АППЛИКАЦИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ




К 4 годам деятельность ребенка становится более сложном и разнообразной. Развивается восприятие и воображение, совершенствуется способность создавать по собственному замыслу. Малыш овладевает умением сопоставлять предметы не только по форме, по и по длине, высоте, ширине, он различает величину (ниже, выше, толще, тоньше), ориентируется в пространстве. Соответственно усложняются и занятия с использованием техники аппликации.

Ребенок уже способен на основе готовой формы создать новую, поэтому к работе с шаблонами добавляется вырезание (разрезание различных фигур на полосы, выполнение косых срезов, вырезание круга и овала).

В этом возрасте развивается также мелкая моторика руки, и ребенку можно поручить такие операции, как составление узоров из мелких деталей сложной формы (звездочки, неправильные треугольники и т. д.) и вырезание дополнительных элементов (глаза, рот, уши, пуговицы и т. п.).

Вы можете сами определить частоту проведения занятий, руководствуясь уровнем развития и желанием ребенка — обычно 2—3 раза в месяц. Кроме того, в свободное время можно выполнять несложные тренировочные упражнения: вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника и т. д.

Не забудьте объяснить детям правила работы с ножницами:

1. На занятиях используются ножницы средних размеров с тупыми закругленными концами.

2. Ножницы держат перед собой, не направляя вверх или в строну от себя.

3. Передают ножницы кольцами вперед, держа за лезвия, кладут кольцами к себе.

4. После занятия ножницы убирают в специальный чехол иликармашек.

Нельзя:

— во время занятий играть ножницами;

— оставлять ножницы раскрытыми;

— оставлять рабочее место в беспорядке.

 

 

ЗАНЯТИЕ 1

«ВЕСЕЛЫЙ КЛОУН»

На занятии дети продолжают работать с готовыми формами, но задача усложняется, так как им необходимо сопоставить их с образцом и соотнести по размеру и по цвету, при этом развивается чувство цвета, глазомер, координация движений кисти.

МАТЕРИАЛЫ

Картинка с изображением веселого клоуна с шарами, бумага размером в 1/2 альбомного листа с цветными контурами кругов разных размеров, готовые формы — цветные круги - вкладыши, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Побеседуйте с детьми о цирке, приготовьте несколько мячей, различных по цвету и размеру. Попросите малышей бро­сать в корзинку мяч определенного цвета и размера. Расскажи­те небольшую историю: «К нам пришел в гости клоун из цирка который может научить вас играть с шарами так же, как умеет это делать».

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть контуры кругов на листах (они разного размера и цвета).

2. Рассмотреть круги-вкладыши на подносе (различного цвета и величины).

3. Расположить круги на листе так, чтобы их цвет и размер совпадал с цветом и размером контуров кругов на листе основе.

4. Наклеить детали аппликации.

 

ЗАНЯТИЕ 2

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАТРЕШКИ»

Этот вид работы учит ребенка располагать узор в пределах основы неправильной формы (силуэт матрешки).

МАТЕРИАЛЫ

Матрешка, силуэты матрешек, готовые формы: круг диаметром 1,5 см, цветные овалы 1,5x2,5 см, цветные кружки, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Расскажите детям о кукле-матрешке, о разных ее вариантах (семеновская, загорская, полхов-майданская). Обратите внимание на различия в деталях узора.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть образец, готовые формы на подносе, расска­зать о месте наклеивания узора (в центре, середине, по краю).

Силуэты матрешек предлагаются с заранее выполненной аппликацией платочка и нижней части основы (см. образец).

2. Расположить элементы аппликации (круги, овалы) на силуэте в соответствии с образцом.

3. Наклеить детали (элементы украшения).

4. Готовую матрешку можно украсить цветными кружками, выполненными при помощи дырокола из цветной бумаги.

 

 

ЗАНЯТИЕ 3

«ПОЛОСАТЫЙ КОВРИК»

Выполняя коврик из полосок бумаги, дети стараются подбирать гармоничные цветовые оттенки, осваивают работу ножницами, учатся правильно держать их, сжимать и разжимать кольца. Не забудьте рассказать ребенку о технике безопасности при работе с ножницами.

МАТЕРИАЛЫ

Цветная основа 6 х 20 см, цветные заготовки двух контрастных по отношению к цвету основы цветов размером 5x10 смножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

 

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Рассмотрите образцы-коврики. Обсудите с детьми, какой коврик им нравится больше и почему.

Предложите сделать собственный коврик и подарить бабушке.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Нарезать цветные заготовки поперек на узкие полоски.

Для выполнения аппликации на «коврике» цветные заготовки разрезать на узкие ленточки и расположить на основе, чередуя по цвету. Или одну заготовку можно разрезать на узкие полоски, а другую — на широкие, чтобы че­редовать их по ширине.

2. Расположить полоски на основе, как показано на образце, чередуя полоски по цвету, ширине.

3. Поочередно наклеить полоски.

ЗАНЯТИЕ 4

«ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ»

На занятии продолжается составление изображения из полосок. Для аппликации дети выбирают знакомые предметы (куст, дерево, солнышко). Этот вид работы развивает творческие способности, воображение, умение самостоятельно, по замыслу составлять фигуру.

МАТЕРИАЛЫ

Цветные заготовки 4 х 12 см, лист размером в 1/2 альбомного листа, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Рассмотрите вместе с детьми образцы, малыши могут предложить и собственные фигуры из цветных спичек на фланелеграфе.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть образцы выполнения фигур, составленные из полосок или спичек.

2. Придумать или выбрать из образцов фигуру для наклеивания.

3. Цветные заготовки нарезать на узкие тонкие полоски.

4. Расположить полоски на листе по образцу или составит
свою фигуру.

5. Наклеить детали.


 

ЗАНЯТИЕ 5

«ГРУЗОВИЧОК»

На занятии дети учатся создавать знакомые предметы, срезая углы у прямоугольника и квадрата, закрепляют знание гео­метрических фигур (находят и называют их).

МАТЕРИАЛЫ

Картон белый размером в 1/2 альбомного листа, заготовки желтого и зеленого цвета размером 4 х 6,5 см, 2 черных круга диаметром 2,5 см, белый квадрат 3 х 3 см, ножницы, клейстер, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Попросите детей среди игрушек или на картинках найти различные виды транспорта, описать их назначение. Пусть он назовет, из чего состоит грузовая машина (кабина, кузов, колеса); в книжке-раскраске раскрасит несколько автомобилей.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Заготовку желтого цвета расположить вертикально и срезать верхний левый угол так, как выполнено на образце. Это будет кабина.

2. У белого квадрата также срезать уголок. Это будет окно.

3. Расположить детали так, как показано на образце. Наклеить элементы в следующем порядке: окно, кабина, кузов, колеса.

 

ЗАНЯТИЕ 6

«ПЛЫВЕТ, ПЛЫВЕТ КОРАБЛИК»

На этом занятии детям предстоит научиться разрезать прямоугольник по диагонали, предварительно проведя линию, соединяюшую противоположные углы.

МАТЕРИАЛ

Синяя или голубая бумага размером в 1/2 альбомного листа, желтая полоска 2x12 см, белые заготовки размере 5 х 7 см, 2x5 см, готовая деталь красного цвета (флажок). Ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Рассмотрите макет корабля, попросите детей нарисовать или раскрасить несколько видов корабликов (лодку, парусник, пароход). Расскажите о диагонали: это линия, соединяющая противоположные углы. Покажите на образце, как правильно провести диагональ.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Карандашом провести линию диагонали на заготовках белого цвета.

2. Эти заготовки разрезать по диагонали — это паруса у кораблика.

3. У желтой полоски срезать углы — это кораблик.

4. Расположить детали аппликации на листе и наклеить. Пусть малыши помнят, что у каждого корабля есть флажок.

 

ЗАНЯТИЕ 7

«МОЗАИКА»

Выбор и составление узора развивают воображение ребенка, чувство цвета и умение трансформировать геометрические фигуры (из квадрата и прямоугольника получать различные треугольники).

МАТЕРИАЛЫ

Цветная основа с изображенным контуром квадрата размером 10,5 х 10,5 см, 3 полоски, отличные от цвета основы, размером 6x3 см, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Составьте вместе с ребенком несколько узоров из мозаики. Потренируйтесь сгибать квадрат и прямоугольник по диагонали.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Сложить цветные полоски, затем разгладить место сгиба, разрезать по линиям сгиба.

2. Сложить противоположные углы двух квадратов и разрезать их, разгладив линию сгиба.

3. Полученные из полосок квадраты разместить в углах размеченного квадрата-основы.

Треугольники, полученные в результате деления двух квадратов по диагонали, разложить на середине сторон основы, между расположенными в углах квадратами.

4. Наклеить детали аппликации.

ЗАНЯТИЕ 8

«СТРОИМ ДОМ»

На этом занятии дети продолжают работать с геометрическими фигурами, составляя из них изображение конкретного предмета (дома).

МАТЕРИАЛЫ

Лист тонированный голубой размером в 1/2 альбомного листа бумаги, заготовка белая размером 8х 10 см, полоска красная размером 2,5x12 см, 3 желтых полоски размеров 1,5 х 4 см, полоска зеленая размером 2x15 см, ножницы, клейстер, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Вместе с малышами понаблюдайте за строительством дома. Объясните последовательность работ (фундамент, стены, крыша). Поиграйте в строителей. Из детского конструктора постройте разные виды домов.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

Предложите детям:

1. У полоски красного цвета срезать углы так, как показана на схеме.

2. Подготовить окна: желтую полоску сложить пополам. Затем, не разгибая полоски, сложить ее еще раз пополам. Большим и указательным пальцами расправить места сгиба. Развернуть полоску и разрезать по линиям сгиба. Аналогично разделить и две другие желтые полоски.

3. Тонированный лист расположить вертикально.

4. Расположить детали аппликации на листе так, чтобы полу­чился дом.

5. Наклеить детали.

 

ЗАНЯТИЕ 9

«ДЕКОРАТИВНЫЕ ЗАКЛАДКИ»

На этом занятии дети осваивают новые приемы работы бумагой; складывание полоски бумаги гармошкой, срезание уголков, закругление их по контурной линии.

МАТЕРИАЛЫ

Белые полоски из плотной бумаги размером 5 х 20 см, заготовка красная размером 4 х 6 см, синяя — 1,5 х 10 см, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Потренируйтесь вместе с детьми складывать полоски гармошкой, выкладывать узоры на полосе. Обсудите с ребенком, кому и зачем необходима закладка.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Нарезать заготовку красного цвета на узкие полоски поперек. (Расположить заготовку горизонтально.)

2. Сложить синюю заго­товку гармошкой так, чтобы уместился круг диаметром 1,5 см,

3. Вырезать по контуру круг из многослойной заготовки, получится несколько одинаковых элементов для укра­шения. Варианты ук­рашения могут быть различны.

4. Расположить элемен­ты украшения на основе, оставив узор.

5. Наклеить детали.

ЗАНЯТИЕ 10

«МИКРОАВТОБУС»

На занятии дети составляют композицию из геометричес­ких форм, изображая автобус. Тренируются срезать углы, за­кругляя их. Такой вид работы развивает пространственную ори­ентировку на плоскости листа.

МАТЕРИАЛЫ

Желтый картон размером в 1/2 альбомного листа, цветные заготовки размером 6 х 10 см (красная) и 2x6 см (белая), 2 черных круга диаметром 2,5 см, ножницы, клей, кисть клее­вая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Понаблюдайте вместе с детьми за движущимся транспор­том, рассмотрите иллюстрации с изображением различных ви­дов автобусов, поиграйте с машинами.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Подготовить кузов, плавно срезав два угла по верхней стороне прямоугольника.

2. Белую полоску сложить пополам, разгладить место сгиба и, не расправляя полоски, еще раз сложить пополам. Развер­нуть полоску. По намеченным линиям сгиба разрезать по­
лоску на четыре части. Это будут окна автобуса.

3. Расположить детали на листе так, как выполнено на образце.

4. Наклеить детали в следующей последовательности: окна (располагать по одной линии), кузов, колеса.

ЗАНЯТИЕ 11

«СНЕГОВИК»

На занятии тренируется умение срезать углы, равномерно их закругляя. Из квадратных заготовок дети должны получить круглые и овальные детали. Составление композиции развивает воображение, глазомер, мелкую моторику рук.

МАТЕРИАЛЫ

Синий картон размером в 1/2 альбомного листа, заготовки белого цвета размером 6 х 6 см, 4,5 х 4,5 см, 3 х 3 см, 3,5 х 2 см 3,5 х 2 см, полоска белая размером 3x15 см, заготовка красная размером 3x3 см, аэрозоль «спрей-снежок», ножницы, клейстер, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Вспомните, как выполнялась аппликация «Снеговик» в младшей группе. Повторите вместе с детьми упражнения на различение размеров и форм. Предложите малышам слепить, нарисовать снеговика, сделать для маленького снеговика друга.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. У заготовок белого цвета плавно обрезать углы, получатся 3 круга разного диаметра и 2 одинаковых овала.

2. У красной заготовки обрезать 2 угла так, как показано на схеме. Это будет ведро-шапочка.

3. Основу расположить вертикально. Распределить детали аппликации на листе: у нижнего края основы — полоску размером 3x15 см. Это «снег». Далее от полоски в высоту положить круги от самого большого до самого маленького.
К среднему кругу приложить овалы — «руки». На «голо­ву», снеговика надеть шапочку — ведро. Из обрезка от красной заготовки сделать морковку.

4. Наклеить детали аппликации в направлении снизу вверх.

5. Темным карандашом или фломастером нарисовать глазки, ротик.

Азрозолью «спрей-снежок» выполнить набрызг.

ЗАНЯТИЕ 12

«ЗАЮШКА»

На занятии дети закрепляют умение вырезать фигуры круглой и овальной формы из других геометрических фигур (круг - из квадрата, овал — из прямоугольника).

МАТЕРИАЛЫ

Лист зеленый размером в 1/2 альбомного листа, заготовки белые размером 6x4 см, 3x4 см, 1,5 х 1,5 см, полоски размером 1 х 6 см, 1 х4 см, ножницы, клей, кисть клеевая, карандаш простой, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Рассмотрите вместе с детьми игрушку зайку, выделите характерные особенности (длинные ушки, короткий хвост), выучите стихи, в которых описаны повадки зайцев, рассмотрите иллюстрации.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Взять заготовки (кроме полосок) и плавно срезать углы, получив 2 овала и круг. Это будут детали головы (меньший овал), туловища и хвоста (круг).

2. Длинную полоску сложить пополам и разрезать по линии сгиба. Это будут заготовки для ушей, плавно срезать у них углы.

3. Полоску размером 1 х 4 см также сложить пополам, раз­резать по линии сгиба и плавно срезать углы. Это будут лапки.

4. Расположить детали на листе так, чтобы получился зайка.

5. Наклеить.

6. Дорисовать глаз, нос.

 


 

 

ЗАНЯТИЕ 13.

«ПИРАМИДКА».

Вырезая округлые формы из прямоугольников (плавно сре­зая углы), дети составляют пирамидку и располагают изобра­жение аккуратно, ровно, на середине листа.

МАТЕРИАЛЫ

Плотный лист размером в 1/2 альбомного листа, цветные полоски размером 2 х 8 см, 2 х 7 см, 2 х 6 см, 2 х 5 см, 2 х 4 см, 2x3 см, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Все игры должны включать элементы собирания пирамидки: составление пирамидки из колец, выкладывание на фланелеграфе, лепка из пластилина, рисование в свободное время.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть образец, обратить внимание на последовательность расположения деталей (от самой широкой, большой, до самой узкой, маленькой), на цвет.

2. Срезать плавно углы у полосок, округлив их (придав форму вытянутых овалов).

3. Расположить заготовки для пирамидки на листе. Основа для выполнения аппликации должна лежать вертикально. Способом наложения сравнить получившиеся овалы и расположить их на листе, прикладывая точно один к другому, от
самого большого до самого маленького в высоту. Последнюю деталь пирамидки расположить вертикально.

4. Наклеить детали пирамидки в направлении снизу вверх.

 

ЗАНЯТИЕ 14
«ИДЕТ БЫЧОК, КАЧАЕТСЯ...»


Итоговые занятия должны включать несколько видов ра­бот различные приемы вырезания, сгибания. Усложняется и сама композиция — изображение предметов сменяется изоб­ражениями животных.

МАТЕРИАЛЫ

Зеленая бумага размером в 1/2 альбомного листа, заготовки из коричневой бумаги размером 4,5 х 6,5 см, 2,5 х 4 см, готовая форма для головы, темный фломастер, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Попросите детей назвать домашних животных, описать и рассказать, чем они полезны людям, вспомните стихи о домашних животных.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть образец, выделить характерные особенности животного, его расположение (на зеленом фоне — лугу, в центре).

2. Изготовить туловище, ноги бычка: у коричневой заготовки большего размера срезать плавно все углы, Получится туловище для бычка. Меньшую заготовку сложить 2 раза пополам, развернуть и разрезать по линиям сгиба. Это ножки бычка.

3. Расположить детали на листе и наклеить в соответствии с образцом.

4. Нарисовать или наклеить глазки, хвост, ноздри.

ЗАНЯТИЕ 15

«НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ»

Занятие развивает умение составлять сюжетную композицию из геометрических фигур.

МАТЕРИАЛЫ

Картон зеленый, заготовки желтого цвета размером 3 х 3 см, 4,5 х 4,5 см, готовые детали (лапки, клювик, глаз) — для выполнения цыпленка, для утенка — заготовки оранжевого цвета размером 5,5x3,5 см, 2,5x2,5 см, 2x2,5 см, детали красного цвета размером 2x2 см, готовые детали (клювик, глаз, хвостик), ножницы, клейстер, кисть клеевая, клеенка, тря­почка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Рассмотрите вместе с детьми картинки, иллюстрации, об­ведите птиц через кальку.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Подготовить детали для цыпленка (туловище, голову). У за­готовок желтого цвета плавно срезать углы так, чтобы получить форму круга. Это детали головы и туловища цып­ленка.

2. У заготовок оранжевого цвета (5,5 х 3,5 см и 2,5 х 2,5 см) плавно срезать углы так, чтобы получить округлые формы — овал и круг. Это туловище и голова утенка.
Квадрат красного цвета разрезать по диагонали. Это лапки.

3. Наклеить все детали.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: