При успешном завершении функциональных испытаний нового товара многие фирмы производят рыночные испытания (пробный маркетинг). Испытания в рыночных условиях дают руководству информацию для принятия окончательного решения о целесообразности выпуска нового товара. Если фирма будет приступать к развертыванию коммерческого производства, ей предстоят большие расходы на окончание подготовки производства, затраты на капитальное строительство и освоение производства, затраты на каналы распределения и стимулирование сбыта нового товара. При этом она должна решить следующие главные вопросы - когда, где, кому и как продавать новый товар.
КОГДА. Первым принимается решение о своевременности выпуска нового товара на рынок. Если новый товар будет подрывать сбыт других подобных товаров фирмы или в его конструкцию можно внести дополнительные усовершенствования, то, вероятно, выпуск нового товара на рынок будет отложен.
ГДЕ. Принимается решение о реализации товара на определенных географических рынках или в общенациональном или международном масштабах. При отсутствии достаточных уверенности в успехе, необходимых средств и возможностей для выхода с новым товаром на общенациональный рынок устанавливается временной график последовательного освоения рынков.
КОМУ. Выбираются наиболее выгодные рынки в группе осваиваемых, и для их освоения сосредотачиваются усилия по стимулированию сбыта.
КАК. Разрабатывается план действий для последовательного вывода нового товара на рынки (план маркетинга).
Ответы на эти простые по форме, но чрезвычайно сложные по своей сути вопросы оказывают влияние на дальнейший ход подготовки производства и промышленного освоения новых товаров, так как определяют:
|
· производственную мощность фирмы;
· тип производства;
· производственную структуру;
· график производства по годам.
Цель конструкторской подготовки серийного производства (КПП) - адаптировать конструкторскую документацию ОКР к условиям конкретного серийного производства предприятия-изготовителя. Как правило, конструкторская документация ОКР уже учитывает производственные и технологические возможности предприятий-изготовителей, но условия опытного и серийного производств имеют существенные различия, что приводит к необходимости частичной или даже полной переработки конструкторской документации ОКР.
КПП производится отделом главного конструктора серийного завода (ОГК) или серийным отделом НИИ, СКБ, ОКБ в соответствии с правилами "Единой системы конструкторской документации" (ЕСКД).
В процессе КПП разработчики в максимально допустимых пределах должны учитывать конкретные производственные условия предприятия-изготовителя:
· наличие унифицированных, стандартных деталей и сборочных единиц, изготовляемых предприятием или предприятиями-смежниками;
· имеющиеся средства технологического оснащения и контроля;
· имеющееся технологическое и нестандартное оборудование, транспортные средства и т.п.
В настоящее время все большее место в работах КПП приобретают методы автоматизированного проектирования и создания конструкторских документов (САПР).
Задачей технологической подготовки производства (ТПП) является обеспечение полной технологической готовности фирмы к производству новых изделий с заданными технико-экономическими показателями (высоким техническим уровнем, качеством изготовления, а также с минимальными трудовыми и материальными издержками при конкретном техническом уровне предприятия и планируемых объемах производства).
|
В процессе ТПП решаются следующие основные задачи:
· отработка изделия на технологичность;
· разработка технологических маршрутов и процессов;
· разработка специальной технологической оснастки;
· технологическое оснащение производства;
· техническое сопровождение изготовления опытной партии, установочной серии и установившегося серийного производства.
Технологическая подготовка производства регламентируется стандартами "Единой системы технологической подготовки производства" (ЕСТПП).
Функции организационной подготовки производства (ОПП):
1) плановые (в том числе предпроизводственные расчеты хода производства, загрузки оборудования, движения материальных потоков, выпуска на стадии освоения);
2) обеспечивающие (кадрами, оборудованием, материалами, полуфабрикатами, финансовыми средствами);
3) проектные (проектирование участков и цехов, планировка расположения оборудования).
В процессе организационной подготовки производства используются конструкторская, технологическая документации и данные для проведения технологической подготовки производства.
Начальный этап освоения серийного выпуска новых изделий характеризуется повышенными издержками. Причину этого можно объяснить следующими факторами:
· небольшой объем выпуска изделий, на который распределяются условно-постоянные расходы, связанные с освоением;
· повышенная трудоемкость и станкоемкость изготовления (из-за постепенности отладки оборудования, неполной оснащенности техпроцессов специальным оборудованием и оснасткой, недостаточной опытности рабочих и ИТР);
· большое количество переналадок оборудования;
· повышенный брак;
· затраты на обучение персонала;
· доплаты до среднего уровня зарплаты в период освоения и др.
В дальнейшем, после отладки производства новшества или внедрения технологии, все усилия организации концентрируются на оперативной деятельности по управлению производством и продвижением товара на рынок. Собственно, с производственной точки зрения инновационный процесс на этом завершается.