АППЛИКАЦИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ




В возрасте 5—5,5 лет у ребенка продолжают совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Его движения становятся более точными, ловкими, ребенок в состоянии вырезать из бумаги различные формы — прямоугольные, овальные, круглые, составлять декоративное, предметные и сюжетные композиции с натуры и по замыслу.

На данном этапе рекомендуется проводить одно занятие в неделю и больше внимания уделять развитию воображения и творческих способностей малыша. К уже известным приемам работы с бумагой добавляйте новые, усложняя задания. Побуждайте малыша к самостоятельному мышлению. В качестве развивающих упражнений можно использовать вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной вдвое, симметричных узоров из листа, сложенного в несколько раз (снежинки, листочки, кораблик, ракета), вырезание силуэтных изображений по контуру и на глаз, аппликация способом обрывания. Такие задания развивают у ребенка эстетические чувства, чувства ритма, цвета, композиции. Сам процесс создания нового захватывает малыша, приносит радость творчества, видеть прекрасное в окружающей жизни.

 

ЗАНЯТИЕ 1

«ОВОЩИ НА ТАРЕЛКЕ»

На занятии дети повторяют названия овощей и фруктов, тренируются вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учатся сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.

МАТЕРИАЛЫ

Муляжи овощей на подносе, макет тарелки на прямоугольной основе, цветные заготовки квадратной и прямоугольной формы, ножницы, клей, кисточка клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Рассмотрите вместе с детьми муляжи овощей или натураль­ные овощи. Поиграйте в различные игры с использованием овощей или их изображения. Сюжетно-ролевая игра «Овощ­ной магазин», дидактическая игра «Что лишнее?» («Четвертый лишний»), «Угадай по вкусу».

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть муляжи овощей, обратив внимание ребенка на цвет, форму, величину.

2. Цвет и форму заготовки подбирать в соответствии с выб­ранным для выполнения аппликации овощем.

3. Вырезать овощи-заготовки.

Если вырезание вызывает затруднение у ребенка, мож­но предложить трафарет.

4. Расположить их на макете-основе, обсудить несколько ва­риантов расположения и сочетания по цвету, размеру, фор­ме. Выбрать лучший вариант. Приклеить.

 

ЗАНЯТИЕ 2

«ВАЗА С ФРУКТАМИ»

На занятии дети повторяют названия овощей и фруктов, тренируются вырезать круглые и овальные формы из квадратов и прямоугольников, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учатся сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.

МАТЕРИАЛЫ

Муляжи фруктов в вазе, основа круглой формы диаметром 20 см, цветные заготовки квадратной и прямоугольной формы, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Рассмотрите вместе с детьми муляжи фруктов или нату­ральные фрукты. Поиграйте в различные игры с использовани­ем фруктов или их изображения. Сюжетно-ролевая игра «Фрук­товый магазин», дидактическая игра «Что лишнее?» («Четвер­тый лишний»), «Угадай по вкусу».

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть муляжи фруктов, обратить внимание ребенка на цвет, форму, величину.

2. Цвет и форму заготовки подбирать в соответствии с выб­ранным для аппликации фруктом.

3. Вырезать фрукты, соответствующие цвету выбранной заготовки. При вырезании фруктов надо учитывать характер­ные особенности формы.

Если вырезание вызывает затруднение у ребенка, мож­но предложить трафарет.

4. Расположить их на макете-основе, обсудив несколько вариантов расположения и сочетания по цвету, размеру, фор­ме. Выбрать лучший вариант.

5. Наклеить детали. Дорисовать дополнительные детали (пло­доножку, листочек).

 

ЗАНЯТИЕ 3

«В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ»

На занятии дети знакомятся со способом симметричного вырезания, учатся составлять изображение из частей.

МАТЕРИАЛЫ

Муляжи грибов в корзине, альбомный лист с наклеенной корзинкой, цветные полоски, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Побеседуйте с детьми о грибах, о съедобных и несъедобных, рассмотрите муляжи грибов, иллюстрации, картинки, грибы из пластилина; нарисуйте или раскрасьте грибы в книжке-раскраске. В свободное время можно их слепить.

Корзинки для аппликации могут быть различных цветов. Корзинка должна быть наклеена не полностью, надо оставить место для вложения грибочков.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть грибы, образец.

2. Разрезать цветные полоски на прямоугольники (для выре­зания шляпок и ножек грибов, листочков).

3. Выполнить шляпки для грибов, листочки, разрезав полоски на прямоугольники; выполнить ножки для грибов из бумаги коричневого, бежевого, серого цвета, плавно срезав все углы.

Надо использовать бумагу коричневого, оранжевого, ро­зового, желтого цветов. Чтобы получить шляпку гриба, у прямоугольника надо срезать плавно 2 угла по широкой стороне или разрезать округлую или овальную форму попо­лам. Из остальных цветных прямоугольников выполнить осенние листочки способом симметричного вырезания. Для этого надо сложить полоску по высоте пополам, взять ее за линию сгиба и вырезать листочек.

4. Расположить элементы аппликации на листе. Грибочки можно разместить в корзине и положить рядом с ней, при­клеить.

Разноцветные осенние листочки наклеить внизу листа-основы.

В качестве основы можно предложить трафарет ежика.

ЗАНЯТИЕ 4—5

«ЧАЙНЫЙ СЕРВИЗ»

На занятии вводится новый прием: вырезание мелких дета­лей способом сложения полоски бумаги в несколько раз. Тре­нируются вырезать предметы по округлым и ломаным линиям. Ребенку также предлагается самостоятельно подобрать узор и украсить им посуду.

МАТЕРИАЛЫ

Альбомный лист или цветной картон, трафареты чайной посуды (чашки, блюдца, чайник заварочный, сахарница), цветная бумага, простой карандаш или темный фломастер, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Побеседуйте с детьми о разновидностях посуды (чайная, столовая), объясните назначение каждого вида. Рассмотрите варианты украшения посуды. Срисуйте узор через кальку. Про­ведите дидактическую игру «Разбитая посуда». Ребенку предлагают разрезные картинки с изображением посуды, затем картинки перемешиваются. Предложите «склеить» чашку, блюдце и т.д., правильно совместив части изображения.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Выбрать трафареты посуды для выполнения аппликации (чайник заварочный, чашка, блюдце, сахарница).

Основой для аппликации может быть скатерть. Цвет сер­виза сделайте контрастным по отношению к цвету основы.

2. Подобрать цвет бумаги.

3. Перевести трафареты посуды на обратную сторону цветной бумаги.

4. Вырезать силуэты посуды по контуру. Если вырезание отдельных частей посуды (внутренней части ручки) вызывает затруднение, сделайте это сами.

5. Расположить элементы аппликации на листе.

6. Наклеить.


 

7. Продумать украшение для сервиза. Все предметы сервиза украшаются одинаково кружочками-горошинками. Для это­го полоску цветной бумаги, отличную от цвета посуды (мож­но в тон «скатерти» - основы), сложить гармошкой и на передней части многослойной гармошки вырезать круг. Эти кружочки-горошинки надо расположить по краю предметов или по всему силуэту. Кружочки можно выполнить и дыро­колом.

Также для украшения можно нарезать полоски и накле­ить одну или две на верхнюю часть силуэта посуды. Это будет ободок.

В средней части силуэта можно выполнить цветок из овалов и кругов.

Предложите ребенку придумать свои варианты украшений. В конце занятия «подарите» сервиз куклам, попросите малыша угостить игрушку чаем из новой посуды. Приятного аппетита)

 

ЗАНЯТИЕ 6

«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ»

От вырезания фигур дети переходят к более сложным фор­мам — вырезают предметы одежды. Составление гардероба для куклы развивает вкус, чувство цвета.

МАТЕРИАЛЫ

Белый картон размером 15x20 см с силуэтом куклы, тра­фареты одежды, темный карандаш или фломастер, цветная бумага или ткань однотонная и цветная хлопчатобумажная, ножницы, клей ПВА, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, под­нос.


 

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Расспросите детей о видах одежды, сезонных изменениях в одежде. Покажите журналы мод с выкройками. Расскажите, как создается одежда.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Подобрать трафареты одежды, учитывая сезонность и сочетаемость вещей по цвету. Приготовить дополнительные детали: бантики, шапочки, сумки и т. п.

2. Подобрать цветную бумагу или ткань.

3. Перевести трафареты на обратную сторону бумаги или ткани.

4. Вырезать детали.

5. Расположить детали на силуэте куклы. Ребенок может одеть куклу для разных случаев: на прогулку, праздник, уборку и т. п.

6. Наклеить все детали.

В гардеробе малыша выберите одежду для разных случаев: повседневную, праздничную, спортивную. Попросите детей объяснить, в чем ее отличия.

ЗАНЯТИЕ 7

«УКРАСИМ РУКАВИЧКИ»

Составляя узор на основе, дети самостоятельно выбирают элементы украшения на середине и по краю изделия. Этот вид работы развивает воображение, умение составлять компози­цию по замыслу, а не по образцу.

МАТЕРИАЛЫ

Рукавички, варианты украшения рукавичек, цветные рука­вички, цветные полоски бумаги, ножницы, клей, кисть клее­вая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Рассмотрите вместе с детьми узоры на рукавичках, на заня­тии по рисованию предложите малышу раскрасить 2—3 силу­эта рукавичек.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть варианты украшения рукавичек.

2. Придумать свой узор.

3. Вырезать элементы украшения из цветных полосок (круги, полоски, различные фигуры).

Для украшения рукавичек полоски можно нарезать на более узкие. Элементы украшения могут быть квадратными, прямоугольными, выполненными из цветных полосок.

Чтобы получить круги и овалы, нужно сложить полоску гармошкой и на верхней стороне вырезать контур круга или овала.

4. Расположить узор в середине силуэта, по краю. Элементами украшения можно заполнить весь силуэт рукавички.

5. Наклеить все детали.

ЗАНЯТИЕ 8

«ЦЫПЛЕНОК»

На занятии дети знакомятся с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, когда пространство полностью заполняется кусочками бумаги неправильной формы.

МАТЕРИАЛЫ

Картон белый, равный по размеру 1/2 альбомного листа контуром цыпленка), бумага цветная желтая, полоска бумаги зеленого цвета, фломастеры черный и красный, ножницы, клей ПВА, розетка под клей, кисть клеевая, тряпочка, поднос, кле­енка.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Рассмотрите вместе с детьми картинки, иллюстрации с изображением птенцов домашних птиц. Попросите назвать характерные особенности цыпленка, нарисовать цыпленка в альбоме.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Нарвать мелкими кусочками желтую бумагу.

2. Наклеить поочередно кусочки желтой бумаги на силуэт цыпленка.

Обратите внимание детей на то, что на силуэт нужно нанести клей аккуратно, чтобы он не выступал за контур.

3. Вырезать дополнительные элементы: крылышко, солнышко. (Из кусочка желтой бумаги вырезать круг, это солныш­ко. Из желтого прямоугольника — крыло. На нем можно выполнить надрезы.)

4. Сделать надрезы по краю зеленой полоски — это травка.

5. Расположить дополнительные элементы на листе.

6. Наклеить их. При наклеивании крыла и травы не следует наносить клей на всю поверхность детали. Это придаст до­полнительный объем картинке.

7. Нарисовать цыпленку глазки, клювик, ножки.

 

ЗАНЯТИЕ 9

«СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА»

Следующие два занятия посвящены работе с декоративными элементами. В качестве основы лучше использовать слож­ные силуэты, чтобы у ребенка развивалось пространственное образное мышление, зрительно-двигательная координация.

МАТЕРИАЛЫ

Альбомный лист, цветные заготовки квадратной, прямо­угольной, треугольной формы, цветные полоски, перья цвет­ные, карандаш простой, ножницы, клей, кисть клеевая, клеен­ка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Познакомьте детей с элементами декоративной росписи на занятиях по рисованию. Прочитайте сказку «Иван-царевич Серый волк», рассмотрите иллюстрации. Предложите нарисо­вать свою жар-птицу. Покажите изображения экзотически; тропических птиц, рассмотрите цвет оперения, пусть малыш скажет, чем они похожи на сказочную птицу.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Описать сказочную птицу (жар-птицу).

2. Вырезать голову и туловище из заготовок круглой и прямо­угольной форм. Туловище птицы можно нарисовать на обратной стороне цветной бумаги и вырезать.

3. Из треугольников выполнить крылья и хвост, сделав зигза­гообразные или волнистые надрезы по краю.

4. Расположить основные детали на листе и наклеить.

5. Подобрать материал для украшения головы, крыльев и хво­ста. Чтобы выполнить украшения, надо взять цветную по­лоску, сложить ее несколько раз пополам или гармошкой. На верхней части нарисовать круг, или овал, или фигуру в виде капельки. Вырезать.

Элементы украшения могут быть разного размера, цве­та, формы. Их можно наклеивать друг на друга (меньший элемент в середину большего), немного накладывая друг на друга.

6. Наклеить фигурные украшения на крылья, хвост, голову, тем самым передав образ сказочной птицы.

ЗАНЯТИЕ 10

«ДЕКОРАТИВНЫЙ ПОДНОС»

МАТЕРИАЛЫ

Силуэты подноса овальной, круглой форм, выполненные из альбомного листа с цветным контуром по краю, цветные по­лоски, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Познакомьте детей с жостовской росписью. Покажите подносы или иллюстрации. Повторите элементы декоративной росписи. Зарисуйте их в альбом.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть образец: дети должны определить форму, на­звать элементы узора, цветовые оттенки.

2. Продумать украшение подноса.

3. Выполнить элементы украшения из цветной бумаги.

4. Расположить их на основе, чередуя, накладывая один эле­мент на другой.

Предложите составить несколько вариантов узоров. Об­судите с детьми, какой из них красивее, почему.

5. Наклеить все детали.

 

 

ЗАНЯТИЕ 11

«ЦАРСТВО ДИКИХ ЗВЕРЕЙ» (КОЛЛЕКТИВНОЕ)

На занятии дети учатся вырезать более сложные, изобра­жения — фигурки животных. Сначала они делают это с помо­щью трафарета, затем рисуют трафареты сами. Впоследствии могут совсем от него отказаться, вырезая фигурки «на глаз». Такой вид работы развивает зрительную память, наблюдатель­ность, глазомер, мелкую моторику кисти рук.

МАТЕРИАЛЫ

Лист ватмана с изображением зимнего леса, трафареты диких животных (зайца, лисы, волка, белки, лося), цветная бумага, темный карандаш или фломастер, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Побеседуйте с детьми по теме: «Дикие животные». Обсудите повадки животных, чем они отличаются от домашних животных. Поиграйте в дидактические игры на группировку и классификацию «Кто лишний», «Составь из частей целое».

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Выбрать трафарет животного (лось, кабан, лиса, заяц, белка, волк).

2. Подобрать цвет бумаги, соответствующий цвету выбранно­го животного.

3. Перевести трафарет на обратную сторону цветной бумаги.

4. Вырезать животное по контуру.

5. Расположить на листе.

6. Наклеить зверька.

Выполнив задание, ребенок самостоятельно создает для своего зверька окружающую среду — наклеивает травку, цве­ты, деревья и т. д., то есть фантазирует, придумывая свою сю­жетную композицию.

ЗАНЯТИЕ 12

«НАРЯДНОЕ ПЛАТЬЕ»

На занятии дети учатся передавать форму одежды (платья), расположение частей и величину (длинное, короткое, широкое, узкое). Самостоятельно подбирают бумагу (ткань) для элементов украшения, чтобы они гармонично сочетались по цвету.

МАТЕРИАЛЫ

Цветные заготовки размером 16x12 см, цветные полоски, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос, трафареты (по необходимости).

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Предложите детям «издать» собственный журнал мод, где будут нарисованы фасоны платьев и другой одежды. Обратите внимание ребенка на различные детали одежды, украшения, их сочетаемость.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Продумать фасон платья. Платье может быть длинное или короткое, широкое, узкое, с разной длиной рукава. Нижняя часть у платья (юбка) может быть прямая или расширенная книзу.

  1. Сложить цветные заготовки пополам по высоте.
  2. Вырезать силуэт платья.

При вырезании силуэта платья можно выполнить пред­варительную разметку, нанести контурную линию, восполь­зоваться трафаретом.

4. Украсить платье, наклеив элементы украшения. Из цвет­ной бумага можно сделать воротничок в виде треугольнич­ков или полукругов или манжеты. К подолу платья можно добавить «кружевную полоску». По желанию наклеивают­ся пуговки.

На силуэт платья предложите наклеить «горошинки», выполненные дыроколом, или цветные полоски.

ЗАНЯТИЕ 13

«НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА»

На занятиях дети продолжают учиться аккуратно наклеивать элементы, не размазывая клей по основе.

 

МАТЕРИАЛЫ

Альбомный лист с вырезанным трафаретом елки или звезд зеленая бумага, равная по размеру 1/2 альбомного листа, блестки, фольга, клей ПВА, кисть клеевая, тряпочка, клеенка, поднос, ножницы.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ.

Расскажите детям о празднике, рассмотрите новогодние открытки. Украсьте вместе с ними елки к празднику, выучить новогодние песни и стихи.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Готовый лист с вырезанными трафаретами звезд или елочки сложить пополам так, как показано на рисунке.

 

2. На внутреннюю сторону открытки наклеить лист зеленой бумаги и украсить его блестками в виде мелко нарезанного цветного новогоднего дождика, фольги.

Если сложить открытку, елочка будет выглядеть укра­шенной.

3. Приклеить блестки на зеленую основу.

4. На лицевую часть открытки с изображением елки наклеить звезду, выполненную из цветной фольги, а на открытку со звездами — елочку. Ее также можно украсить дождиком.
Открытка готова.

 

ЗАНЯТИЕ 14

«СНЕГУРОЧКА»

От аппликаций из геометрических фигур и фигурок животных дети переходят к изображению человека. На занятии они учатся выклеивать сказочных героев.

МАТЕРИАЛ

Желтая бумага размером с альбомный лист, голубая заготовка размером 15 х 12,5 см, 1,5x4 см, квадрат розовый размером 4 х 4 см, белая полоска размером 1x13 см, 1,5x25 см трафарет силуэта платья для Снегурочки; цветные фломастеры, простой карандаш, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос, нитки бежевые, белые.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Прочитайте детям сказку «Снегурочка», рассмотрите с ними; иллюстрации к сказке. На прогулке из снега вылепите вместе с детьми Снегурочку. Потренируйтесь плести косичку из ниток, ленточек, шнурков.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Сложить голубую заготовку пополам по длине, нарисовать контур шубки Снегурочки (можно использовать трафарет).

2. Способом симметричного вырезывания вырезать силуэт по контурной линии.

3. Срезать плавно уголки у розового квадрата.

4. Меньшей голубой заготовке придать форму полукруга, срезав плавно два угла по широкой стороне. Это будет шапочка.

5. Из длинной белой полоски выполнить манжеты, воротничок, опушку для шапочки и низа шубки, придав им форму, овалов.

Вместо белых полосок можно использовать полоски син­тепона тех же размеров.

6. Расположить детали на листе в соответствие с образцом.

Узкую полоску наклеить на среднюю линию шубки. Это планка.

Наклеить остальные детали.

7. Дорисовать недостающие элементы: глазки, ротик, носик, косичку.

Косичку можно сплести из ниток желтого, бежевого, белого цвета.

 

ЗАНЯТИЕ 15

«ВОДИМ, ВОДИМ ХОРОВОД»

На занятии дети учатся вырезать силуэт человечка.

МАТЕРИАЛЫ

Цветные полоски размером 5x30 см, простой карандаш, ножницы.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Разучите с детьми несколько хороводных песен. Расскажи­те о народных праздниках, традициях.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Сложить гармошкой полоску бумаги.

2. Нарисовать на верхней стороне силуэт человечка (зверушки). При изображении силуэта человечка проверьте, чтобы его боковые части (ручки) касались сгибов.

3. Вырежьте контур человечка.

4. Аккуратно разверните полоску.

5. Героям хоровода можно нарисовать глазки, носик, ротик. В свободное время предложите детям раскрасить силуэты.

 

ЗАНЯТИЕ 16

«БЕЛЫЕ СНЕЖИНКИ»

На занятии дети вырезают снежинку из бумаги, сложенной несколько раз. Покажите ребенку два способа вырезания. Пусть он выберет наиболее удобный.

МАТЕРИАЛЫ

Бумажная салфетка белая, ножницы, простой карандаш.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Понаблюдайте с детьми на прогулке за падающим снегом. Пусть ребенок опишет, какой он (легкий, белый, пушистый).

Рассмотрите снежинки через лупу (резные, узорчатые, из 6 лучей).

Выложите рисунок снежинки воском с последующей тони­ровкой бумаги.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Для выполнения снежинки сложить салфетку одним из пред­ложенных ниже способов. Конечный результат при этом будет одинаков.

1-Й СПОСОБ

Сложите салфетку по диагонали (соедините противополож­ные углы). У вас получится равнобедренный треугольник. Вновь сложите его пополам, соединив равные стороны. У вас получит­ся треугольник меньшего размера. Сложите его снова пополам, разгладив линии сгиба. Выполните последнее сложение, соеди­нив стороны с линиями сгиба. Выступающий уголок обрежьте.

2-й СПОСОБ

Салфетку квадратной фор­мы сложите пополам, соединив противоположные стороны. Полученный прямоугольник так же сложите пополам, соединив противоположные узкие сторо­ны. У вас должен получиться квадрат (четвертинка от изна­чального квадрата).

Сложите квадрат по диа­гонали, соединив стороны со сгибами.

Выполните последнее сло­жений, соединив стороны с ли­ниями сгиба.

Выступающий уголок об­режьте.

В конечном итоге у вас дол­жен получиться вытянутый тре­угольник.

2. По всем сторонам треугольной заготовки сделать небольшие надрезы.

Фигурные срезы могут быть в форме треугольни­ков, полукругов. Между срезами должны оставать­ся небольшие разграничи­тельные промежутки с ли­ниями сгиба.

Чем больше будет сде­лано надрезов, тем краси­вее будет снежинка (рез­ной, узорчатой).

3. Когда все будет выполнено, надо аккуратно (осторожно) развернуть салфетку — поэтапно, в обратном направлении первоначальных сложений.

ЗАНЯТИЕ 17

«ВЕСЕЛЫЙ ПОЕЗД»

Занятия «Веселый поезд», «Пароход», «Космическая ра­кета» объединены темой «Транспорт». На них дети повторяют и закрепляют различные способы вырезания (симметричное по прямой, по кругу, силуэтное), приемы аккуратного наклеива­ния (на клеенке).

Дети учатся составлять многоэлементную композицию, ра­ботать согласованно.

МАТЕРИАЛЫ

Ватманский лист с заранее выполненной аппликацией же­лезной дороги, цветные заготовки теплых тонов размером 6x11 см, голубые или белые заготовки размером 3x6 см, черные квадраты размером 3x3 см, трафареты мордочек жи­вотных, карандаш простой, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Повторите с детьми виды транспорта, рассмотрите настоя­щий или игрушечный поезд. Расскажите, как он устроен, что такое железная дорога, кто такой машинист. Поиграйте с игрушечной железной дорогой. Выучите детские песенки про поезд, путешествия.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Аппликацию железной дороги и паровоза выполнить заранее совместно с детьми. Железная дорога может быть нарисована.

2. Выполнить окна, колеса для вагончика. Заготовку для окон (3x6 см) сложить пополам и разрезать по линии сгиба.

Из квадратов выполнить колеса, плавно срезав углы.

3. Перевести трафареты мордочек на обратную сторону цвет­ной бумаги.

4. Силуэты мордашек животных подобрать в соответствии с размером окна.

На каждый вагончик наклеить 2 окна и 2 колеса; на окошки — силуэты пассажиров.

5. Расположить вагончики на основе.

6. Наклеить все детали на основу.

В завершение работы используйте запись песни «Голу­бой вагон» (на музыку В. Шаинского), которую можно исполнить вместе с детьми.

ЗАНЯТИЕ 18

«ПАРОХОД»

МАТЕРИАЛЫ

Тонированный голубой альбомный лист размером 20 х 20 см, цветные заготовки желтого цвета размером 7x12 см, 2x4 см, зеленая заготовка размером 5x8 см, белые заготовки разме­ром 4 х 6 см, 2 х 3 см, простой карандаш, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Расскажите детям о водных видах транспорта. Рассмотрите вместе с ними иллюстрации, обведите через кальку различные виды кораблей. Попросите нарисовать пароход, на котором малыш хотел бы отправиться в кругосветное путешествие.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть образец, рассказать, из каких деталей выпол­нена аппликация парохода.

2. Выполнить нижнюю часть парохода способом симметричного вырезывания.

Для этого надо сложить пополам большой желтый прямоугольник, карандашом отметить середину линии сгиба. Мысленно (или карандашом) проведите линию от этой точки к одному из углов на противоположной стороне от линии сгиба. Выполнить срез. Развернуть заготовку.

3. Меньший желтый прямоугольник сложить пополам по широкой стороне, развернуть и разрезать по полученной линии сгиба. Это будут окна.

4. Большой белый прямоугольник сложить 3 раза пополам или гармошкой, на верхней части нарисовать волны и вырезать по контуру.

5. Расположить детали на листе-основе так же, как это сделано на образце.

6. Наклеить изображение; на верхней части трубы можно нарисовать желтую полоску.

В угол верхней части основы приклеить «птичек» — чаек.


 

ЗАНЯТИЕ 19

«КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА»

МАТЕРИАЛЫ

Синий лист формата альбомного листа с заранее выпол­ненным набрызгом желтого цвета, имитирующим звезды, бе­лая заготовка размером 17x6,5 см, 3 квадрата размером 2,5x2,5 см желтого или золотистого цвета, карандаш, трафа­рет (по необходимости), ножницы, клей, кисть клеевая, клеен­ка, тряпочка, поднос.

 

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Расскажите детям о космосе, воздушных видах транспорта. Рассмотрите вместе с ними иллюстрации космических кораб­лей. Поиграйте в космонавтов, расспросите, что должен знать и уметь космонавт.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Сложить белую заготовку пополам по высоте, нарисовать контур ракеты и вырезать способом симметричного выре­зания силуэт космического корабля.

2. Срезать плавно углы у желтых квадратов, тем самым получив иллюминаторы для ракеты.

3. Расположить детали на листе-основе.

4. Наклеить изображение.

В иллюминаторах можно нарисовать лица космонавтом придумать и написать с помощью взрослого название космического корабля.

 

ЗАНЯТИЕ 20

«СТРОИМ ДОМ»

На занятии дети выполняют аппликацию многоэтажного дома, закрепляя представления о величине.

МАТЕРИАЛЫ

Тонированный голубой альбомный лист, 5 белых полосок размером 3x12 см, 4 желтые полоски размером 2x8 см, полоска коричневая размером 2х 14 см, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Понаблюдайте вместе с детьми, какие дома построены на вашей улице (панельный, кирпичный, монолитный). Попросит! детей нарисовать или построить из конструктора разные виды домов.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Сложить белую полоску два раза пополам.

2. Развернуть и разрезать по линиям сгиба. То же самое выполнить с остальными белыми и желтыми полосками.

Разрезав белые полоски, получите «панели» для строительства дома.

3. Срезать у коричневой полоски 2 угла по широкой стороне — это крыша.

4. Альбомный лист расположить вертикально.

5. Распределить детали аппликации на листе: разложить «па­нели» по четыре в ряд; начиная со второго ряда на середине панели наклеить окна.

6. После того как все детали наклеены, на первый ряд пане­лей надо наклеить 1 или 2 двери, обозначив количество подъездов в доме.

На крыше дома можно нарисовать антенны.

 

Это задание детям лучше выполнять в парах. Объединив работы, они построят целую улицу.

ЗАНЯТИЕ 21—22

БЕЛАЯ ЛИЛИЯ

На этих занятиях важно научить детей самим изготавливая трафареты из картона и на их основе выполнять аппликации. Работа с трафаретами развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.

МАТЕРИАЛЫ

Картон зеленый, альбомный лист, карандаш темный, ножницы, пшено или рис, клей ПВА, кисть клеевая, гуашь желтая, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Рассмотрите вместе с детьми цветы на картинках, на клумбах, на лугу. Поиграйте в «Цветочное лото».

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Нарисовать на плотном альбомном листе лист и цветов лилии, как показано на образце. Вырезать эти образцы.

2. Трафарет цветка лилии перевести на альбомный лист 3 раза.

3. Вырезав цветы, закрутить лепестки с помощью ножниц, проведя одним концом лезвия ножниц по лепестку.

4. Трафарет листа лилии перевести на зеленый картон.

5. На листок лилии поочередно наклеить цветки, располагая лепестки в шахматном порядке.

6. Затем покрасить крупу желтой гуашью, приклеить в центре цветка. Лилия готова.

К обратной стороне листа можно прикрепить петельку из тесьмы и повесить аппликацию на стену.

Трафареты листа и цветка выполнены в натуральную вели­чину.

ЗАНЯТИЕ 23

«КОШЕЧКИ, СОБАЧКИ»

На занятии дети выполняют сюжетную аппликацию, состо­ящую из двух персонажей. У них получится забавная открытка! которую они могут подарить родным.

МАТЕРИАЛЫ

Альбомный лист, трафареты собаки и кошки, травы, бархатная бумага, нитки шерстяные тонкие цветные, кусочек меха или пух, глазки, носик, карандаш темный, ножницы, клей ПВА, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Побеседуйте с детьми о домашних животных. Понаблюдай! те за повадками кошек и собак. Попросите ребенка рассказать, чем отличаются их характеры, привычки. Пусть он нарисует своих домашних любимцев.

Образцы выкроек даны в натуральную величину.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Подобрать необходимый материал (трафарет, цветную бумагу, нитки). Для аппликации собачки и кошечки лучше использовать бархатную бумагу бежевого, коричневого или
черного цвета; для изображения травы — бумагу зеленого цвета.

2. На обратную сторону бархатной бумаги перевести трафарет собачки или кошечки, а так же трафарет травы.

3. Вырезать основные и дополнительные детали (носик, глазки). Из цветных ниток связать бантик.

4. Альбомный лист сложить пополам и расположить элементы аппликации на лицевой стороне открытки.

5. Смазать клеем основные детали (силуэт собачки и кошки) и наклеить на открытку. Затем приклеить траву, предварительно надрезав ее силуэт по краю. Трава должна немного закрывать нижнюю часть силуэтов животных.

6. Приклеить дополнительные детали (глаза, нос, бантик, клубок). Оформить мордочки: наклеить глазки, носик, на лобик — кусочек меха или пуха.

Чтобы картинка получилась привлекательнее и интереснее, предложите детям приклеить бантик и кошечке, и собачке.

Для кошечки из ниток можно выполнить клубок, закрутив нить по спирали.

 

 

ЗАНЯТИЕ 24—25

«КОРОВУШКА-БУРЕНУШКА»

На занятиях дети осваивают новый способ аппликации — из деталей, полученных путем сложения бумаги; учатся делать ножницами небольшие выемки-надрезы для передачи харак­терных особенностей животного, дорисовывать недостающие элементы.

МАТЕРИАЛЫ

Альбомный лист, заранее затонированный в желто-розо­вый тон, заготовки зеленого цвета размером 6x6 см, 4x4 см, 3x3 см, коричневые заготовки размером 7x4 см, 7x7 см, темный фломастер, ножницы, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Побеседуйте с малышами о домашних животных. Если есть возможность, понаблюдайте за коровами. Предложите дорисо­вать и раскрасить силуэт коровки.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Предложите детям:

1. Рассмотреть образец, рассказать, как, по их мнению, вы­полнены детали аппликации (сложение из бумаги).

2. Из зеленых заготовок выполнить поочередное сложение квадратов: сложить квадрат по диагонали нецветной сторо­ной внутрь. Разгладить место сгиба. Развернуть квадрат и
сложить по диагонали другие противоположные углы.

Развернуть квадрат. Две противоположные стороны квадрата вложить внутрь нецветной стороной навстречу друг другу. Должна получиться фигура в форме треугольника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: