Проблема предмета исследования эк теор явл одной из спорных в эк науке.Дискуссии по этому поводу продолжаются и до сих пор.Это связано с тем,что эк теор постоянно развивается,зарождаются различные школы,течения,котор по разному определ смысл эк-ки,движущие ее силы и приоритеты.Эк наука возникла в результате посика ответов на вопрос:от чего зависит благосостояние нации.Меркантилисты считали предметом эк теор деятельность,связанную с торговлей и притоком денег в страну.Физиократы основной источник богатства видели в наличии природных ресурсов и сх производстве.Представители классич школы предметом считали науку о богатстве,созданном чел трудом.В 18-19 веках предмет своего исследования эк-ты стали видеть в объяснении того,как в мире огранич ресурсов решаются вопросы:что,как и для кого производить.С этго времени описание механизма функционирования рынка практически полностью охватило область научных интересов экономистов.
Кейнсианцы дополнили стройную теорию рыночного хо-ва панализом эк роли гос-ва.
Предметом исследования марксистов явл эк отношения,возникающие между людьми по поводу производства,расределения,обмена,потребления на различных этапах развития общества.
Современные школы эк теории в основном сошлись на понимании предмета эк теор,заключающегося в изучении поведения людей и их групп в процессе производства,обмена и потребления материальных благ и услуг в целях удовлетворения своих неограниченных потребностях посредством ограниченных ресурсов.
Далее эк теория превратилась в экономикс,учебну дисциплину,объединяющую эк науки,законы бизнеса,механизмы их реализации,методы хозяйствования и эк политику.
|
Экономикс-наука более прикладная и менее абстрактная по сравненю с марксистской. Предмет экономикс представляет собой методологию эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека.
Логика этого подхода состоит в том,что в основе функционирования и развития экономики лежат 2 фундаментальных факта общественной жизни:
-материальные потребности людей безграничны и неутолимы
-эк ресурсы ограничены или редки.
Поэтому каждое общество должно решть 3 проблемы:что производить,как производить и для кого производить.
Содеоржанием предмета является изучение всей совокупности экономич отношений в единстве производственных,технико-экономических и организационно-экономических отношений общества.
Методы экономической теории:
Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.
Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.
Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.
|
Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.
Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.
Эк теор изучает экономику на двух уровнях анализа:микро и макро.
В процессе микроэкономического анализа исследуются конкретные экономические единицы:отдельная отрасль,конкретная фирма,домохозяйство.Этот анализ необходим,что бы рассмотреть специфические компоненты эк системы.
Мкроэкономический анаиз используется для исследования национальной экономики в целом и ее основных составляющих(гос-й сектор,малое предпринимательство),мировой экономики и межгосударственных отношений.Макроэкономика исследует национальное хоз-во как единую систему,поэтому ее предметом выступают отрасли и сферы экономики,хоз-ные связи между ними,развитие нац-го хоз-ва.
поскольку современная эк теор рассматривает нац-е хоз-вов двух плоскостях,можно выделить 2 вторичных предмета:функционирование фирм и домохозяйств,нац-е хоз-во в целом.
ПРОБЛЕМА ВЫбОРА
Экономика — это выбор предпочтительного из возможного.
В каждый данный момент необходимые для хозяйственной деятельности экономические ресурсы ограничены, что ставит объективную границу возможностям производства различных благ и услуг.
|
Тот факт, что отдельная вещь встречается редко или малодоступна, для экономиста не определяется как «ограниченность ресур-сои». Последнее характеризует ситуацию, когда ресурсов не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека. Ограниченность ресурсов имеет место во всех странах: развитых и развивающихся, богатых и бедных. В любой стране люди хотят иметь больше благ и услуг, чем они получают.
В реальной жизни человечество использует далеко не все имеющиеся ресурсы. Иногда ранее используемые ресурсы могут превратиться в «лишние» и ненужные. Например, избыток рабочей силы в периоды экономического спада производства. Но это не отменяет того факта, что на данный момент имеется определенное количество экономических ресурсов и не больше.
«Ограниченность ресурсов» часто называют редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т. д. Неслучайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше хочется!»
Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы (например, полезные ископаемые) не только ограничены, но и невоспроизводимы. Сегодня человечество не знает, как восстановить их запасы. Другие экономические ресурсы воспроизводимы. Так, на месте вырубленного сада можно посадить новые фруктовые деревья. Правда, для того, чтобы они выросли, потребуется 5—10 лет.
Экономические ресурсы с точки зрения их роли в процессе производства принято делить на три вида: трудовые, природные и инвестиционные. К трудовым ресурсам относятся люди, их рабочая сила; к природным — земля, ее недра, леса и воды; к инвестиционным — средства производства, которые образуют капитал. Без наличия всех трех видов ресурсов процесс производства невозможен.
Поскольку мы не можем иметь все, что хотим, нам приходится выбирать исходя из наших возможностей. Выбирая, мы вынуждены от чего-то отказаться, т. е. принести некую жертву, чтобы реализовать принятое решение.
Вопрос 3.