Виды рынков и типы рыночных структур




Рынок и рыночный механизм

1. Рынок: сущность, условия возникновения, роль в общественном производстве.

2. Виды рынков. Типы рыночных структур.

3. Фиаско рынка.

4. Роль государства в рыночной экономике.

5. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса.

6. Предложение. Неценовые детерминанты предложения.

7. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена и равновесный объем.

Рынок

Рынок — это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая их экономические интересы и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Суть рыночных отношений:

1. Возмещение затрат и получение прибыли.

2. Удовлетворение платежеспособного спроса потребителя на основе добровольного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.

Материальная основа рыночных отношений — движение товаров и денег.

 

Условия возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности.

2. Специализация. Определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости.

3. Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Благами обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных решений производители.

4. Величина трансакционных издержек д. б. ниже предполагаемого дохода.

5. Свободный обмен ресурсами, который позволяет сформироваться свободным ценам, которые в свою очередь подсказывают хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Функции рынка:

1. Регулирование пропорций между производством и потреблением (по ассортименту), между спросом и предложением (по объему и по структуре).

2. Соизмерение затрат и результатов, выявление ценности товаров.

3. Экономическое стимулирование эффективности производства

4. Обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных областей, территорий, национальных хозяйств в условиях углубления ОРТ, тенденции и интернационализации и росту интеграционных процессов в экономике.

5. Обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления, соразмерность спроса населения с заработной платой.

Роль рынка в общественном производстве:

1. Выдавать сигналы производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить.

2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики.

3. Санитарная роль. Вымывание неконкурентоспособных предприятий, свертывание устаревших производств.

Основные субъекты рынка:

1. Домашние хозяйства. Основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. потребляют конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Собственники и поставщики факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи факторов деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

2. Бизнес. Деловые предприятия, функционирующие с целью получения прибыли (дохода). Предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется на расширение производственной деятельности. Поставщик товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

3. Правительство. Реализует функции государственного регулирования экономики.

4. Заграница.

 

Виды рынков и типы рыночных структур

Виды рынка в его историческом развитии:

1. Неразвитый рынок. Рыночные отношения носят случайный, эпизодический характер, чаще всего бартерный. Вместе с тем рынок играет определенную положительную роль, способствуя дифференциации членов общества и вырабатывая стимулы к производству тех или иных товаров.

 

2. Свободный (классический) рынок. Характерные черты:

1) неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними;

2) абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) абсолютная мобильность факторов производства, неограниченная свобода передвижения капитала;

4) наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке;

5) абсолютная однородность одноименных товаров;

6) ни один из участников свободной конкуренции не может оказать влияние на решение другого неэкономическими методами;

7) цены устанавливаются стихийно, в ходе свободной конкуренции;

8) отсутствие монополии, монопсонии и государственного регулирования.

Механизм свободного рынка — это механизм заведомо бездефицитного рынка.

Преимущества свободного рынка:

1. Обеспечивает эффективное распределение ресурсов.

2. Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям.

3. Свобода выбора и действий рыночных субъектов.

4. Максимальное использование достижений НТР (результаты прикладных научных исследований)

5. Способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

6. Повышение качества товаров и услуг.

Недостатки свободного рынка:

1. Приводит к дифференциации в уровне жизни населения (обеспечивает высокую мотивацию к труду).

2. Не обеспечивает экономику необходимым количеством денег для развития производства. Имеет место нехватка денег. Эмиссию денег берет на себя государство в лице государственного банка.

3. Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.

4. Зачастую игнорирует негативные последствия принимаемых решений.

5. Отсутствует экономический механизм защиты окружающей среды.

6. Не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования.

7. Не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментальных научных исследований.

8. Рынку присуще нестабильное развитие с соответствующими этому рецессионными и инфляционными процессами.

 

3. Регулируемый рынок это результат цивилизации и гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к труду и риску в хозяйственной деятельности. Регулирование может быть прямым или косвенным. Прямое — постановления, указы, носящие разрешающе-запрещающий характер. Косвенное — экономические методы.

4. Деформированный рынок. Черты деформации:

1) отсутствие многочисленных рыночных субъектов, которые осуществляют свою деятельность на основе разных форм собственности;

2) отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности. Чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении;

3) монополизм производителя и продавца;

4) отсутствие сбалансированности между спросом и предложением, которое с каждым годом возрастает.

 

Существует также деление на рынок благ (товаров и услуг), рынок денег, рынок капиталов (ценных бумаг) и рынок рабочей силы (труда).

По географическому положению рынки делятся на местные, региональные, национальные и мировые.

По уровню насыщения рынки бывают равновесные, дефицитные и избыточные.

 

Конъюнктура рынка — это совокупность экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг на рынке в каждый данный момент времени.

Основной критерий деления рынков — это степень ограниченности конкуренции.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Это сила, обеспечивающая взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающая рыночные силы.

Цель каждого предпринимателя — максимизация прибыли, расширение масштабов хозяй­ственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, и они выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Если предложение больше спроса, то конкуренция между продавцами усиливается, и они вынуждены снижать цены, что может влечь за собой сокращение производ­ства данного товара. Если спрос больше, то покупатели, конкурируя друг с другом, предлагают более высокие цены, что стимулирует увеличение предложения товара.

С точки зрения степени конкуренции выделяют следующие типы рыночных структур:

1. Совершенная конкуренция. Множество производителей, производящих однородную с точки зрения потребителя продукцию.

2. Монополистическая конкуренция. Множество производителей, производящих продукцию, которая характеризуется множеством действительных или воображаемых различий.

3. Олигополия. Относительно небольшое количество фирм, производящих однородную или незначительно дифференцированную продукцию.

4. Монополия. Продукт производится только одной фирмой.

 

 

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

1. Однородность продукции. Все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. (Обезличенность рынка)

2. Малость и множественность. Объемы спроса и предложения даже наиболее крупных субъектов рынка ничтожно малы относительно масштабов рынка, и их изменения не влияют на рыночную цену продукции. Отсутствие формальных или неформальных соглашений между продавцами или покупателями с целью обретения монопольных преимуществ.

3. Свобода входа и выхода. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль. Вход в отрасль и выход из нее не требует сколь либо существенных первоначальных или ликвидационных затрат. Мобильность производственных ресурсов.

4. Совершенная информированность. Информация распространяется мгновенно и ничего не стоит субъектам рынка. Закон единой цены.

 

 

Чистая (абсолютная) монополия характеризуется следующими чертами:

1. Монополист — единственный производитель продукции, не имеющей близких субститутов.

2. Отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль).

3. Одному продавцу противостоит большое число покупателей.

4. Совершенная информированность.

Естественная монополия обусловлена экономией от масштаба производства. Примерами естественной монополии являются энергетика, водоканал, ЖКХ. «Естественность» монополии зависит от емкости рынка и уровня развития технологий.

Монополии объективно вырастают из рыночных отношений свободной конкуренции, поэтому устранить их, как и конкуренцию, невозможно. Монополистический капитал, препятствуя свободной конкуренции, не ликвидирует ее вообще, но придает ей новые формы. Большей частью монополии выступают как объединенные, централизованные на определенных условиях капиталы, каждый из которых стремится занять наиболее выгодные для себя позиции. Отсюда внутри монополии идет постоянная конкуренция капиталов (акционерные общества).

Характер монополистического рынка с его монопольно высокими ценами способствует возникновению новых производителей. Эти цены позволяют средним и даже мелким товаропроизводителям с несовершенной технологией и высокими издержками капитала выпускать аналогичную продукцию. Поэтому рынок часть наполнен продукцией аутсайдеров, с которыми монополии вынуждены вести конкурентную борьбу, что в свою очередь не дает монополиям застаиваться в развитии производства.

Отрицательные черты монополий. Используя господство на рынке, могут получать сверхприбыли, не заботясь о техническом прогрессе, а порой и препятствуя ему, опасаясь понижения цен на свою продукцию. В этих же целях могут не использовать имеющиеся мощности для расширения производства.

Фиаско рынка

В связи с недостатками свободного рынка часто говорят о фиаско рынка, то есть ситуациях, которые препятствуют достижению эффективности рыночного саморегулирования и с которыми рынок не в состоянии справиться самостоятельно. К основным фиаско рынка относят общественные товары и экстерналии.

Экстерналии (внешние эффекты) возникают, когда третьи лица получают выгоду (положительный внешний эффект) или несут убытки (негативный внешний эффект) от чужой сделки, которые не учитываются в цене сделки. Существование внешних эффектов может привести с производству товаров в большем (в случае негативных эффектов) или меньшем (в случае позитивных эффектов) объеме, чем это было бы эффективным с точки зрения развития общества.

Типичным примером негативных внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. Например, Сясьский, Светогорский и теперь закрытый Приозерский целлюлозно-бумажные комбинаты были построены на реках, впадающих в Ладожское озеро. Единственная река, вытекающая из него, снабжает водой 5 млн жителей Санкт-Петербурга. Вместе с расположенными по берегам озера свинофермами указанные ЦБК являются интенсивными загрязнителями воды озера. Жители города в придачу к дешевой бумаге получили грязную воду. Следующим по цепочке загрязнителем воды, как это ни парадоксально звучит, является организация по ее очистке – «Водоканал». Она осуществляет водозабор питьевой воды из Невы в центре города после слива в нее значительной части канализационных стоков. «Водоканал» непрерывно выдвигает требование повышения цен, ссылаясь на рост издержек, но при этом вода, поставляемая этой организацией, не соответствует нормам предельной допустимой концентрации вредных примесей, что заставляет население приобретать очистные фильтры.

С позиции рыночного механизма все перечисленные предприятия – это эффективные производства, дающие рабочие места и доход более чем 10000 человек. Но с позиции общества это недоучет издержек третьих лиц, а именно 5 млн жителей Санкт-Петербурга. Жители оплачивают очистку стоков ЦБК и собственных канализационных стоков, возвращаемых в виде питьевой воды, стоимость фильтров и стоимость лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата. Частные издержки предприятий ниже, чем общественные. Поэтому предприятия могут предложить больше бумаги и питьевой воды по сниженным ценам (Правда цены на питьевую воду оказываются под влиянием других факторов – монополии и государственного регулирования. Монополия позволяет завышать цены и снижать качество воды, а регулирование ведет к завышению затрат с целью выставления требования повышения цены).

Для сокращения перелива издержек необходимо вмешательство государства. Оно должно вынудить предприятия подчинить свои обособленные рыночные интересы интересам города. Например, «Водоканалу» может быть вменено требование прокладки 40 км водовода к Ладожскому озеру, что снизит стоимость очистки воды, сократит перерасход ресурсов, в том числе и ценного активированного угля, на массовое производство индивидуальных фильтров для очистки воды. Вообще, задача правительства заключается в сокращении перелива издержек, то есть в превращении издержек третьих лиц в частные издержки предприятий. Так, законы, запрещающие или ограничивающие загрязнение и предполагающие штрафы за их нарушение, заставят загрязняющие предприятия выделять дополнительные средства на очистку воды, чтобы не платить штрафы. Налоги, собранные с предприятий-загрязнителей, могут быть использованы государством для восстановления окружающей среды, и в то же время увеличивают издержки фирмы, что ведет к росту цен и снижению производимого ею товара, и таким образом ликвидирует избыточное выделение ресурсов на эту продукцию и способствует достижению эффективного с точки зрения общества выпуска.

Пример позитивных внешних эффектов — пасека (пчелы опыляют сады и увеличивают урожай окрестных садоводов). Другой пример – сфера образования, которая дает обществу более производительных работников, а самим работникам – более высокие доходы, сокращает затраты на борьбу с преступностью, на социальную помощь бедным. Но плата за обучение не учитывает всех выгод и не поднимается на нужную высоту. При заниженной цене предложение услуги недостаточно, и на развитие сферы образования поступает меньше ресурсов.

В этой ситуации правительство может увеличить спрос либо увеличить предложение. Для увеличения спроса необходимо обеспечить потребителей целевыми субсидиями, так чтобы они не могли истратить эти деньги на другие цели. Чтобы увеличить предложение, правительству следует снабдить деньгами поставщиков, то есть саму сферу образования.

 

Общественные блага — это товары или услуги, которые потребляются коллективно и потребление которых кем-либо не уменьшает возможности и доступности потребления другими (морские маяки, национальная оборона, охрана общественного порядка, пожарная охрана и т.п.).

Два основных признака общественных товаров:

1. Неконкурентность — количество единиц, потребляемых одним лицом, не уменьшает количества, доступного для потребления другими.

2. Неисключаемость — те, кто не платит за товар, не могут быть исключены из числа его потребителей.

Так, например, в отношении национальной обороны отсутствует конкуренция потребителей, так как защита, которую получает один, не уменьшает защиты, получаемой другими. Оборона страны также характеризуется неисключаемостью, так как если она существует, то обеспечивает защиту всех, в том числе и тех, кто ее не финансировал.

Лишь для небольшого числа общественных товаров в полной мере применимы обе характеристики. Такие блага называют чистыми общественными благами. Чистые общественные блага – это, как правило, не обычные материальные продукты, а сложные институциональные устройства.

Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется в ограниченной степени, то налицо смешанные общественные блага. Например, возможность приема радиопередач обусловлена не только передачей соответствующего сигнала (который может транслироваться на неопределенное количество получателей, что соответствует свойству неконкурентности), но и наличием радиоприемного аппарата, а в случае проводной радиосети еще и наличием кабеля. Поэтому радиостанция может не допустить к прослушиванию своих передач тех, кто не заплатил за получение этой услуги.

Блага, обладающие большими положительными внешними эффектами, называют общественно значимыми благами. Нередко государство искусственно наделяет их свойствами неисключаемости или неконкурентности. Тогда их называют квазиобщественными благами. В качестве примера можно привести скорую медицинскую помощь. Такая услуга не обладает ни одним из двух свойств, но общественная мораль и законодательство обычно запрещают врачам отказывать больным, нуждающимся в экстренной помощи, даже в том случае, когда они не могут заплатить за нее. Таким образом, услуги скорой медицинской помощи искусственно наделяются свойством неисключаемости.

Общественный товар покупают как бы вскладчину, все вместе. С практической точки зрения трудно установить его оптимальный выпуск, поскольку каждый гражданин вследствие неисключаемости имеет побуждение преуменьшать сумму своей платы за него («проблема безбилетника»). Поэтому решение о том, сколько денег потратить на оборону страны или уличное освещение, есть предмет коллективного обсуждения, а не рыночного саморегулирования.

Помимо рассмотренных случаев фиаско рынка, можно выделить и другие. В частности, современные экономисты к наиболее распространенным случаям фиаско рынка, помимо общественных товаров и экстерналий, относят также недоступность информации и отсутствие рынков.

Недоступность информации означает, что легко доступная информация не всегда адекватна, а получение адекватной и достоверной информации как правило требует дополнительных затрат. В то же время достижение эффективности требует, чтобы потребители и производители принимали решения, базирующиеся на адекватной и достоверной информации. Теоретические модели рынка, как мы видели, в качестве одного из базовых условий рассматривают совершенную информированность субъектов рынка.

Отсутствие рынков означает, что рынки определенных товаров или услуг могут не появиться по причине неблагоприятного отбора или морального риска.

Во всех случаях, когда рынок терпит фиаско, необходимо вмешательство государства, или государственное регулирование экономики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: