное не означает, что влияние СМИ вовсе отсутствует. Просто общество стало существенно более дифференцированным по характеру своего взаимодействия со СМИ, и различные группы населения весьма по-разному реагируют на информационные воздействия.
Двойственность и противоречивость общественного мнения в выражении своего отношения к деятельности СМИ отражает сложную и неоднозначную позицию самих СМИ в обществе. Задача совместить в своей работе принципы профессиональной этики с получением максимальной прибыли решается различными средствами массовой информации совершенно по-разному, равно как по-разному понимаются роль и функция СМИ в российском обществе и сегодняшние интересы этого общества. Все это вызывает вполне адекватную реакцию в общественном мнении. Не случайно в своих оценках деятельности прессы и электронных СМИ россияне разделились преимущественно в соответствии со своими политическими пристрастиями: негативные оценки характерны в большей степени для респондентов, оппозиционно настроенных к нынешнему курсу политического и экономического развития России.
В настоящий момент важно понять, что ни действенность, ни эффективность печатных изданий невозможны без ответственности и принципиальности журналистов и специалистов по связям с общественностью. Только достижения демократии, высокий уровень корпоративной культуры и гражданская ответственность, как работников печатного издания, так и руководства организации являются залогом эффективной работы внутрикорпоративного издания.
В работе внутрикорпоративного издания отношения между учредителем и редакционным коллективом проблематичны в том случае, когда стиль управления не соответствует тем демократическим принципам, для поддержания и развития которых и создается газета для персонала. И здесь уже четко прослеживается связь между управлением и эффективностью работы внутрикорпоративного издания. Другими словами, при авторитарном режиме демократическое издание невозможно. Зависимость такой газеты наиболее остра и принципиальна: ее создают учредители для собственных целей, и если они не достигаются, то редакционный состав с легкостью меняется. Такое издание существует только для администрации, для укрепления ее собственной значимости, веры общественности в то, что дела компании процветают. Но видимость демократического управления остается видимостью без доверия читателей, без их непосредственного участия в решении вопросов компании, без системы обратной связи с аудиторией, информационного наполнения в соответствии с интересами и потребностями читателей.
Основное предназначение внутрикорпоративных газет - способствовать выработке норм и правил корпоративной культуры, объединяющих всех сотрудников. Среди задач внутрикорпоративной газеты - разъяснение политики организации, привлечение работников к сотрудничеству с администрацией, пробуждение у них интереса к делам фирмы, помощь в адаптации новых работников и др. Внутрикорпоративная газета, следующая принципам гражданской журналистики, становится и эффективным инструментом PR. Такое издание соответствует стратегическим задачам управления, задачам корпоративной культуры и потребностям сотрудников. Специфика отдельной внутрикорпоративной газеты определяется стилем управления предприятием, его корпоративной культурой, уникальностью аудитории и оперативными задачами управления и мотивации.
Поэтому перспективы развития внутрикорпоративных газет связаны с повышением социальной ответственности организаций, профессионализма журналистов и специалистов по связям с общественностью. Анализ газеты «Воронежский вестник» привел к выводу о том, что этот вид прессы находится
в стадии формирования, определения целей и задач, принципов
В своей работе я рассмотрела влияние СМИ на общественное мнение, в какой степени печатные СМИ могут изменять общественное мнение и как им доверяет общественность.
Таким образом, я считаю, что поставленные мною цели и задачи выполнены в полном объеме.
Список использованной литературы
1.Антипов, К.В., Баженов, Ю.К. Паблик рилейшнз: учеб. пособие [Текст] / К.В. Антипов, Ю.К. Баженов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-ий дом «Дашков и К», 2000. - 132с.
.Абрамова, С. Г. О понятии “корпоративная культура” / С. Г. Абрамова, И.А Костенчук.- М.: Экзамен, 2005. - 89 с.
.Акопов А.И. Периодические издания: Учебн.-метод. пособие для студентов-журналистов. 2-е изд., доп. Ростов-н/Д: ООО МП "Книга", 1999. - 224 с.
.Бобровский А.М. Синарский трубный. Страницы истории./А.М.Бобровский - Екатеринбург: Диамант, 1994 - 168 с.
.Беленкова, А. А. PRостой пиар / Беленкова А. А. - М.: НТ - Пресс, 2007. - 256 с.
.Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М.: РИП-холдинг, 2003. - 421 с.
.Блажнов Е.А. Public relations. Паблик рилейшнз: Учеб. пособие. Кишинев, 1994 - 412 с.
.Блэк, С. Введение в паблик рилейшенз / С. Блэк - Ростов н/Дону: Феникс, 1998. - 320 с.
