Сатсанга
Каким образом мы выполняем бескорыстное служение? Какие должны быть у нас мотивы? К чему мы должны стремиться? Что мы предпринимаем для того, чтобы сделать свое служение Кришне, старшим, равным и младшим вайшнавам более личностным и полным заботы? В каком настроении следует служить непреданным?
Киртан
Цель киртана – обрести Кришна-прему, поэтому во время пения мы должны стремиться найти прибежище под сенью лотосных стоп Господа Кришны и служить Ему. Киртан предназначен для удовлетворения Господа, а не для нашего собственного удовлетворения. Поэтому во время киртана мы должны медитировать на то, как углубить свою любовь и преданность Кришне, чтобы Он мог воцариться в нашем сердце. Очень важно, чтобы преданный, который ведет киртан, находился в таком медитативном состоянии. Тогда его эмоции и ощущения будут передаваться окружающим.
Прослушайте в течение пяти минут киртан Шрилы Прабхупады. Затем один из лидеров может сам начать киртан. Сосредоточьтесь на святом имени и на умонастроении служения Кришне. Во время киртана ведущий может играть на караталах. Киртан должен продолжаться около 15 минут.
После киртана попросите собравшихся поделиться своими впечатлениями. Насколько медитативным было их состояние? Как сделать киртан лучше? Сравните пение ведущего с записями на диске. Следует ли ведущему что-то улучшить в своем исполнении?
Джапа
«Святое имя нужно повторять для того, чтобы доставить удовольствие Верховному Господу, а не для удовлетворения собственных чувств или для того, чтобы с его помощью заработать себе на жизнь. Если отношение человека к повторению святого имени не осквернено корыстными мотивами, то, даже если он происходит из семьи собакоедов, такой человек достоин славы, ибо он не только сумел очистить самого себя, но и может принести освобождение другим. Он способен убедить других людей в необходимости повторения трансцендентного имени, как это делал Tхакур Харидас. Tхакур Харидас родился в мусульманской семье, но, поскольку он повторял святое имя Верховного Господа без оскорблений, Господь Чайтанья присвоил ему титул ачарьи (учителя и проповедника) святого имени Господа. И то, что он родился в семье, где не соблюдались ведические предписания, не имело никакого значения».
|
Бхаг., 3.33.7, комментарий.
«Когда мы повторяем маха-мантру Харе Кришна, мы тем самым говорим: «Харе! О энергия Господа! О мой Господь Кришна!» Мы просто обращаемся к Господу и Его духовной энергии: к Радхе и Кришне, Сите и Раме, или Лакшми и Нараяне. Преданные всегда молятся Господу и Его внутренней энергии (супруге), чтобы те заняли их трансцендентным любовным служением. Когда обусловленная душа получает доступ к своей истинной духовной энергии и полностью предается лотосным стопам Господа, она ищет возможность служить Богу, ибо служение Богу – естественное состояние живого существа».
Ч.-ч., Мадхья 22.16
Как явствует из приведенных выше цитат, стать уполномоченным лидером нетрудно – для этого надо найти прибежище в святом имени. Шрила Прабхупада и гуру ИСККОН неустанно повторяют наставление Господа Чайтаньи Махапрабху о том, что проповедовать должен каждый. Это – очень важное служение Верховной Личности Бога. Если мы будем молить Господа: «Пожалуйста, позволь мне стать хорошим лидером Бхакти-Врикши, помоги мне повсеместно распространить Твою миссию и позволь как можно большему количеству людей обрести сознание Кришны», то наше повторение святого имени будет проникнуто умонастроением служения Господу. Так мы разовьем вкус к повторению святого имени и обретем умиротворение, поскольку наш ум будет находиться в молитвенном состоянии и настроении служения.
|
Мы также заметим, что наше служение в Бхакти-Врикше улучшится как в качественном, так и в количественном отношении.
Тогда мы сможем сосредоточиться на тех наставлениях и духовных обязанностях в Бхакти-Врикше, которые получили от старших, и молить Господа Кришну помочь нам в достижении этой цели. Таким образом, наша собственная джапа станет более медитативной, и мы даже будем с нетерпением станем ждать того момента, когда сможем снова взяться за четки! Это избавит нас от материальных желаний и оставит у нас лишь одно духовное желание служить Кришне.
Взаимность со стороны Господа, которую мы ощущаем благодаря такому воспеванию, укрепляет нашу веру в Него и усиливает желание служить Ему как можно лучше. По мере роста количества и качества нашего служения вкус к повторению святого имени становится все сильнее.
Обретая духовные плоды воспевания, мы чувствуем блаженство. Развив непоколебимую веру в Кришну, мы избавляемся от материальных беспокойств и получаем все больше и больше полномочий от Господа Чайтаньи Махапрабху.
Бхакти-Врикша особенно дорога Господу Чайтанье, поскольку подразумевает личное служение преданным.
|
Прочитайте вместе один круг джапы, молясь о том, чтобы ваше служение в Бхакти-Врикше было успешным.
Прочитав круг, преданные могут поделиться своим опытом и мыслями о том, как улучшить качество своей джапы.
Искусство ведения Бхакти-Врикши
Прежде чем начать собственную группу, потенциальный лидер должен подготовиться к этому.
Прежде всего, он должен задуматься о том, насколько серьезно его желание стать лидером группы Бхакти-Врикши. Как он это себе представляет? Какое благо надеется из этого извлечь и насколько готов посвятить себя этому служению? Кроме того, ему следует поставить перед собой четкие цели: сколько будущих лидеров он хочет подготовить и т.д.
Пусть каждый потенциальный лидер письменно ответит на следующие вопросы:
1) Каковы ваши материальные цели на ближайшие 10 лет
(семья, карьера, здоровье, финансы, положение в обществе и т.д.)
2) Каковы духовные цели у вас и членов вашей семьи?
3) Чего вы хотите достичь как лидер Бхакти-Врикши?
Попросите потенциальных лидеров по очереди зачитать свои ответы. Важно, чтобы вы знали и понимали цели каждого из выступающих и принимали их такими, как они есть.
Ваша задача будет заключаться в том, чтобы по мере сил помогать им осуществить желаемое, особенно в том, что связано с их служением лидеров Бхакти-Врикши.
Когда их основные цели будут определены, им будет проще планировать, как начать группу Бхакти-Врикши.
«……нашим лидерам необходимо быть очень осторожными, чтобы не погубить дух вдохновенного служения, который имеет индивидуальную, спонтанную и добровольную природу. Они должны постараться создать такую атмосферу, которая позволяет преданным раскрывать свой потенциал и преодолевать трудности, вдохновляет на дальнейший рост. Это и есть искусство менеджмента – делать так, чтобы у преданных возникало спонтанное желание сделать что-то для Кришны с любовью».
Письмо Шрилы Прабхупады Карандхаре, 22 декабря 1972 г.
Потенциальные лидеры должны иметь собственное видение программы Бхакти-Врикши. Собственное – значит не просто услышанное от кого-то, а в полной мере разделяемое ими самими. Если у потенциальных лидеров возникают какие-либо сомнения относительно этого видения, они должны обратиться за советом к действующему лидеру и эти сомнения преодолеть. Только тогда они будут полны энтузиазма делать все необходимое, чтобы участники их группы преуспели в сознании Кришны и сами стали лидерами.
Отчет
Возьмите форму отчета о проведении группы Бхакти-Врикши и раздайте ее потенциальным и действующим лидерам Бхакти-Врикши. Попросите действующих лидеров заполнить форму, а также написать несколько слов о каждом из участников. Соберите заполненные формы.
Попросите каждого из лидеров рассказать, какие особые мероприятия, наподобие семинара шикши, джапа-марафона или пикника, они запланировали на ближайшие несколько недель.
Поинтересуйтесь, как они будут проводить эти программы. Кроме того, группы должны собираться вместе на такие мероприятия, как вьюха, семинар по шикше и т.д.
Также обсудите, в каких проповеднических программах вы планируете принять участие в ближайшие недели и месяцы. Старшие лидеры, например, лидеры секторов, должны определить, в каких группах и на каких встречах такие программы могут проводиться раз в месяц, раз в две недели или раз в неделю. Проведением проповеднических программ должны заниматься старшие лидеры, но лидеры групп и старшие члены групп тоже обучаются этому, регулярно участвуя в качестве помощников. Тех, кто проявил серьезную заинтересованность на проповеднической программе, можно направлять непосредственно в группы Бхакти-Врикши. Остальные тоже будут духовно развиваться, но не так быстро.
Таким образом, общины будут непрерывно расти, что позволит преданными с разным уровнем ответственности и заинтересованности сотрудничать и помогать друг другу в служении.
Прасад
В зависимости от времени и обстоятельств, прасад можно подать как в начале, так и в конце или середине программы.
НЕДЕЛЯ 2
Сатсанга
В чем проявляется наше сострадание к тем, кто нас окружает? Где проходит грань между состраданием и сентиментальной привязанностью? Как мы можем постоянно контролировать себя на предмет того, что нами сейчас движет – сантименты или подлинное сострадание? Как нам развить подобающие, близкие, личностные, духовные взаимоотношения?
Киртан
Прочитайте вслух следующий отрывок:
Нароттама дас Тхакур (1466(?)–?), известный также под именем Тхакур Махашая, является одним из святых в традиции Гаудия-вайшнавизма. Он распространил вайшнавское учение бхакти в Ориссе, Бенгалии и за их пределами. Нароттама дас был сыном царя Кришнананды Датты и царицы Нараяни деви, живших в Гопалпур Паргане в округе Раджшахи в Бангладеш. По мнению некоторых биографов, после смерти своего отца Нароттама дас передал бразды правления царством старшему сыну своего дяди по отцовской линии, после чего ушел во Вриндаван.
Жизнеописание Нароттамы даса приведено в Према-виласе. Во Вриндаване Нароттаму даса встретили Рупа Госвами и Санатана Госвами. Нароттама дас получил посвящение у Локанатхи Госвами, который затем направил его на обучение к Дживе Госвами. Вместе с другими садху (святыми) Нароттама дас отправился в Бенгалию распространять литературу о преданном служении среди широкого круга людей.
Нароттама дас известен благодаря своим поэтическим произведениям о преданном служении, где он очень эмоционально выражает свои сокровенные чувства к Радхе и Кришне. Его молитвы Шри Рупа Манджари Пада и Шри Гуру Чарана Падма и по сей день регулярно поют в храмах ИСККОН и Гаудия Матха.
А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада, будучи духовным наследником Нароттамы даса Тхакура (через Кришнадаса Кавираджу Госвами), часто цитировал молитвы Нароттамы, как делали это и другие ачарьи Гаудия-вайшнавов. «Молитвы Нароттамы даса Тхакура, – говорил Шрила Прабхупада, – это звук, находящийся за гранью материального. Он нисходит непосредственно из духовного мира. Даже необязательно понимать язык этих молитв. Они подобны раскатам грома. Звуки грома слышны всем – их невозможно ни с чем перепутать. Так и полностью духовные молитвы Нароттамы даса Тхакура раздаются, слово гром, в нашем сердце».
Спойте или прочитайте вслух приведенную ниже песню Шрилы Нароттамы даса Тхакура. Если вы будете петь ее, то, пожалуйста, сначала прочитайте вслух перевод. Это поможет вам проникнуться духом данного произведения.
Лаласамайи прартхана
Шрила Нароттама дас Тхакур
‘гауранга’ болите хабе пулака-шарира
‘хари хари’ болите найане ба’бе нира
(1) Когда же мое тело охватит дрожь, как только я начну призывать имя Господа
Гауранги, а при воспевании мантры Харе Кришна из моих глаз польются слезы?
ара кабе нитаи-чандер коруна хоибе
самсара-басана мора кабе туччха ха’бе
(2) Когда же я обрету милость Господа Нитьянанды? Когда по Его милости
очарование мирских удовольствий оставит меня?
вишайа чхарийа кабе шуддха ха’бе мана
кабе хама херабо шри-бридабана
(3) Когда же мой ум полностью очистится, отвергнув мирские страсти? Когда
я достигну Вриндавана-дхамы?
рупа-рагхунатха-паде хоибе акути
кабе хама буджхабо се джугала-пирити
(4) Когда же у меня появится страстное желание следовать по стопам Шри
Рупы и Шри Рагхунатхи? Когда я пойму любовные деяния Божественной Четы?
рупа-рагхунатха-паде раху мора аша
прартхана коройе сада нароттама-даса
(5) Единственное, к чему я стремлюсь, – достичь лотосоподобных стоп Шри
Рупы и Шри Рагхунатхи! Нароттама дас непрестанно возносит им эту молитву!
Прослушайте в течение пяти минут киртан Шрилы Прабхупады. Затем один из лидеров может сам начать киртан. Сосредоточьтесь на святом имени и на умонастроении служения Кришне. Во время киртана ведущий может играть на караталах. Киртан должен продолжаться около 15 минут.
После киртана попросите собравшихся поделиться своими впечатлениями. Насколько медитативным было их состояние? Как сделать киртан лучше? Сравните пение ведущего с записями на диске. Следует ли ведущему что-то улучшить в своем исполнении?
Джапа
Прочитайте вслух следующий отрывок:
Человек, который не верит в слова своего гуру и действует независимо, никогда не получит права повторять святое имя Господа. В Ведах (Шветашватара-упанишад, 6.23) сказано:
йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах
«Только тем великим душам, кто твердо верит в Господа и духовного учителя, само собой раскрывается все ведическое знание».
атах шри-кришна-намади
на бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадау
свайам эва спхуратй адах
«Кришну невозможно постичь грубыми материальными чувствами. Но Он открывает Себя Своим преданным, довольный их трансцендентным любовным служением» (Бхакти-расамрита-синдху, 1.2.234)
Так говорится в ведических писаниях. Человек должен обладать непоколебимой верой в слова духовного учителя и в Верховную Личность Бога. Тогда он естественным образом обретет истинное знание об атме и Параматме и научится различать материю и дух. Эта атма-таттва, духовное знание, раскроется в сердце преданного благодаря тому, что он укрылся под сенью лотосных стоп махаджаны, подобного Махарадже Прахладе.
Веря в слова Своего гуру, Шри Чайтанья Махапрабху положил начало движению санкиртаны, и точно так же в наше время я с верой в слова моего духовного учителя основал Движение сознания Кришны. Он хотел, чтобы я проповедовал, и я поверил в его указание; я попытался исполнить его, и теперь это Движение успешно развивается во всем мире… Шри Чайтанья Махапрабху никогда не нарушал указаний Своего духовного учителя и не прекращал проповедовать санкиртану.
Ч.-ч. Ади 7.95-96, комментарий
Поразмышляйте над наставлениями Шрилы Прабхупады и вашего духовного учителя – как общими, предназначенными для всех, так и личными, если вы получали таковые от своего духовного учителя. Эти наставления позволяют нам обрести беспричинную милость Господа и познать Его с помощью повторения святого имени.
Прочитайте вместе один круг джапы, молясь о том, чтобы ваше служение в Бхакти-Врикше было успешным.
Прочитав круг, преданные могут поделиться своим опытом и мыслями о том, как улучшить качество своей джапы.