Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина реализуется в рамках вариативнойчасти.
Для освоения дисциплины необходимы компетенции, формируемые параллельно в рамках изучения следующих дисциплин: «Основы менеджмента», «Психофизиология профессиональной деятельности», «Основы теории управления», «Основы управления персоналом», «Введение в управление персоналом».
Освоение дисциплины «Организационное поведение» в соответствии с предлагаемой программой позволит студентам получить базовые знания для дальнейшего активного восприятия материала по дисциплинам: «Управление персоналом организации», «Управление социальным развитием организации», «Персональный брендинг», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Управление конфликтами».
Дисциплина изучается по заочной форме обучения на 1 курсе 2 семестре – 2 курсе 1 семестре.
3. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 5 зачетных единиц (з.е.), 180 академических часов.
Объем дисциплины | Всего часов |
Заочная форма обучения | |
Общая трудоемкость дисциплины | |
Учебных часов на контактную работу с преподавателем: | |
лекций | |
практических | |
лабораторных | |
контроль самостоятельной работы (КСР) | |
Учебных часов на самостоятельную работу обучающихся (СРС) | |
Учебных часов на контроль: | |
экзамен |
4. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
|
Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Заочная форма (Очно-заочная форма)
№ п/п | Наименование раздела /темы дисциплины | Общая трудоёмкость всего (в часах) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | ||||
Контактная работа с преподавателем | СРС | ||||||
Лек | Сем/Пр | Лаб | КСР | ||||
1 семестр | |||||||
1. | Основы теории организационного поведения | ||||||
1.1. | Введение в организационное поведение | ||||||
1.2. | Теории поведения человека в организации | ||||||
2. | Личностный и групповой фактор в организационной культуре | ||||||
2.1. | Личность и организация | ||||||
2.2. | Формирование группового поведения в организации | ||||||
2.3. | Мотивация и результативность организации | ||||||
Итого за 1 семестр: | |||||||
2 семестр | |||||||
3. | Руководство и лидерство в организационном поведении | ||||||
3.1. | Методы руководства и управление поведением организации. | ||||||
3.2. | Лидерство в организации. | ||||||
Организационные коммуникации и конфликты | |||||||
4.1.. | Коммуникативное поведение в организации | ||||||
4.2. | Организационные конфликты. | ||||||
Итого за 2 семестр: | |||||||
Итого: |
|
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Лекционный курс
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание |
1. | Основы теории организационного поведения | |
1.1. | Введение в организационное поведение | Понятие организации и организационного поведения. Организационное поведение как научная и прикладная дисциплина. История становления организационного поведения как науки. Проблемы, решаемые специалистами организационного поведения на современном этапе. Проблемы организационного поведения на российских предприятиях. |
1.2. | Теории поведения человека в организации | Природа организаций: целенаправленность и организационная власть как два основания организации. Основные характеристики организаций. Классические теории организации: научный менеджмент Ф. Тейлора организационные принципы А. Файоля, бюрократическая теория организации М. Вебера; организационная теория Л. Гьюлика – Л. Урвика. Организационная концепция «человеческих отношений»: взгляды на организацию Э. Мэйо; подход Д. Макрегора; теория К. Аджириса; организационная система Р. Ликерта; подход В. Бенниса. Ситуационные теории организации: ситуационные подход Дж. Вудворд. Управление организацией как искусство. |
2. | Личностный и групповой фактор в организационной культуре | |
2.1. | Личность и организация | Понятия: индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. Методы и методики исследования особенностей личности в организации. Понятие личности. Теории личности: фрейдизм, аналитическая психология К.Юнга, бихевиоризм, структурные теории личности (Г. Оллпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк. Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида: авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, склонность к риску, догматизм. Проблема нормы и патологии в организационном поведении: явная и скрытая акцентуации. |
2.2. | Формирование группового поведения в организации | Индивид в группе. Формирование групп. Классификация групп в организации. Стадии развития группы. Групповые процессы. Групповое давление и конформизм. Групповая сплоченность и совместимость. Структура группы. Статус: источники статуса, функции статуса, соответствие статусов. Роли. Ролевая идентификация. Групповые (ролевые) ожидания. Ролевой конфликт. Групповые нормы. Групповые санкции. Ситуационные переменные, влияющие на групповое поведение: личностные особенности членов группы, размер группы, неоднородность группы. |
2.3. | Мотивация и результативность организации | Понятия: потребности, мотивы, мотивация. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, теория мотивации К.Альдерфера, теория Х-У Д.МакГрегор, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания; целевая теория мотивации, модификация поведения. Система мотивации персонала в организации. Формы мотивации персонала: материальная, нематериальная; положительная, отрицательная; внешняя, внутренняя; общекорпоративная, групповая, индивидуальная; самомотивация. Особенности внутренних и внешних мотивов деятельности. Мотивация деятельности руководителя. Особенности постановки цели как фактор мотивации. Вознаграждение и наказание в системе мотивации организационного поведения людей. Методики выявления потребностей и мотивации персонала. Программы и методы стимулирования деятельности работников |
3. | Руководство и лидерство в организационном поведении | |
3.1. | Методы руководства и управление поведением организации. | Управление, руководство. Стили руководства. Управленческие ориентации и управленческие отношения (по Ю.Д. Красовскому). Особенности гендерных различий в руководстве. Феномен власти. Общая классификация оснований власти: власть поощрения, власть силы (насилие), должностная власть; экспертная власть, референтная власть, информационная власть. Тактические приемы в использовании власти: запугивание, лесть, подчеркивание общности, самореклама, подчеркивание своих должностных полномочий, завоевывание благосклонности в расчете на взаимность, порождение чувства вины, демонстрация эффективного контроля. Основные функции управленческой деятельности: целеполагание, планирование, организация, координация, стимулирование, контроль. |
3.2. | Лидерство в организации. | Понятия: лидерства, лидер. Типы лидеров.Теории лидерства. Структурные теории. Поведенческий подход: эксперименты К.Левина, исследования Мичиганского университета; управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Моутон. Ситуационный подход: теория лидерства Д.Мисуми, ситуационная модель лидерства Ф.Фидлера, ситуационная теория Херли-Бланшара. Нормативная модель лидерства Врума–Йеттона-Яго. Лидерские качества личности. Методы изучения лидерства в группе. Психологические требования к менеджеру-лидеру. Условия превращения менеджера в лидера. |
Организационные коммуникации и конфликты | ||
4.1. | Коммуникативное поведение в организации | Понятие общения. Функции общения в организационном поведении: коммуникативная, регулятивная, перцептивная. Коммуникативная функция общения: понятие коммуникации как связи в ходе которой осуществляется обмен информацией; структура коммуникативного акта. Виды информационных потоков: нисходящие, восходящие, горизонтальные. Коммуникативные барьеры: физические, семантические, личностные и др. Условия эффективной коммуникации: внимание со стороны адресата, понимание содержания сообщения, принятие сообщения адресата. Неформальное общение в организации. Вербальные средства коммуникации: говорение написание. Умение слушать. Невербальные средства коммуникации. Регулятивная функция общения. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция; согласие и конфликт; приспособление и оппозиция; ассоциация и диссоциация и т.д. Формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая. Перцептивная функция общения. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция, аттракция, установка. Эффекты межличностного восприятия: эффект ореола (гала-эффект»), «новизны» и «первичности», «проекции» или «стереотипизации»; точность межличностной перцепции; межличностная аттракция; обратная связь. |
4.2. | Организационные конфликты. | Общие понятия о конфликтах в организации. Представление о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития. Цикл конфликта. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Стратегии поведения в конфликтах. Структурные методы управления конфликтом. |
|
Курс практических (семинарский) занятий
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание |
1. | Основы теории организационного поведения | |
1.1. | Введение в организационное поведение | 1. Понятие организации и организационного поведения. 2. Организационное поведение как научная и прикладная дисциплина. История становления организационного поведения как науки. 3. Проблемы, решаемые специалистами организационного поведения на современном этапе. 4. Проблемы организационного поведения на российских предприятиях. |
1.2. | Теории поведения человека в организации | 1. Природа организаций: целенаправленность и организационная власть как два основания организации. 2. Основные характеристики организаций. 3. Классические теории организации: научный менеджмент Ф. Тейлора организационные принципы А. Файоля, бюрократическая теория организации М. Вебера; организационная теория Л. Гьюлика – Л. Урвика. 4. Организационная концепция «человеческих отношений»: взгляды на организацию Э. Мэйо; подход Д. Макрегора; теория К. Аджириса; организационная система Р. Ликерта; подход В. Бенниса. 5. Ситуационные теории организации: ситуационные подход Дж. Вудворд. Управление организацией как искусство. |
2. | Личностный и групповой фактор в организационной культуре | |
2.1. | Личность и организация | 1. Понятия: индивид, личность, индивидуальность. 2. Структура личности. 3. Методы и методики исследования особенностей личности в организации. 4. Понятие личности. Теории личности: фрейдизм, аналитическая психология К.Юнга, бихевиоризм, структурные теории личности (Г. Оллпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк. 5. Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида: авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, склонность к риску, догматизм. 6. Проблема нормы и патологии в организационном поведении: явная и скрытая акцентуации. |
2.2. | Формирование группового поведения в организации | 1. Индивид в группе. Формирование групп. 2. Классификация групп в организации. 3. Стадии развития группы. Групповые процессы. Групповое давление и конформизм. Групповая сплоченность и совместимость. 4. Структура группы. 5. Статус: источники статуса, функции статуса, соответствие статусов. 6. Роли. Ролевая идентификация. Групповые (ролевые) ожидания. Ролевой конфликт. 7. Групповые нормы. Групповые санкции. 8. Ситуационные переменные, влияющие на групповое поведение: личностные особенности членов группы, размер группы, неоднородность группы. |
2.3. | Мотивация и результативность организации | 1. Понятия: потребности, мотивы, мотивация. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, теория мотивации К.Альдерфера, теория Х-У Д.МакГрегор, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания; целевая теория мотивации, модификация поведения. 2. Система мотивации персонала в организации. Формы мотивации персонала: материальная, нематериальная; положительная, отрицательная; внешняя, внутренняя; общекорпоративная, групповая, индивидуальная; самомотивация. 3. Особенности внутренних и внешних мотивов деятельности. Мотивация деятельности руководителя. Особенности постановки цели как фактор мотивации. Вознаграждение и наказание в системе мотивации организационного поведения людей. 4. Методики выявления потребностей и мотивации персонала. Программы и методы стимулирования деятельности работников. |
3. | Руководство и лидерство в организационном поведении | |
3.1. | Методы руководства и управление поведением организации. | 1. Управление, руководство. Стили руководства. Управленческие ориентации и управленческие отношения (по Ю.Д. Красовскому). Особенности гендерных различий в руководстве. 2. Феномен власти. Общая классификация оснований власти: власть поощрения, власть силы (насилие), должностная власть; экспертная власть, референтная власть, информационная власть. 3. Тактические приемы в использовании власти: запугивание, лесть, подчеркивание общности, самореклама, подчеркивание своих должностных полномочий, завоевывание благосклонности в расчете на взаимность, порождение чувства вины, демонстрация эффективного контроля. 4. Основные функции управленческой деятельности: целеполагание, планирование, организация, координация, стимулирование, контроль. |
3.2. | Лидерство в организации. | 1. Понятия: лидерства, лидер. 2.Типы лидеров. 3. Теории лидерства. Структурные теории. Поведенческий подход: эксперименты К.Левина, исследования Мичиганского университета; управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Моутон. Ситуационный подход: теория лидерства Д.Мисуми, ситуационная модель лидерства Ф.Фидлера, ситуационная теория Херли-Бланшара. Нормативная модель лидерства Врума–Йеттона-Яго. 4. Лидерские качества личности. 5. Методы изучения лидерства в группе. 6. Психологические требования к менеджеру-лидеру. Условия превращения менеджера в лидера. |
Организационные коммуникации и конфликты | ||
4.1. | Коммуникативное поведение в организации | 1. Понятие общения. 2. Функции общения в организационном поведении: коммуникативная, регулятивная, перцептивная. Коммуникативная функция общения: понятие коммуникации как связи в ходе которой осуществляется обмен информацией; структура коммуникативного акта. 3. Виды информационных потоков: нисходящие, восходящие, горизонтальные. 4. Коммуникативные барьеры: физические, семантические, личностные и др. Условия эффективной коммуникации: внимание со стороны адресата, понимание содержания сообщения, принятие сообщения адресата. Неформальное общение в организации. 5. Вербальные средства коммуникации: говорение написание. Умение слушать. Невербальные средства коммуникации. Регулятивная функция общения. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция; согласие и конфликт; приспособление и оппозиция; ассоциация и диссоциация и т.д. Формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая. 6. Перцептивная функция общения. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция, аттракция, установка. Эффекты межличностного восприятия: эффект ореола (гала-эффект»), «новизны» и «первичности», «проекции» или «стереотипизации»; точность межличностной перцепции; межличностная аттракция; обратная связь. |
4.2. | Организационные конфликты. | 1. Общие понятия о конфликтах в организации. 2. Представление о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития. 3. Цикл конфликта. 4. Типы конфликтов. 5. Причины конфликтов. 6. Стратегии поведения в конфликтах. 7. Структурные методы управления конфликтом. |
Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Основные формы самостоятельной работы:
– подготовка вопросов для самостоятельного изучения, используя лекции и дополнительную литературу;
– подготовка к практическим занятиям по вопросам, вынесенным на обсуждение к каждой теме;
– подготовка к тестированию и контрольной работе;
– подготовка курсовой работы.
Вопросы для самостоятельного изучения:
№ | Наименование раздела /темы дисциплины | Содержание |
1. | Основы теории организационного поведения | |
1.1. | Введение в организационное поведение | 1. Понятие организации и организационного поведения. 2. Организационное поведение как научная и прикладная дисциплина. История становления организационного поведения как науки. 3. Проблемы, решаемые специалистами организационного поведения на современном этапе. 4. Проблемы организационного поведения на российских предприятиях. |
1.2. | Теории поведения человека в организации | 1. Природа организаций: целенаправленность и организационная власть как два основания организации. 2. Основные характеристики организаций. 3. Классические теории организации: научный менеджмент Ф. Тейлора организационные принципы А. Файоля, бюрократическая теория организации М. Вебера; организационная теория Л. Гьюлика – Л. Урвика. 4. Организационная концепция «человеческих отношений»: взгляды на организацию Э. Мэйо; подход Д. Макрегора; теория К. Аджириса; организационная система Р. Ликерта; подход В. Бенниса. 5. Ситуационные теории организации: ситуационные подход Дж. Вудворд. Управление организацией как искусство. |
2. | Личностный и групповой фактор в организационной культуре | |
2.1. | Личность и организация | 1. Понятия: индивид, личность, индивидуальность. 2. Структура личности. 3. Методы и методики исследования особенностей личности в организации. 4. Понятие личности. Теории личности: фрейдизм, аналитическая психология К.Юнга, бихевиоризм, структурные теории личности (Г. Оллпорт, Р. Кеттелл, Г. Айзенк. 5. Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида: авторитаризм, макиавеллизм, локус контроля, ориентация на достижения, склонность к риску, догматизм. 6. Проблема нормы и патологии в организационном поведении: явная и скрытая акцентуации. |
2.2. | Формирование группового поведения в организации | 1. Индивид в группе. Формирование групп. 2. Классификация групп в организации. 3. Стадии развития группы. Групповые процессы. Групповое давление и конформизм. Групповая сплоченность и совместимость. 4. Структура группы. 5. Статус: источники статуса, функции статуса, соответствие статусов. 6. Роли. Ролевая идентификация. Групповые (ролевые) ожидания. Ролевой конфликт. 7. Групповые нормы. Групповые санкции. 8. Ситуационные переменные, влияющие на групповое поведение: личностные особенности членов группы, размер группы, неоднородность группы. |
2.3. | Мотивация и результативность организации | 1. Понятия: потребности, мотивы, мотивация. Содержательные теории мотивации: теория мотивации А.Маслоу, теория мотивации К.Альдерфера, теория Х-У Д.МакГрегор, двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Процессуальные теории мотивации: теория подкрепления мотивов, теория ожидания; целевая теория мотивации, модификация поведения. 2. Система мотивации персонала в организации. Формы мотивации персонала: материальная, нематериальная; положительная, отрицательная; внешняя, внутренняя; общекорпоративная, групповая, индивидуальная; самомотивация. 3. Особенности внутренних и внешних мотивов деятельности. Мотивация деятельности руководителя. Особенности постановки цели как фактор мотивации. Вознаграждение и наказание в системе мотивации организационного поведения людей. 4. Методики выявления потребностей и мотивации персонала. Программы и методы стимулирования деятельности работников. |
3. | Руководство и лидерство в организационном поведении | |
3.1. | Методы руководства и управление поведением организации. | 1. Управление, руководство. Стили руководства. Управленческие ориентации и управленческие отношения (по Ю.Д. Красовскому). Особенности гендерных различий в руководстве. 2. Феномен власти. Общая классификация оснований власти: власть поощрения, власть силы (насилие), должностная власть; экспертная власть, референтная власть, информационная власть. 3. Тактические приемы в использовании власти: запугивание, лесть, подчеркивание общности, самореклама, подчеркивание своих должностных полномочий, завоевывание благосклонности в расчете на взаимность, порождение чувства вины, демонстрация эффективного контроля. 4. Основные функции управленческой деятельности: целеполагание, планирование, организация, координация, стимулирование, контроль. |
3.2. | Лидерство в организации. | 1. Понятия: лидерства, лидер. 2.Типы лидеров. 3. Теории лидерства. Структурные теории. Поведенческий подход: эксперименты К.Левина, исследования Мичиганского университета; управленческая решетка Р.Блейка и Дж. Моутон. Ситуационный подход: теория лидерства Д.Мисуми, ситуационная модель лидерства Ф.Фидлера, ситуационная теория Херли-Бланшара. Нормативная модель лидерства Врума–Йеттона-Яго. 4. Лидерские качества личности. 5. Методы изучения лидерства в группе. 6. Психологические требования к менеджеру-лидеру. Условия превращения менеджера в лидера. |
Организационные коммуникации и конфликты | ||
4.1. | Коммуникативное поведение в организации | 1. Понятие общения. 2. Функции общения в организационном поведении: коммуникативная, регулятивная, перцептивная. Коммуникативная функция общения: понятие коммуникации как связи в ходе которой осуществляется обмен информацией; структура коммуникативного акта. 3. Виды информационных потоков: нисходящие, восходящие, горизонтальные. 4. Коммуникативные барьеры: физические, семантические, личностные и др. Условия эффективной коммуникации: внимание со стороны адресата, понимание содержания сообщения, принятие сообщения адресата. Неформальное общение в организации. 5. Вербальные средства коммуникации: говорение написание. Умение слушать. Невербальные средства коммуникации. Регулятивная функция общения. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция; согласие и конфликт; приспособление и оппозиция; ассоциация и диссоциация и т.д. Формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая. 6. Перцептивная функция общения. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, рефлексия, атрибуция, аттракция, установка. Эффекты межличностного восприятия: эффект ореола (гала-эффект»), «новизны» и «первичности», «проекции» или «стереотипизации»; точность межличностной перцепции; межличностная аттракция; обратная связь. |
4.2. | Организационные конфликты. | 1. Общие понятия о конфликтах в организации. 2. Представление о конфликте как проявлении противоречий и источнике развития. 3. Цикл конфликта. 4. Типы конфликтов. 5. Причины конфликтов. 6. Стратегии поведения в конфликтах. 7. Структурные методы управления конфликтом. |
Реферат.
Реферат должен отвечать следующим основным требованиям:
– демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников (монографий, статей);
– показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;
– проводить оценку отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;
– предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;
– содержать определения и уточнения основных понятий и положений рассматриваемой проблемы;
– содержать выводы и рекомендации.
При выборе темы реферата студент должен исходить как из собственных научных интересов, так и из актуальности и практической значимости рассматриваемой проблемы.
Примерный объем реферата 20 печатных страниц.
Примерная структура реферата.
Введение. Здесь обосновывается выбор темы, формулируются цели и задачи.
Теоретическая часть. В ней содержится: анализ основных отечественных и зарубежных источников, использованных при работе над рефератом, раскрытие или уточнение содержания основных понятий и положений исследуемой проблемы, оценка степени теоретической и методической разработки отдельных аспектов рассматриваемой проблемы.
Практическая часть. В этом разделе должна отражаться последовательность (алгоритм) расчетов, иллюстрация теоретических положений, соответствующих статистическим материалам.
Заключение. В нем должны содержаться выводы, полученные автором в процессе работы над рефератом.
Реферат должен содержать сноски на использованную литературу, перечень которой дается в приложении.
Примерная тематика рефератов по дисциплине «Организационное поведение»:
1. Понятие организации и организационного поведения. Уровни анализа организационного поведения: организационный, групповой, индивидуальный.
2. История становления организационного поведения как науки.
3. Проблемы, решаемые специалистами организационного поведения на современном этапе.
4. Проблемы организационного поведения на российских предприятиях.
5. Классические теории организации. Организационные концепции «человеческих отношений. Ситуационные теории организации.
6. Психологические концепции организационного поведения человека: психоаналитическая теория, бихевиоризм; когнитивизм; гуманистическая психология, теория деятельности.
7. Понятия: индивид, личность, индивидуальность. Личностные характеристики, влияющие на организационное поведение индивида. Акцентуации характера.
8. Влияние ситуации на организационное поведение людей. Отношение к работе. Удовлетворенность работой.
9. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
10. Формы мотивации персонала. Особенности внутренних и внешних мотивов деятельности.
11. Мотивация и самомотивациядеятельности руководителя.
12. Особенности постановки цели как фактор мотивации. Вознаграждение и наказание в системе мотивации организационного поведения людей.
13. Программы и методы стимулирования деятельности работников.
14. Понятие и функции общения в организации. Коммуникативная функция общения.
15. Вербальные и невербальные средства коммуникации.
16. Регулятивная и перцептивная функции общения. Механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, аттракция).
17. Эффекты межличностного восприятия (эффект ореола – гало-эффект, «новизны» и «первичности», «проекции», «стереотипизации» и др.).
18. Понятие «принятие решений». Виды решений: непрограммируемые, программируемые.
19. Модели процесса принятия решений.
20. Групповое принятие решения: преимущества и недостатки. Методы стимуляция принятия эффективного решения в группе.
Список литературы для подготовки к самостоятельной работе:
Основная учебная литература:
1. Басенко, В.П. Организационное поведение: учебное пособие / В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А.А. Романов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016. - 381 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-01312-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453255.
2. Джордж Дж. М., Организационное поведение: Основы управления: учебное пособие / Джордж Дж. М., Г.Р. Джоунс; пер. В.Н. Егоров. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 460 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00512-1; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114431.
3. Шапиро, С.А. Практикум по дисциплине «Организационное поведение»: учебное пособие / С.А. Шапиро, Е.А. Иглицкая. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 104 с.: табл. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-8207-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469697.
Дополнительная учебная литература:
1. Козлова, А.М. Организационное поведение. Для руководителей: пособие / А.М. Козлова. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 319 с.: ил. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4458-2505-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=139768.
2. Красовский, Ю.Д. Организационное поведение: учебник / Ю.Д. Красовский. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 487 с.: схем., ил., табл. - Библиогр.: с. 469-470. - ISBN 978-5-238-02186-7; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116632.
3. Семенов, А.К. Организационное поведение: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. - 272 с.: табл., схемы - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-02482-5; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=421710.