Старые и новые типы пути и полотна на мостах 10 глава




Пригодные в качестве надежного основания для таких нагру­зок прочные грунты нередко залегают глубоко от поверхности зем­ли и под водой. К тому же на водотоках при большой скорости течения воды не исключен вынос грунта у опор. В таких случаях при возведении моста фундаменты опор погружают на глубину иногда до нескольких десятков метров, применяя опускные ко­лодцы, кессоны (рис. 121, а и б), а также оболочки прину­дительного погружения, столбы и сваи (рис. 121, в). На фун­даменте сооружают наземную или надводную часть опоры.

Когда прочные грунты близки к поверхности земли и не подвер­гаются размыву, опору закладывают на неглубоком мас­сивном фундаменте (рис. 121, г).

В пучинистых грунтах, которые во влажном состоянии изменя­ются в объеме при замерзании и оттаивании, подошву, фунда­мента во избежание деформа­ции опор располагают ниже глубины промерзания грунта. Она в разных районах различна, но обычно не пре­восходит 2—2,5 м.

Однако и при мелком за­ложении стоимость опор со­ставляет около половины стои­мости моста (а в малых мос­тах— еще больше).

Для долговечности соору­жения значение имеют не только устойчивость опор и надежность оснований под ними, но и материал опор, качество конструкций и ухода за ними.

Материалом для капитальных опор служит бетон, желе зобетон, камень и редко металл. Для свай применяют и дерево. Древесина, находящаяся постоянно в поверхностной или грунтовой воде, не гниет, сохраняясь веками.

Кладка из камня (известняка, песчаника, гранита и т. д.), а также из формованного глиняного обожженного кирпича на из­вестковом, а позже цементном растворе издавна и широко приме­нялась в мостах, включая опоры. Однако большая трудоемкость тески камней правильной формы (для тесовой кладки) и укладки неотесанных камней (при кладке вподбор) привела в дальнейшем к широкому использованию бетона.

Бетон — отличный строительный материал. Приготовленный для укладки, он хорошо заполняет форму опалубки, а по тверде­нии приобретает высокую прочность, приближающую его к хоро­шей каменной кладке.

Для экономии цемента и снижения стоимости вбетон при воз­ведении опор нередко добавляют бутовый камень в количестве до 20 % общего объема такой бутобетонной кладки.

Бетон, как и камень, хорошо сопротивляясь сжатию, имеет, од­нако, ничтожную прочность на растяжение и потому применим в конструкциях, не испытывающих больших растягивающих усилий. Размещение внутри бетонной кладки стальных стержней, т. е. ар­матуры в необходимом направлении и количестве, резко повышает сопротивление такой железобетонной конструкции рас­тягивающим усилиям. Если по необходимости армируется сжатая часть конструкции, то это повышает сопротивление и сжатию.

Железобетон широко применяют для изготовления деталей и основной конструкции опор. Особенно незаменим он для сборных конструкций при индустриальном изготовлении мостов. Использо­вание железобетона определило разработку новых конструктив­ных форм опор, отличающихся от старых меньшим объемом клад­ки, облегчением и ускорением возведения. За короткий срок массового внедрения железобетона осуществлено немало разнооб­разных видов опор, в том числе и не получивших широкого примене­ния, но характеризующих большие возможности железобетона. Поэтому, кроме некоторых типовых проектов опор в данной главе, а также в гл. VIII, приведены и отдельные индивидуальные виды осуществленных опор.

 

2. Конструкция устоев и быков

Конструкция опор определяется системой моста, положением опоры в мостовом переходе и другими местными условиями, в ча­стности высотой насыпи и размерами моста.

Опоры арочных мостов по сравнению с балочными сильно уд­линены (рис. 122) в связи с распором.

Подобно этому устои всех мостов (ем. рис. 16) отличаются от быков, так как, помимо вертикальной нагрузки, устои испытыва­ют еще горизонтальное давление насыпи и поездов на ней. Кроме того, в пределах устоя размещены полностью или частично конусы насыпи. Следствием того и другого является удлиненная форма устоев, иногда с наклоном к насыпи для противодействия ее давлению.

Быки, напротив, узкие по фасаду и более широкие поперек моста, особенно при пролетных строениях с ездой понизу. Форма поперечного сечения быков определяется размещением на них про­летных строений, а в пределах водотока — и условиями протека­ния воды, а также пропуска льда.

Быкам придают в плане закругленную (обтекаемую) форму с верховой и низовой сторон моста. При умеренном и среднем ледо­ходе практичнее быки с водорезами с верховой стороны реки, с наклоном ребра около 1:0,1 (рис. 123, а). На реках с сильным ледоходом опору снабжают еще более пологим передним реб­ром— ледорезом для смягчения ударов льдин. Ребро ледореза в старых опорах располагали с большим наклоном — 1:2; в совре­менных опорах он не превышает 1: 1 (рис. 123, б).

Конструкцию опор определяют и другие местные условия и, прежде всего, род грунтовых напластований и глубина залегания грунтов, пригодных в качестве основания. Конструкция устоев су­щественно зависит от высоты насыпи.

Наиболее распространены устои с обратными стенками, массивные и таврового сечения, обсыпные и раз­дельные (рис. 124).

В устое с обратными стенками (рис. 124, а), как и в других типах устоев, пролетное строение поддержи­вается передней стенкой с подферменной плитой и двумя подферменииками вверху. Над плитой возвышается до верхнего строения пути шкафная стен­ка. Две боковые обратные стены яв­ляются продолжением устоя для раз­мещения конусов насыпи. Во избежание осыпания балластной призмы за устоем задняя его грань должна заходить в насыпь не менее чем на 0,75 м.

Массивный устой (рис. 124, б) не имеет обратных стен. Его ширина меньше и достаточна лишь для размещения опорных ча­стей пролетного строения с ездой поверху. Балластную призму, более широкую, поддерживают на верху устоя железобетонные консоли, а у задней его грани — поперечная стенка.

В устое таврового сечения (рис. 124, в), напоминающем в пла­не букву Т, ширина за передней стенкой еще более сужена, что снижает объем кладки и давление насыпи на устой, посколь­ку оно пропорционально ширине устоя. Т-образные устои наи­более эффективны при широких пролетных строениях (с ездой понизу).

Для экономии кладки с увеличением высоты насыпи и устоев раньше устраивали проемы в устоях (рис. 124, г). В дальней­шем с той же целью стали применять не оплошные, а коробча­тые конструкции (рис. 125). Их выполняли из железобетона, в то время как для массивных сплошных опор использовалась в основ­ном бетонная, бутобетонная, а иногда и бутовая кладка.

 

Стремление ускорить строи­тельство и свести его к монтажу из крупных блоков, изготовляе­мых на заводе, привело к созда­нию сборных опор. Некоторые их типы для малых мостов 'показа­ны на рис. 126. Одни из них мон­тируют из мелких блоков (рис. 126, а), другие из двух-трех круп­ных блоков (рис. 126, б) массой до 45 т, рассчитанных на уста­новку краном. Устой из пустоте­лых блоков по рис. 126, в после монтажа заполняют камнем и щебнем.

Во всех рассмотренных типах устоев конусы насыпи не выхо­дят за переднюю стенку. Этим обеспечивается лучшая сохран­ность конусов от подмыва. Но там, где такой опасности нет, бо­лее экономичны при высоких на­сыпях обсыпные устои (см. рис. 124, д). Здесь конусы заходят в пролет моста. Иногда к таким устоям пристраивают железобетон­ные крылья (рис. 127, а) для дальнейшего сокращения объема кладки.

В больших мостах распространены устои раздельного типа (см. рис. 124, е). В конструкцию этого типа входит собственно устой, бык и пролетное строение, перекрывающее пролет между устоем и быком.

Для защиты конуса насыпи от размыва в пролете такого устоя возводят до уровня высокой воды стену, имеющую возможность самостоятельной осадки.

