Каменные и бетонные мосты, как имассивные опоры, просты в эксплуатации. Камень и бетон хорошего качества, т. е. достаточно плотные и прочные, слабо подвержены атмосферному воздействию. Они не гниют, как дерево, и не нуждаются в окраске, как ржавеющая сталь.
Периодическую расшивку швов, как и в каменных опорах, выполняют по мере разрушения раствора, обычно через 5—6 лет. Целесообразно не ожидать массового и глубокого разрушения швов, а расшивать их в начальный период разрушения.
При разрушении поверхности полезно торкретирование по сетке или без нее, в зависимости от глубины разрушения и, следовательно, от толщины торкретного покрытия. Торкретирование хорошо защищает кладку от выветривания с поверхности и в трещинах.
Немногочисленные трещины при хорошем состоянии поверхности кладки достаточно затереть раствором (стр.138), лучше в начальной стадии, не допуская развития их до больших размеров. Такая заделка не препятствует, а наоборот, содействует наблюдению. Появление трещин вновь указывает на их развитие. Следует, однако, иметь в виду, что трещина может появиться и от усадки раствора. Но усадочная трещина, хорошо затертая вновь, не появится вскоре.
До ремонта за трещинами наблюдают при помощи маяков, отметок по концам трещины и замеров их раскрытия. Наблюдения позволяют выбрать удачный способ ремонта.
При появлении трещин, раскрывающихся под поездами и нарастающих из-за неравномерной осадки опор и других силовых воздействий, требуется специальное обследование моста и в. случае необходимости — разработка проекта ремонта.
Для массивных мостов важен своевременный ремонт изоляции; и водоотвода с балластного корыта. Проникание воды в своды, как и в опоры, выщелачивает цемент, нарушая монолитность и прочность каменной кладки и бетона. При интенсивном и длительном выщелачивании на сводах снизу образуются сталактиты в виде сосулек,
|
Для ремонта изоляции приходится удалять балласт под путем. На время ремонта путь опирают на пакеты малой высоты для возможности работы под ними. Пакеты применяют поперечные— с опиранием на щековые стены (рис. 142) или продольные— с опиранием через клетки из брусьев на ремонтируемую поверхность. В последнем случае изоляцию укладывают участками в пределах между клеточными опорами на длине 2—4 м. Места первоначального положения клеток изолируют после того, как клетки будут переставлены на отремонтированный участок.
Одновременно с изоляцией ремонтируют, а при необходимости ставят новые водоотводные трубки. Для нормального водоотвода изоляцию надо тщательно уложить сплошь по всей поверхности с уклонами к трубкам и хорошо заделать внутрь трубок, чтобы не допустить проникания воды в кладку. С той же целью надо хорошо заделать верх изоляции у кордонных камней щековых стен, а также обеспечить непрерывный переход изоляционного покрытия с щековых стен к основанию. По выполнении ремонта балластное корыто засыпают чистым щебеночным балластом и убирают пакеты.
В процессе эксплуатации надзор и текущий уход за каменными и бетонными мостами заключаются в осмотре состояния пути и кладки, своевременной очистке полотна от мусора и, как отмечалось, в наблюдении за трещинами и их заделке, расшивке швов, исправлении местных повреждений кладки и облицовки, прочистке водоотводных трубок при их засорении.
|
Глава VIII ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ МОСТЫ
3 Область применения
Железобетон получил большое и разнообразное применение в мостах и других сооружениях. Он одинаково пригоден для различных конструктивных форм и систем. Из него возводят не только сводчатые конструкции, присущие камню и бетону, но и балочные, выполняемые из стали и дерева, а также рамные конструкции.
Высокие механические свойства и отличные строительные качества дают возможность применять железобетон для элементов и конструкций различных размеров.
Доступный для изготовления на строительной площадке и в заводских условиях железобетон позволяет возводить сооружение как полностью на месте, так и более успешным при массовом изготовлении индустриальным методом. В последнем случае элементы и блоки, изготовленные на заводе, доставляют на строительную площадку, где их монтируют в готовую конструкцию. Унификация монтажных элементов вплоть до организации проката стандартных профилей, а также механизация работ приближают железобетонные конструкции к металлическим, а благодаря высокой пластичности при изготовлении и капитальности в службе делают их перспективными.
Ныне железобетон в большой мере вытеснил из строительства дерево и сталь. Сборный железобетон составляет основу современного индустриального строительства.
Доброкачественно изготовленные железобетонные сооружения не требуют периодической окраски, как металлические и не нуждаются в регулярной расшивке швов, необходимой для каменных мостов.
|
Первое применение железобетонных пролетных строений и других конструкций из железобетона, в частности шпал, на отечественных дорогах относится еще к началу текущего столетия. Некоторые из таких пролетных строений, несмотря на применение их впервые, остаются до сих пор в хорошем состоянии. В 40-е годы было построено немало крупных и оригинальных железобетонных мостов (через р. Днепр у Запорожья с пролетом 220 м, через р. Москву у Химок под четыре железнодорожных пути и т. п.).
Новый этап в развитии железобетонного мостостроения начат изготовлением предварительно напряженного пролетного строения (1946 г.). В применении к отдельным элементам этот прогрессивный метод совершенствования железобетона осуществлялся и ранее.
За шесть десятилетий развития железобетона мостовое хозяйство железных дорог пополнилось тысячами железобетонных сооружений самых разнообразных конструкций. Во многих из них в различные периоды эксплуатации, а нередко еще при изготовлении мостовых конструкций обнаруживались те или иные дефекты, преимущественно трещины.
Наблюдавшиеся в железобетоне трещины, главным образом, снижают долговечность конструкции и, требуя ремонта, удорожают эксплуатацию. В отдельных случаях развитие трещин принимало и угрожающий характер, что приводило к необходимости замены конструкций уже в первое время их эксплуатации.
Стремление предотвратить повторение дефектов, поиски новых, более экономичных и удачных конструкций вызывали изменение, проектов, включая технологию изготовления и монтажа, которая для железобетона имеет особое значение. В отличие от стальных конструкций, являющихся продуктом двух самостоятельных производств — металлургии и строительного производства, железобетонные конструкции (не считая исходного сырья, как и для стали) выполняют в один прием. Получение железобетона как строительного материала и формование конструкции слитны, что требует более сложных мер обеспечения гарантированного качества изделий и повышенного пооперационного контроля. Это в неменьшей мере относится к изготовлению железобетонных изделий силами дистанций пути, строительных и ремонтных формирований.
2. Принципы армирования и совершенствование железобетона
Характерной и ответственной частью железобетона является арматура. Арматуру как часть конструкции, воспринимающую растяжение, размещают преимущественно в растянутых зонах элемента, вдоль растягивающих усилий. В сжатой зоне, наоборот, все сжатие способен воспринять бетон. Помещаемая здесь иногда арматура увеличивает сопротивление элемента сжатию.
Рассмотрим в общих чертах схему устройства железобетонной балки, опертой по концам и нагруженной сверху (рис. 143, а). Изготовленная из одного бетона такая балка а неминуемо потрескалась бы снизу вплоть до полного перелома под грузом или только под действием собственного веса.
Разрушения не произойдет даже и при увеличении нагрузки, если вдоль растянутой зоны, главным образом нижней грани балки поместить арматуру (как условно показано для средней части балки на рис. 143, б). Благодаря сцеплению бетона со сталью арматура воспримет растяжение и тем предотвратит разрушение балки под расчетной нагрузкой.