Ролевая игра появляется в различных ситуациях, вызывающих у вас эмоциональную реакцию. В значимых для вас ситуациях вы помните, какие чувства вызывали ваши мысли.
Словарь эмоций и чувств
Сердитый | Испуганный | Обнадеживающий |
Смущенный | Взвинченный | Ущербный |
Испуганный | Любящий | Нетерпеливый |
Застенчивый | Возбужденный | Опасный |
Раздраженный | Стыдливый | Ревнивый |
Униженный | Уверенный | Гордый |
Виновный | Отчаянный | Обиженный |
Беспокойный | Разочарованный | Почтительный |
Возбужденный | Чувствующий | Удовлетворенный |
Радостный | Расстроенный | Упрямый |
Веселый | Благодарный | Сочувствующий |
Отчаявшийся | Обидчивый | Огорченный |
Разгневанный | Растерянный | Никчемный |
(15:)
II. Где причиняют вред
Чувства не проявляются сами по себе. Они вовсе не похожи на черные облака, плавающие в небе и ожидающие момента, чтобы атаковать нас. Чувства всегда имеют причину. Они проявляются «потому что». Мы можем научиться понимать наши чувства и причины их проявлений.
Как меняются чувства. Иногда они изменяются очень быстро. Только что вы вышли из дома в прекрасном настроении и вдруг, в следующую минуту, в памяти всплывает плохой завтрак. Почему??? Если кто-то в этот момент спросит вас: «Что случилось?», вы вероятно, должны ответить «Не знаю». Чувство изменилось, но мы не понимаем, почему это произошло. Иногда может казаться, что мы не имеем выбора в проявлении своих чувств.
Эта книга — о чувствах. У нас есть две цели: одна из них — понять, почему мы чувствуем то, что мы делаем. Другая цель состоит в том, чтобы научиться управлять нашими чувствами.
Каковы причины боли?
Два вида боли известны людям: физическая боль и эмоциональная. В физическом мире вещей и объектов легко определить источник боли.
|
Человек испытывает физическую боль, так как его ужалила пчела. Посмотрите этот пример: (16:)
А — событие или случай. С — следствие или что человек чувствует. А почти всегда вызывает С в виде физической боли. Пчелы могли ужалить пять человек и все эти люди чувствовали бы боль. У них не было бы выбора.
Физическая боль
А......... | причина | ........ С |
Что случилось | Чувство | |
Пчела ужалила тебя | Боль |
(17:)
Эмоциональная боль
Когда мы испытываем эмоциональную боль, мы думаем что здесь та же связь между причиной и чувствами, что и при проявлении физической боли, то есть А непосредственно является причиной С.
Мы можем думать, что это происходит по тому же пути:
А......... | Мы думаем | ............. С |
1. Джо назвал меня «Коротышкой». | Я чувствовал себя сердитым. | |
2. Тим получил «5»; я получил «3». | Я чувствовал себя расстроенным. | |
3. Анна не пригласила меня на вечеринку. | Я чувствовал себя сердитым, ревнивым. |
Мы думаем, что эти чувства возникают потому, что кого-то из нас обозвали «коротышкой» или не пригласили на вечеринку. Но у нас огромный выбор в проявлении чувств и эмоций. В одной и той же ситуации два человека могут испытывать два различных чувства. Пять человек могут иметь пять различных чувств!
Эмоциональная боль А
Что случилось: Твой учитель не спросил тебя на уроке.
С Чувство | С1 Злость («Это был единственный вопрос, который я знал») | |
С2 Зависть («Теда всегда успевают спросить») | ||
С3 Радость («Спасибо, господи! Я не смог бы ответить») (18:) | ||
С4 Подавленность («Она думает, что я ничего не знаю») | ||
С5 Огорчение («Она никогда меня не спрашивает») |
|
Очевидно, такой гаммы чувств не проявлялось бы, если бы наши реакции на ситуацию были стереотипными, то есть каждый чувствовал бы себя сердитым или счастливым и т.д.
Каковы причины эмоциональной боли? Не А.
Эмоциональная боль
А Что случилось: | Нет причины | С Чувство: |
Кое-что еще вызывает эмоциональную боль.
Действия
Представьте себе несколько ситуаций, которые могут случиться с 4 или 5 людьми, и каждый человек мог бы проявить разные чувства в данных обстоятельствах. Какие чувства возникли у каждого из этих людей и что мог бы думать каждый человек?
А | С |
С1 «__________________________ »: | __________________________ |
С2 «__________________________ »: | __________________________(19:) |
С3 «_____________________________ »: | __________________________ |
С4 «__________________________ »: | __________________________ |
С5 «__________________________ »: | __________________________ |
А | С |
С1 «__________________________ »: | __________________________ |
С2 «__________________________ »: | __________________________ |
С3 «__________________________ »: | __________________________ |
С4 «__________________________ »: | __________________________ |
С5 «__________________________ »: | __________________________ |
(20:)