Рис. 127. Устои с крыльями: а — обсыпной устой с крыльями; б— устой с откосными крыльями

Отличен от всех перечисленных типов устой с откосными крыль­ями (рис. 127, б). Его крылья, возведенные на самостоятельных фундаментах, поддерживают откосы насыпи, исключая необходи­мость отсыпки конусов. Располагаясь под некоторым углом к во­дотоку, крылья направляют течение воды под мост, что улучшает ее протекание. Такие устои применяют и в путепроводах (см. рис. 2).

В противоположность устою с откосными крыльями, ограж­дающему по всей ширине насыпь подходов, сборный трубчато-телескопический устой (рис. 128, а) вовсе не ограничивает насыпь. Ее конусы, к тому же увеличенные по длине в 1,5 раза для со-

 

хранности от размыва, как и в деревянных стоечных устоях, раз­мещены всецело в пролете моста. Для противодействия горизон­тальному давлению насыпи и поездной нагрузки при высоте опоры более 4 м две из четырех труб, поддерживающих ростверк,— шкафную часть устоя, расположены с наклоном к насыпи.

В быке аналогичной конструкции (рис. 128, б) две трубы (ко­лонны), поддерживающие подферменную плиту, объединены над УВВ распоркой. Для защиты от повреждения колонн льдом опору в пределах горизонтов ледохода выполняют сплошной из плитных блоков (рис. 128, в).

В трубчато-телескопических опорах трубы-оболочки железобе­тонные диаметром 1—3 м, толщиной стенки 12 см. При монтаже трубу меньшего диаметра опускают на 1 м в нижнюю и омоноличивают, заполняя трубу бетоном. Шкафная часть, подферменная плита, распорка и плитные блоки также железобетонные и монти­руются с омоноличиванием заранее изготовленных блоков.

По форме эти опоры напоминают старый тип опор с телескопи­ческими колоннами, собранными из металлических секторов-квад­рантов, заполненных внутри каменной кладкой чистой тески, тру­доемкой в изготовлении. Отличие и в том, что обе колонны в опо­ре прежней постройки объединены металлическими связями-рас­порками и перекрещивающимися диагоналями.

Приведенные типы опор с объемлющими оболочками, омоноличенными внутри кладкой, расчленены не только по высоте на пере­возимые звенья труб, но и по ширине на колонны.

Оригинальна сборно-монолитная опора с поперечным членени­ем объемлющей оболочки полного контура опоры на отдельные невысокие блоки, удобные для транспортирования (рис. 129, а).

В такой опоре блоки установлены один на другом на цементном растворе и внутри заполнены бетоном, связывающим их в моно­литную конструкцию.

В другой подобной опоре (рис. 129, б) смонтированные на ра­створе блоки омоноличены натяжением арматурных пучков, про­пущенных в каналах через все блоки сверху донизу. Пучки высо­копрочной проволоки по всем сторонам блоков заделаны в кладке фундамента и после натяжения домкратами закреплены наверху. Такое напряженное армирование не только сокращает объем кладки (в данном случае бетона омоноличивания). Предва­рительное напряжение, т. е. обжатие бетона блоков натяжением арматуры, увеличивает сопротивление опоры растягивающим уси­лиям, возникающим при изгибе высоких и узких опор.

 

3. Основания и фундаменты опор

Наиболее надежно и экономично заложение опор на скальных породах у поверхности земли. Такие породы, как песчаник, извест­няк, а тем более гранит, базальт и т. п., имеют высокую прочность и не размываются.

Но чаще всего сверху на различную глубину залегают пески, супеси, суглинки и другие рыхлые грунты меньшей прочности и размываемые проточной водой. Из них более прочны крупные пес­ки, а тем: более гравий и галька. Значительно слабее мелкие пески и супеси, особенно при насыщении их водой. К гравелистым и крупнопесчаным грунтам приближаются по прочности твердые глины. Но при намокании, т. е. в пластичном состоянии, глины как и суглинки, резко снижают прочность, становятся податливыми под нагрузкой и уже оказываются плохим основанием для опор. Еще в большей степени утрачивают и без того малую прочность лёссовидные грунты при смачивании водой.

Следовательно, не только грунт, но и условия его водонасыщения, промерзания, а также размыва влияют на тип и размер фун­дамента опор.

Чтобы опорное давление не вызывало опасной осадки грунта, фундаменту опоры придают достаточную площадь опирания. По­перечное сечение опоры, определяемое вверху размещением на ней опорных частей, избыточно по прочности кладки, но недостаточно но давлению на грунт, так как прочность грунта намного ниже, чем материала опоры.

В таком случае фундамент опоры развивают (расширяют) кни­зу (см. рис. 121, г). Понятно, что чем больше площадь опирания, тем меньшему сжатию и меньшей осадке подвергается грунт под опорой.

Кроме развития, практично и понижение подошвы фундамента. С углублением прочность грунтов, благодаря 'большему их уплот­нению под массой вышележащих слоев, повышается. Наибольшая глубина возможного размыва, низкое залегание надежного грунта определяют соответственное заглубле­ние фундамента.

Кессоны, опускные колодцы, стол­бы-оболочки (см. рис. 121 и 130), про­резая верхние слои грунтов, передают опорное давление более плотным и прочным нижележащим грунтам.

Сваи (см. рис. 121, в), забитые до прочного грунта, тоже передают ему нижними концами определенную часть опорного давления. Вместе с тем опорное давление передается так­же боковой поверхностью свай, как и других типов фундаментов, благодаря силам трения о грунт. При глубокой забивке свай сил трения иногда быва­ет достаточно для передачи всего опорного давления без доведения свай до упора в плотные грунты. Такие сваи называют висячими вотличие от свай-стоек (или свай-столбов), опертых на прочный грунт.

Верхние концы (головы) забитых свай заделывают чаще всего в железобетонную плиту-ростверк (рис. 130). Он объединя­ет все сваи. На таком ростверке возводят кладку опоры. По высо­те ростверк располагают с некоторым заглублением в грунт (рис. 130, а) во избежание подмыва и обнажения свай. Применяют и высокие ростверки, размещаемые над грунтом, но ниже уровня ме­женной воды (рис. 130, б), а в устоях — впределах насыпи (рис. 130, в). Высокие ростверки экономичнее по расходу кладки и де­шевле, ню мене защищены от разрушения материала свай.

Сваи разнообразны по материалу, конструкции и устройству Особенно усовершенствованы сваи в последние десятилетия. Развитие железобетона, а также создание новых типов оборудо­вания для погружения тяжелых свай, притом на большую глуби­ну (до 35—40 м и более), позволили резко увеличить размеры и несущую способность свай.

Среди деревянных сваи, кроме одиночных (из круглых бревен), приме­няют пакетные (составные) из трех и четырех брусьев или бревен, стянутых болтами (рис. 131, б). Благодаря большей площади поперечного сечения и на­ружной боковой поверхности пакетные свая допускают и большую нагрузку Для свай используют также стальные двутавровые балки, но чаще — трубы. Трубу после забивки обычно заполняют бетоном, предварительно удалив из нее грунт. Подобно рассмотренным устраивают железобетонные сваи: сплош­ного сечения (обычно квадратного, размером до 40X40 см) и трубчатые (называемые сваями-оболочками при диаметре от 0,81 до 2 м).

Трубчатые сваи предпочтительнее сплошных. Они легче (что важно при монтаже), и при одинаковой со сплошными сваями массе имеют в несколько раз больший диаметр, а значит, и большую боковую поверхность и несущую спо­собность.

Для увеличения площади опирания на грунт практичны уширения в основании свай.

Уширения создают различно.;Эффективен взрывной способ. Пос­ле забивки трубы и удаления из нее грунта в основание сваи поме­щают заряд, который подрывают сразу же после заполнения сваи бетоном. При взрыве в грунте об­разуется полость, в которую я пе­ремещается из трубы несхватившийся бетон. Сваи с уширенной пятой, получаемой при взрывании наряда, по аналогии с подземным нарывом снаряда называют камуфлетными. Полость или воронку иногда разрабатывают механизмом с раскрывающимися под углом в стороны ножами. На рис. 131, з, этот механизм в закры­том положении I и в рабочем по­ложении II показан пунктиром.

Наряду со сваями, уширенны­ми в грунте при устройстве свай­ных фундаментов, применяют и винтовые сваи с лопастями на конце.

С уширением подошвы несу­щая способность свай намного уве­личивается. Так, на сваю-оболочку диаметром 0,9 м при уширении ее пяты до 1,3 м предельная нагрузка практически удваивалась, достигая 425 тс (против 200 тс без уширения). Для винтовой сваи диаметром 1 м с лопастями 2,2 м в диа­метре, погруженной в грунт на глубину 35 м, получали предельную нагрузку 1100 тс.

Наряду с железобетонными сваями и сваями-оболочками, ши­роко применяют железобетонные колодцы-оболочки диаметром до 5—6 м, погружаемые в несвязные (сыпучие) грунты, как и другие виды свай, с помощью вибропогружателей.

Применение колодцев и свай - оболочек намного сократило использование кессонов, трудоемких и сложных по условиям работы в них при сжатом воздухе.

 

4. Защита поверхности опор

Кладка опор в атмосферных условиях постепенно разрушается. Вода, протекая через кладку, выщелачивает раствор и тем нарушает ее монолитность. В порах намокшей кладки при за­мерзании образуется лед. Увеличиваясь в объеме (на 0,9%), он отламывает наружные частицы камня. Так, в результате много­кратного замерзания и размораживания происходит выветривание кладки. Поэтому наружную часть капитальных опор за­щищают облицовкой (см. рис. 33) из камней плотных и крепких пород, устойчивых против физического разрушения. Облицовка крепким камнем полезна и для защиты от механического воз­действия плывущих льдин. В районах с умеренным и теплым кли-

 

 

матом при отсутствии ледохода или слабом льде опоры возводят из прочного морозостойкого бетона без облицовки, иногда с желе­зобетонной оболочкой монтажных блоков.

Облицовку нередко используют и как архитектурный элемент конструкции.

Чтобы предотвратить попадание воды в кладку, на открытых сверху горизонтальных плоскостях опор устраивают каменные или бетонные сливы с уклоном (см. рис. 33). Боковые поверхности опор, соприкасающиеся с грунтом, покрывают битумной мастикой. Балластное корыто устоев защищают оклеечной гидроизоля­цией с обеспечением стока воды за устой. Во избежание скопле­ния воды у опор насыпь отсыпают дренирующим грунтом с устрой­ством водоотводящих дренажей (см. рис. 31).

 

5. Эксплуатация опор

Опоры из бетона, каменной кладки и железобетона разрушают­ся главным образом от выветривания — увлажнения и многократ­ного замораживания. Быстрее выветривается недостаточно плот­ный раствор швов каменной кладки и облицовки. Выветрившиеся пустые швы нарушают связь между камнями и способствуют более глубокому разрушению. Поэтому при эксплуатации больше всего приходится выполнять работы по защите поверхностей опор. Сюда входят: периодическое возобновление расшивки швов, т. е. расчистка разрушенного раствора в швах и заполнение их це­ментным раствором; ремонт сливов, т. е. заделка раствором трещин, восстановление поврежденных и устройство заново нор­мальных сливов; ремонт неисправной и укладка новой изоля­ции, устройство дренажей за устоями.

В опорах нередки трещины. Они возникают и вследствие разни­цы (зимой) температур внутри и у поверхности кладки. Распрост­ранены также усадочные трещины из-за сокращения в объеме при твердении свежеуложенного бетона и раствора. В бетонной конст­рукции длина и ширина этих трещин больше, чем в железобетон­ной, где арматура сдерживает раскрытие усадочных трещин.

Трещины еще больше, чем поры, способствуют намоканию кладки, а при замерзании воды разрастаются и разрушают кладку. Поэтому трещины, как и пустые швы, надо заделывать раст­вором. Наряду с обычными цементными растворами для заделки швов и трещин теперь применяют полимерцементные растворы, герметики, а при раскрытии трещин до 1 мм — краски, приготов­ленные на основе поливинилацетатной эмульсии и латексов, герме­тики, лаки, краски и шпаклевки с синтетическими смолами.

Заделку трещин, как и расшивку швов, выполняют с подвес­ных люлек (рис. 132). При малой высоте используют перенос­ные лестницы.

К ремонту и устройству дренажей прибегают в случаях пучения грунта, нарушающего профиль пути или вызывающего деформацию устоя. Одновременно с заменой загрязненного грунта дренирую­щим ремонтируют и дренажи. Попутно проверяют состояние изоляции устоя, обнажаемой от грунта, и при необходимости возобновляют ее.

Замену грунта, ремонт дрена­жей и изоляции выполняют под прикрытием пакетов, под­держивающих путь над устраи­ваемой в насыпи прорезью за устоем (рис. 133). Прорези за­крепляют от обрушения грунта стенами из досок или пластин со стойками и распорками, уперты­ми в противоположные стены или кладку устоя.

Из рассмотренных работ пе­риодическая расшивка швов и ремонт сливов составляют основную работу по уходу за массивными опорами для поддержания их в нормальном состоянии и продления срока службы.

Более сложных мер требуют дефектные опоры. К дефектным от­носят опоры, у которых значительно разрушена и ослаблена клад­ка, наблюдаются смещения отдельных частей или всей опоры. Кладка ослабляется в результате длительного выщелачива­ния раствора, цементирующего кладку, что нарушает ее монолит­ность, снижает прочность. Такая кладка иногда становится на­столько слабой, что местами разбирается. Выщелачивание обна­руживается по светлым потекам на поверхности кладки.

Кроме физического разрушения, не исключено и механическое в виде трещин, раскалывающих кладку на части. Эти трещины воз­никают от перенапряжения кладки под поездной нагрузкой и рас­пираний грунтом изнутри опоры при неудовлетворительном ее вы­полнении (рис. 134, а), а также из-за неравномерной осадки опор

(рис. 134, в). Такие силовые трещины более опасны, чем усадочные, и борьба с ними труд­нее, особенно когда при проходе поезда трещина изменяется поширине, как говорят, «дышит». Тут заделка раствором не исклю­чает возобновления трещины. Для выбора эффективных мер надо выяснить причины возник­новения трещины, изменение ее под поездами и во времени, а так­же определить степень опас­ности.

 

Для этого наблюдают за трещинами. Увеличение тре­щины по длине легко установить, отмечая ее концы масляной краской с указанием даты отметки (рис.134, б). За увеличением ширины раскрытия следят по маякам из цементного раствора, устанавливаемым поперек трещины. Последующий разрыв затвер­девшего маяка, как и удлинение трещины за отметки, указывает на ее развитие.

При длительном наблюдении ставят маяки из двух пластинок (рис. 134, г). Расхождение пластинок со временем от их начально­го "положения дает представление о раскрытии трещины. Для это­го пластинки снабжают делениями (в миллиметрах и сантимет­рах).

Изменение трещины под поездами можно обнару­жить, держа палец на ней, но точно устанавливают мостоиспытательные станции с помощью измерительных приборов.

Наиболее опасны те трещины, которые, отделяя от опоры часть кладки, снижают ее устойчивость под нагрузкой (см. рис. 134, а). Притакой опасности дефектную опору укрепляют, например, стя­гивая ее стальными хомутами (рис. 135, а). При невозможности этого надо разгрузить поврежденную опору, подвести под конец пролетного строения временную опору (рис. 135, б) до окончания ремонта.

Капитальный ремонт массивных опор разнообразен, но может быть подразделен на три группы работ: омоноличивание все­го массива расстроенной кладки, в том числе поврежденной тре­щинами; внешнее укрепление (торкретное покрытие, желе­зобетонные пояса и рубашка); перекладка частичная и полная.

Монолитность кладки восстанавливают, нагнетая внутрь ее цементный раствор под давлением 4—10 кгс/см2. Перед на­гнетанием в кладке бурят перфораторами скважины глубиной -до 1,5—2 м. Через скважины сначала промывают кладку водой, а за-

 

 

тем подают раствор насосом с помощью инъектора, вставленного в скважину. Вытекание раствора из кладки предотвращают коно­паткой пустых швов, трещин, а также скважин, расположенных в уровне нагнетания (его выполняют последовательно снизу вверх).

Омоноличивание кладки нагнетанием раствора — наиболее эф­фективное средство оздоровления массивных опор; оно устраняет не только стабильные, но обычно и «дышащие» трещины, несмотря на выполнение этой работы без прекращения движения поездов. Поэтому нагнетание раствора внутрь кладки (инъектирование) должно, как правило, предшествовать другим способам ремонта трещиноватой кладки.

Опоры, ослабленные опасными трещинами, нередко укрепляют железобетонными поясами. Однако и в этом случае уместно сначала произвести нагнетание раствора. Оно полезно для дефект­ной каменной опоры и, возможно, окажется достаточным ремон­том без устройства поясов, ухудшающих вид капитального соору­жения (рис. 136, а).

При выветривании кладки, когда оно глубоко, опору заключа­ют в железобетонную «рубашку» (оболочку) толщиной 20—40 ом (рис. 136, б). Арматуру оболочки, как и поясов, прикрепляют к ан­керам, заделываемым в кладку на растворе.

При неглубоком, но обширном наружном выветривании опор практично торкретирование. Оно состоит в нанесении на кладку мокрой смеси песка и цемента, выбрасываемых под давле­нием через металлическую трубку (сопло) на шланге от цемент-пушки.

Торкретное покрытие выполняют в 2—3 слоя толщиной по 2— 2,5 см. Благодаря нанесению торкрета на кладку под давлением до 5—6 кгс/см2, его прочность в несколько раз превосходит проч­ность обычной штукатурки и еще более увеличивается, когда тор-

крет наносят по легкой металлической сетке, прикрепленной к кладке с помощью анкеров.

В настоящее время и железобетонную оболочку можно выпол­нить, применяя пневмо - или шприцбетон, при котором со­ставные части бетона (с ограничением размеров щебня до 2,5 см) наносят на кладку также набрызгом под давлением, что повышает его прочность и исключает надобность в опалубке.

Расстроенную каменную кладку и облицовку с прочными кам­нями, но потерявшими связь между собой, иногда целесообразнее переложить (частично или полностью) в зависимости от объема повреждений.

Распространена замена дефектных подферменников, чаще всего расколотых. Новые подферменники изготовляют из железобетона заранее и устанавливают раздельно (под каждую балку) на слое цемента для обеспечения плотного опирания на подферменную плиту или бетонируют на месте в виде одной подферменной плиты. Устройство общей плиты на всю опору особенно полезно при расстроенной кладке. Плита лучше распределяет давление на опору.

Разборка дефектного оголовка, т. е. верхней части опоры, и устройство подферменной плиты, как и перекладка, обычно требу­ют полной разгрузки опоры и передачи давления пролет­ного строения на временную опору (см. рис. 135, б).

Подферменники можно заменить в «окно» продолжительностью 2—3 ч. При этом пролетное строение приподнимают домкратами под опорную поперечную балку и в поднятом состоянии подклини­вают на клетках из брусьев. Проще, однако, отремонтировать лоп­нувшие подферменники, если они могут быть использованы пос­ле стягивания их хомутами или заключения в железобетонную обойму.

Рассмотренные повреждения и способы ремонта касались над­водной части. Но опоры разрушаются и под водой в пределах ледя­ного покрова в реке и несколько ниже его. Здесь к разрушению кладки под действием многократного замерзания и разморажива­ния прибавляется еще механическое повреждение при отрывании ледяного поля от опоры. Для предупреждения этого следует всякий раз перед подъемом льда на реке обрубать его вокруг опоры.

В подводной, как и в надводной части, происходит выщелачива­ние раствора из швов и самой кладки. Поскольку ремонт ограничи­вается лишь надводной частью, то накапливающееся разрушение кладки под водой нередко достигает значительных размеров вплоть до вывалов камней и образования ниш в опоре. Повреждения под водой обнаруживают телевидением или непосредственно водолазы. С помощью водолазов производят и ремонт: заливают раствором пустые швы, заделывают ниши бетоном, восстанавливают кладку до прежних размеров.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: