Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение и условия реализации программы.
6. Материально-техническое обеспечение.
7. Список литературы.
8. Приложения.
1. В пояснительной записке указываются:
· нормативные правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, ст. 12, 33, 58, 59, 75;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008);
- СанПин 2.4.4.3172-14, утверждённый Постановлением №41 от 04.07.2014г.;
- Устав ГБОУ ДО «СЮТ»»
· направленность программы (художественная, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная, социально-педагогическая, техническая, естественнонаучная);
· актуальность и новизна;
· цели и задачи;
· отличительные особенности программы от уже существующих образовательных программ
· возраст детей;
· сроки реализации программы;
· уровни сложности:
- «стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.
- «базовый уровень» Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
- «продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
· формы занятий (индивидуальные, групповые);
· продолжительность занятия и количество занятий в неделю;
· количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебному плану (для комплексных программ) и учебно-тематическому плану (для всех программ);
· формы проведения промежуточной аттестации и итоговой аттестации (по завершению программы, выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д);
· ожидаемые результаты освоения программы.
· формы, методы, педагогические технологии решения поставленных задач
2. Учебно-тематический план - составляется в виде таблицы и включает распределение разделов, тем, часов (теории и практики), отведенных на их изучение
3. Содержание программы по годам обучения (краткое описание тем теоретических и практических).
4. Методическое обеспечение программы включает в себя:
· основную и дополнительную учебную литературу (учебные и наглядные пособия, сборники, словари и другие дидактические материалы);
· методическая продукция педагога (разработки, презентации и т.п.);
· УМК – учебно-методический комплекс (оформляется как приложение к программе).
· разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, и т.д.); рекомендаций по проведению практических работ, дидактический и игровой материалы. В этом разделе намечаются пути решения программных задач. Описываются методические приемы, методы работы с детьми.
Основными формами проведения занятий могут быть: занятия, НОД, игровые образовательные ситуации, беседы, встречи, экскурсии, игры, праздники, викторины, выставки, концерты и др.
5. Материально-техническое обеспечение программы содержит перечень оборудования и материалов, необходимых для успешного осуществления образовательного процесса.
6. Диагностика – это совокупность приёмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации обучающихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия. С помощью диагностики определяется результат достижения поставленных целей. Диагностика уровня освоения программного материала обучающимися. Промежуточная аттестация (декабрь, май), итоговая аттестация по окончанию обучения по программе составляется педагогом самостоятельно и включает оценочные материалы (тесты, контрольные задания, оценочные таблицы).
7. Список литературы (отдельно для учащегося и педагога, интернет – ресурсов и других источников, использованных педагогом. Описание каждого источника должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям ГОСТа к библиографическому описанию.
Указываются: Ф.И.О. автора, заглавие, подзаголовок, составитель, редактор, художник, место издания, издательство, год издания, иллюстрации.
8. Приложения к программе:
словарь специальных терминов с пояснениями;
контрольные вопросы; готовые изделия, образцы;
технологические карты; материалы тестирования; памятки для родителей и др.