.Буари, Ф. А. Паблик рилейшенз, или Стратегия доверия / Ф. А. Буари - М.: 2001.
.Варакута, С. А. Связи с общественностью / С. А. Варакута - М.: ИНФРА - М, 2004.
.Газета «Воронежский вестник» № 36- 2002 год
.Газета «Воронежский вестник» № 37-40 - 2007 год
.Газета «Воронежский вестник» № 1-47 - 2011 год
.Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие / С.М.Гуревич - М.: Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
.Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации - М.: Добросвет, КДУ, 2009. - 234 с.
.Джефкинс Фрэнк, Ядин Дэниэл. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ.: Учебное пособие для вузов / Перевод с английского под редакцией Б.Л. Еремина. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
.Емельянов, С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. - Спб.: Питер, 2007. - 240с.
.Журнал «Вестник ТМК» № 3 - 2010 год
.Зазурский Я.Н. История печати (Антология). Том 1. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 419 с.
.Зазурский Я.Н. История печати (Антология). Том 2. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 494 с.
.Информационный вестник ОАО «СинТЗ» № 3 - 2010 год
.История мировой журналистики. /Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. - третье изд. дополн. и исправл. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону, 2003. - 432 с.
.Ким М. Н. Жанры современной журналистики. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 336 с.
.Кондратьев, Э.В., Связи с общественностью: учебное пособие для высшей школы / Кондратьев, Э.В., Абрамов Р.Н. Под общ. ред. С.Д. Резника. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 432 с.
.Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз / В.Г. Королько - М. "Рефл-бук", К.: "Ваклер" - 2000. - 528с.
.Корпоративная культура: теория и практика / Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 352 с
.Кочеткова, А. В. Теория и практика связей с общественностью: Учебник для студентов вузов/ А.В. Кочеткова, В. Н. Филиппов, Я. Л. Скворцов, А.С. Тарасов. - Спб.: Питер, 2007. - 240 с.
.Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью: теория и технологии: учебник для студентов вузов / В. Ф. Кузнецов. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 300 с.
.Кривоносов А. Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. - 2-е изд., доп. - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 2002.
.Михайлов, Ю.И. Связи с общественностью по русски [Текст] / Ю.М. Михайлов. - М.: Бератор - Паблишинг, 2007. - 320с.
.Ньюсом Д. Все о PR. Теория и практика паблик рилейшенз / Д. Ньюсом, Ван Слейк Терк, Д. Крукеберг. 7-е изд. - М.: Инфра-М, 2001.
.Почепцов, Г. Г. Паблик рилейшенз для профессионалов / Г. Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук: Киев: Ваклер, 2000. - 624 с.
.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. М.: Изд-во РИП-Холдинг, 1998. - 322 с.
.Татаринова, Г.Н. Управление общественными отношениями / Г. Н. Татаринова. - Спб.: Питер, 2004. - 320 с.
.Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.
.Тимофеев, М.И. «Связи с общественностью (Паблик рилейшнз)»: Учебное пособие / М.И. Тимофеев - М.: Издательство РИОР, 2005. - 158 с.
.Тулупов В.В. Выпуск периодического издания: современные подходы. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002.
.Федеральный закон "О средствах массовой информации" от 18.07. 1995 года, № 108-ФЗ (действующая редакция)
.Ричард Харрис. Психология массовых коммуникаций. - 4-е международное издание. - СПб.: Прайм-Еврознак, Издательский дом "НЕВА"; М.: "Олма-пресс", 2002. - 448 с.
.Ситников В.П. Техника и технология СМИ. Печать, радио, телевидение / Филологическое общество "Слово", АСТ, ВКТ - 2004. - 416 с.
.Уткин, Э.А. Управления связями с общественностью. PR. / Э.А. Уткин, В.В. Баядаев, В.М. Баяданова. - М.: ТЕИС, 2001. - 296 с.
.Цвик В.Л. Введение в журналистику. / Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 91 с.
.Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие/ А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. - 3-е изд.. перераб. и доп. - М.: Дело, 2006. - 552 с.
.Шарков, Ф.И. Паблик рилейшнз: Учебник / Ф.И. Шарков. - 3 изд. - М.: Издат.-торгов. Корпорация «Дашков и К», 2009. - 332с.
.Шкондин М.В. Газетная периодика постсоветской России (1990-2000 гг.). М., 2002. - 387 с.
.Шомели, Ж. Связи с общественностью [Текст] / Ж.Шомели, Д.Уисман, / пер. с фр. Под ред. Г.Е. Алпатова. - 9-е изд. - СПб.: Нева, 2003. - 128с.