Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности.
Ввиду того, что современная экономическая жизнь предприятий крайне сложна, на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов. Причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может, только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль. В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию изготовленную данным предприятием, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно следить за финансовым положением, правильно организовывать производственнуюдеятельность и прослеживать экономические показатели.
Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей.
|
Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях.
Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов.
При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а также с данными других организаций.
Термин рентабельность ведет свое происхождение от «рента», что в буквальном смысле означает доход.
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) − это показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
По мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы.
Рентабельность означает процентное? отношение суммы полученной прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда и т.д.
В отличие от прибыли, рентабельность характеризует эффективность финансовой деятельности организации, независимо от размеров и характера экономической деятельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными ил и потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
|
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1. Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов.
1) Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) Р3 (рентабельность продукции) исчисляется путем отношения прибыли от реализации (ПР), или чистой прибыли (ЧП) к себестоимости реализованной продукции.
Рз = ПР (ЧП) х100 / СС
Показатель рентабельность продукции, рассчитанный по такому подходу, характеризует эффективность использования средств, использованных в процессе производства, а именно, сколько предприятие получает прибыли с каждого рубля, затраченного на выполнение определенного вида деятельности. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность продукции, рассчитанная в целом по данной организации, зависит от трех факторов:
- от изменения структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции;
- изменение себестоимости продукции оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции;
- изменение среднего уровня реализационных цен. Этот фактор оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции.
2) Рентабельность инвестиций – отношение прибыли или величины чистого денежного дохода (ЧДД) к сумме инвестиций.
|
Ри = ЧП (ЧДД) х 100 / КВ
КВ – сумма капиталовложений (инвестиций).
2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж;
Рентабельность продаж (реализации, оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации (ПР) или чистой прибыли (ЧП) на сумму полученной выручки (ВР).
Рпр = ПР (ЧП) х100 / ВР
Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель широко применяется в рыночной экономике; рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.
Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.
Рассмотрим порядок факторного анализа показателя рентабельности продаж. Предполагая, что структура продукции осталась неизменной, определим влияние на рентабельность продаж двух факторов:
- изменение цены на продукцию;
- изменение себестоимости продукции.
Обозначим рентабельность продаж базисного и отчетного периода соответственно как: Ро и Р1.
Тогда получим следующие формулы, выражающие рентабельность продаж:
Ро = ПРо / ВРо Р1 = ПР1 / ВР1
Представив прибыль как разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, получили эти же формулы в преобразованном виде:
Ро = (ВРо – ССо) / ВРо Р1 = (ПР1 – СС1) / ВР1
∆Р = Р1 - Ро
Условные обозначения:
- ПР - прибыль от реализации продукции, работ, услуг;
- ВР – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
- СС - себестоимость продукции (работ, услуг);
∆Р — изменение (приращение) рентабельности продаж за анализируемый период.
Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим в обобщенном виде влияние первого фактора — 1) изменения цены на продукцию — на показатель рентабельности продаж.
1) ∆Рц = ВР1 – ССо - ВРо - ССо
ВР1 ВРо
Затем исчислим влияние на рентабельность продаж второго фактора — изменения себестоимости продукции.
2) ∆Рсс = ВР1 – СС1 - ВР1 – ССо
ВР1 ВР1
∆Рц — изменение рентабельности за счет изменения цены на продукцию;
∆Рсс — изменение рентабельности за счет изменения себестоимости продукции.
Общее влияние двух факторов (баланс факторов) равняется изменению рентабельности по сравнению с ее базисной величиной:
∆Р = ∆Рц + ∆Рсс,
Итак, повышение рентабельности продаж достигается повышением цен на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости реализуемой продукции. Если в структуре реализуемой продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов изделий, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж.
Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции.
3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
1) Рентабельность активов - это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, деленная на среднюю величину активов; получившееся умножаем на 100%.
Ра = ЧП х 100 /Аср Аср = (А н.г. + А к.г.) / 2
Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде.
2) Рентабельность основных средств – отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости основных средств.
Р ос = ЧП х 100 % / ОСср