Институт истории и права. «История России до XX века (часть 1)»




Институт истории и права

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________________ Л.А. Максимова

Рабочая программа дисциплины

«История России до XX века (часть 1)»

Направление подготовки

История»

Направленность (профиль) программы

 

История России и зарубежных стран

 

Сыктывкар 2020


 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) основная литература:

1. Павленко Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для бакалавров. Рек. Минобрнауки РФ / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; под ред. Н. И. Павленко. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. - 712 с.: карты. - (Бакалавр. Базовый курс).

 

2. Федоров В. А. История России. 1861-1917: учебник для бакалавров. Рек. МО РФ /В. А. Федоров. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 482 с. - (Бакалавр. Базовый курс).

 

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие. Рек. НМС / М. Н. Зуев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 656 с. - (Основы наук); - (Бакалавр. Базовый курс).

 

б) дополнительная литература:

1. Деревянко А. П. История России: учебное пособие для студентов / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2014. - 576 с.

 

2. Деревянко, А. П. История России [Электронный ресурс]: электронный учебник / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. — М.: Кнорус, 2009. — Загл. с титул. экрана. — Электрон. версия печ. публикации. — Microsoft Windows 2000/XP; Pentium 500 MHz; 64 Mb RAM; видеокарта 8 Mb; SVGA; CD-ROM 4-х; звуковая карта. — ISBN 978-5-390-00287-2. — <URL:https://www.knorus.ru>.

Методические указания для студентов по работе на лекциях по курсу «История России до XX века (часть 1) » .

Особенностью учебного процесса в вузе является значительное количество лекций в корпусе каждого учебного предмета. При современном бурном развитии различных направлений исторической науки в лекциях дается интегральный материал, почерпнутый из разных источников, что естественно и оправдано.

Большая часть содержащейся в лекциях информации не может сразу запечатлеться в памяти слушателей. Испытывая трудности при записи, студенты иногда вообще отказываются от конспектирования и пользуются чужими конспектами, которые имеют репутацию «образцовых». Порою кажется, что пользование чужим конспектом затруднительно только из-за неразборчивости почерка и сокращенного написания слов. Однако конспект, созданный для личного пользования, может служить полноценным пособием только самому конспектирующему.

Умение конспектировать лекционный материал полно и грамотно приходит не сразу. Студенты старших курсов иногда неплохо справляются с такой задачей, но сроки, за которые проходит такое самообучение, слишком велики. Отсюда единственный вывод: правильному конспектированию лекций необходимо учиться с самых первых занятий.

Основы конспектирования лекций. В основе конспектирования лекций сочетаются процессы аудирования (восприятия устной речи), переработки услышанного, записи информации и массовой коммуникации. Следует заметить, что эти процессы являются механическими.

Аудирование – прослушивание и восприятие речи - первый этап работы на лекции.

Осознание сказанного происходит в промежутках между произнесенными словами. Вот почему наиболее полного восприятия речи лектора возможно достичь путем максимальной сосредоточенности. Учащийся подвергает услышанную информацию специфической мыслительной переработке - сопоставлению услышанной информации с банком памяти и переработке текста.

Анализ и переработка текста - второй этап работы на лекции. В этот момент происходит поиск смысловой вехи: слушатель отбрасывает ненужную для него информацию и сокращает текст таким способом, чтобы спустя некоторое время суметь вновь его развернуть наиболее полно. На втором этапе конспектируемый слышит речь лектора, откладывая произнесенные слова в кратковременной памяти во время кратких пауз, возникающих между словами при конспектировании.

Формулировки и доказательства законов, теорем, правил, гипотез, положения теорий, выводы студентам лучше записывать на лекции полностью.

Затем следует третий этап работы на лекции процесс фиксации переформулированного текста. Способы фиксации преобразованной информации (план, опорные слова или фразы, подробная запись, граф-схема) определяются в ходе мыслительной переработки. При записи переформулированной информации принято использовать сокращения. После записи снова происходят осознание, анализ, переработка и новая фиксация информации.

Таким образом, конспектирование - это сложный аналитико-синтетический процесс. Нетрудно понять, что неподготовленность к лекции, пропуски предыдущих лекций, отсутствие сосредоточенности отрицательно сказываются на процессе конспектирования.

Приемы конспектирования лекций.

Заимствуйте слова и словосочетания, употребляемые лектором. При переработке речи лектора для облегчения и ускорения преобразования заимствуйте слова и словосочетания, использованные лектором. Не пытайтесь заменять термины и их сочетания синонимами. Опытный конспектирующий на лекциях по специальности максимально использует обороты из лекторской речи. Это объясняется тем, что точное употребление понятий очень важно. Готовясь к лекции, выписывайте опорные понятия и словосочетания из учебника.

Чтобы на лекции быстро использовать профессиональные слова и словосочетания, полезно осуществлять просмотровое чтение соответствующих параграфов по учебнику. Если вы выпишете слова и словосочетания, выделенные в тексте учебника курсивом или вразрядку, это облегчит и ускорит процесс конспектирования. В ходе просмотрового чтения из текста целесообразно выписать термины. Заранее подумайте о том, как их можно сокращать, узнайте, нет ли общеизвестной аббревиатуры.

Учитесь выделять главное. Начинайте с выделения опорных слов во фразах при чтении текстов, так как опорные слова, фразы имеют смысл только при наличии контекста.

Сконцентрируйте объемную известную информацию, составляя систему опорных слов. Ранее известную информацию необходимо зафиксировать в конспекте, записав ее в кратком виде, чтобы сохранить логику изложения лекции. Вместе с тем происходит психическая и физиологическая разрядка в чрезвычайно напряженном ритме конспектирования. Научившись сворачивать знакомую информацию, постепенно переносите свой навык составления систем опорных слов для фиксации новой информации. Человек, который не обладает данной системой знаний и использует чужой конспект, полноценно расшифровать информацию, свернутую до называния, не сможет.

Учитесь самостоятельно формулировать фразы. Самостоятельно сформулированная фраза запоминается во много раз быстрее, чем фраза, записанная под диктовку. Полезны упражнения на трансформацию фразы. Такие упражнения помогают выявлять главную информацию путем сокращения, фразы и переформулировать их, заимствуя такие словосочетания. Умение, перерабатывать текст способствует расширению активного словарного запаса и повышению речевой культуры учащегося. Первоначально такие упражнения выполняются с использованием печатного текста.

Развивайте скоропись. На первых курсах при конспектировании лекций возникает проблема скоростной записи. Если студент не задумывается о том, как следует писать то или иное слово, то скорость письма зависит от тренированности мышц, участвующих в письме. Следовательно, для скорописи необходимо знать правильное написание слов и обладать автоматизмом их написания. Полезными упражнениями для развития автоматизма написания слов являются многократные прописывания специальных терминов.

Учитесь сокращать слова. Сокращение слов является одним из эффективных способов увеличения скорости письма. Раздумье над способом сокращения слов лишь замедляет процесс конспектирования. Для преодоления психологических и лингвистических трудностей при сокращении слов надо иметь в виду следующее:

1. Наибольшее количество информации приходится на первые буквы слова.

2. Сокращенная часть слова должна оканчиваться на согласную, после которой ставится точка.

3. Важны начало и окончание слова, которая изменяется при склонении или спряжении. Средняя часть существительных может быть выброшена (гос-во, эв-ция, конц- ция, в-во, кол-во, кач-во). Также может опускаться конечная часть прилагательных и причастий (наслед. изм-ть, защит, ф-ция, кров, сосуд), если сохранено окончание существительного.

4. В русском языке недопустимо сокращение окончаний, с помощью которых обозначаются признаки предметных отношений. Например, у относительных местоимений, стоящих после определяемого слова, окончание не может быть отброшено: в-во, к-рое; в-во, к-рому; в-во, к-рым.

5. Сокращение должно быть достаточным для восстановления целого слова. Редко употребляемые в речи слова лучше записывать полностью.

6. Новые слова непременно следует фиксировать полностью, пока они не войдут в активный словарь конспектируемого. Если производить сокращение неосвоенных слов, то через некоторое время они не смогут быть восстановлены, а их смысл забудется.

7. Предварительно познакомьтесь с общепринятыми сокращениями, которые можно найти в энциклопедиях и словарях.

8. Целесообразно тренироваться на сокращение слов в тексте.

Используйте аббревиатуры. Их можно найти в справочной литературе. Удобно зашифровать в виде аббревиатуры, часто встречающиеся на лекции словосочетания. Учитесь составлять граф-схемы. Вместо текстовой записи фрагмент лекции может быть зафиксирован в виде единственной граф-схемы. Составляйте схематичные рисунки и граф-схемы, которые вы можете создать во внеаудиторное время по тексту лекции.

Учитесь составлять планы. Прибегать к записи лекции в форме плана разумно только в тех ситуациях, когда читаемая информация хорошо знакома студенту. Важно зафиксировать основное содержание в целесообразной последовательности. Как правило, в виде плана конспектируют не всю лекцию, а лишь ее отдельные фрагменты. Для составления планов на лекции требуется умение качественно и быстро перерабатывать информацию, а также навык скорописи.

Дописывайте на полях то, что вспомнилось после лекции и является важным. Поработайте с конспектом лекции в течении 48 часов. Повторный ввод новой информации в память способствует её долговременному запоминанию. Дописывайте информацию, которая вам вспомнилась позже.

Вносите в конспект дополнительную информацию. Если для понимания содержания лекции Вы считаете необходимым внести недостающую Вам информацию, записывайте ее на полях.

Фиксируйте на полях значения новых слов. Работая с конспектом лекции, уточняйте смысл незнакомых слов в словарях и энциклопедиях. Никогда не пропускайте слов, значения которых Вам не знакомы, тогда Вы избежите трудностей при понимании и запоминании нового материала. Значения новых слов и специальных терминов можно записывать на полях лекционной тетради, это позволит быстрее и эффективнее работать с конспектом.

Программа лекций по курсу «История России до XX века (часть 1) » (14 час.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: