Гибель эскадрильи капитана Ляпина.




 

По погодным условиям начать боевые действия 30 августа авиация вновь смогла ближе к середине дня. Удары были нанесены в районе дефиле между озерами Жижицкое и Двинье. Около полудня пятёрка капитана Гвоздева под прикрытием семи МиГ-3 129-го ИАП атаковала скопления войск в лесу восточнее села Спичино, в районе переправы через Жижицу. Летчики сбросили 20 ФАБ-50 и истратили 40 реактивных снарядов, 1600 снарядов ШВАК и 4500 патронов ШКАС. В заявки вошли 10–15 автомобилей, 1–2 орудия и 70–100 солдат и офицеров. После выполнения задания штурмовики встретили и атаковали немецкие пикировщики, которые действовали в том же районе. Капитан Гвоздев и младший лейтенант И.Н. Волошин заявили один сбитый в паре «Юнкерс» Ju 87, но немцы потерю не признают.

Еще один удар нанесла шестерка штурмовиков, которую вёл капитан Пахнин, по дороге Сазоново – Аннино – Пыньки, что западнее дефиле между озёрами Жижицкое и Двинье. На противника было сброшено 24 ФАБ-50, выпущено 45 реактивных снарядов, 1500 снарядов ШВАК и 5000 патронов ШКАС. Летчики записали в свой актив 10 уничтоженных грузовиков, автобус и легковой автомобиль.

Пока все усилия советской авиации были сосредоточены на целях в районе озёр Жижицкое и Двинье, немецкие передовые отряды продвигались севернее и восточнее, в направлении Андреаполя и через район озера Грядецкое к Западной Двине, что вызывало большие опасения советского командования. После возвращения в 12:42 с разведки из района Торопца пары И-16 боевые действия были перенесены в район северо-восточнее и юго-восточнее Торопца и озера Грядецкое. Здесь были задействованы практически все силы авиации, и первую скрипку играли пилоты 215-го ШАП.

После подготовки самолётов капитан Гвоздев возглавил вылет шестёрки Ил-2 для удара по скоплению автотранспорта численностью до 200 автомобилей в лесу севернее Торопца. Штурмовики сбросили на противника 22 ФАБ-50 и выстрелили 45 реактивных снарядов, 2000 снарядов ШВАК и 7000 патронов ШКАС. Лётчики без потерь доложили об уничтожении 50–60 автомашин, 150–200 солдат и офицеров противника, подавлении двух зенитных точек.

Пятёрку капитана Пахнина, которая около 14:00 штурмовала колонны в районе озера Грядецкое на дороге Торопец – Лукьяново, атаковали «Мессершмитты». Согласно докладу вернувшихся, пилоты успели сбросить на противника 24 ФАБ-50 и выпустить 45 реактивных снарядов, 1500 снарядов ШВАК и 5000 патронов ШКАС. В актив пошли 2–3 уничтоженных танка, 25 грузовиков, пять орудий и до 150 солдат и офицеров противника. После выполнения задания на аэродром не возвратился самолёт ведущего, который с очень большой вероятностью был подбит лейтенантом Германом Мюнцертом из 9./JG 53, которому засчитали победу над V-11. К счастью, капитану Пахнину удалось перетянуть на свою территорию: при попытке посадки самолет был разбит, а лётчик получил ранения лица. Патрулирующие в районе звенья 29-го ИАП не смогли оказать помощь ударным машинам — более того, один И-153 стал жертвой лейтенант Герберта Шрамма (Herbert Schramm) из 8./JG 53. Пилоту «Чайки» лейтенанту В.М. Тощеву удалось выпрыгнуть с парашютом.

Последними по колоннам на дороге Торопец – Лукьяново отработали три Ил-2 капитана М.М. Скрыпника, израсходовавшие 12 ФАБ-50, 20 реактивных снарядов, 1000 снарядов ШВАК и 3500 патронов ШКАС. Экипажи посчитали, что было уничтожено 10–15 автомашин и до 70 человек пехоты.

Бомбардировщики 150-го СБАП в течение дня звеньями бомбили колонны на дороге Торопец – озеро Грядецкое, без потерь выполнив 16 боевых вылетов. Всего было сброшено 30 ФАБ-100, 38 ФАБ-50, 168 АО-25, 26 АО-15, 312 АО-10, 240 АО-2,5 и 540 ампул КС. Немного позднее к делу подключились и истребители: в 16:25–17:06 три И-153 и девять И-16 29-го ИАП атаковали колонны на дороге Торопец – озеро Грядецкое. Было сброшено четыре ФАБ-50 и четыре АО-25, пилоты отметили прямые попадания в автомашины, потерь не было.

Ритмичная работа советских авиаторов была вновь нарушена около 18:00. В это время СБ эскадрильи капитана В.С. Ляпина должны были встретиться с истребителями сопровождения из 29-го ИАП, однако последние опоздали, и пять бомбардировщиков отправились для удара по колоннам на дороге в районе озера Грядецкое. К этому моменту над районом патрулировали пилоты 7./JG 53 и 8./JG 53, для которых бомбардировщики без прикрытия стали лёгкой добычей. За пять минут все пять СБ были сбиты, причём унтер-офицер Рудольф Шмидт, обер-фельдфебель Герман Нойхофф (Hermann Neuhoff), лейтенанты Дитрих Кастен (Dietrich Kasten) и Эрнст Нак (Ernst Nack) сделали всего четыре заявки. Подоспевшие к «шапочному разбору» пилоты четырёх И-16 и трёх И-153 увидели удаляющиеся «Мессершмитты» и три падающих горящих СБ в 10–15 км юго-восточнее Торопца.

К концу дня части ВВС Западного фронта выполнили 58 боевых вылетов для ударов по войскам противника: 25 Ил-2, 21 СБ, три И-153 и девять И-16. Потери были весьма чувствительными: пять СБ, по одному Ил-2 и И-153.

Последний день лета.

 

Несмотря на интенсивную работу советской авиации, немецкие соединения упорно двигались на Андреаполь и подходили к Западной Двине. Сдерживали их небольшие по численности части и сборные отряды, поэтому рубеж реки Западная Двина стал для командования Западного фронта неким Рубиконом, который противнику нельзя было позволить перейти, но для противодействия можно было использовать только авиацию. На руку советскому командованию сыграла погода: впервые за неделю утром 31 августа погода была лётная, и самолёты 215-го ШАП и 150-го СБАП выполнили максимальное количество боевых вылетов с начала операции.

Уже около 07:30 пятёрка Ил-2 капитана М.М. Скрыпника под прикрытием шести МиГ-3 129-го ИАП атаковала скопление машин в лесу в районе Павлово – Мещеки – Исаковское. В районе цели пилоты «МиГов» отразили атаку немецких истребителей, но огнём зенитной артиллерии были тяжело повреждены два «Ила». Оставшиеся тройка, сбросив 12 ФАБ-50 и выстрелив 24 реактивных снаряда, 1000 снарядов ШВАК и 2000 патронов ШКАС, претендовала на уничтожение 2–3 танков, 15–18 автомобилей, 100–150 солдат и офицеров противника.

В 08:10 и 08:15 по скоплениям войск вдоль торопецкого тракта в районе Лоховка – Мещеки – Щипково – Павлово отработали восемь СБ 150-го СБАП и восемь Ил-2 под прикрытием солидного эскорта истребителей 180-го и 129-го ИАП — трёх МиГ-3, восьми И-16 и пяти ЛаГГ-3. Экипажи СБ с высоты 2000 метров сбросили 12 ФАБ-100, 20 ФАБ-50, 48 АО-25, 170 АО-10 и 480 ампул КС и заявили о предположительно уничтоженных 15 автомобилях и до 200 человек пехоты. Пилоты штурмовиков сбросили 32 ФАБ-50 и выстрелили 56 реактивных снарядов, 800 снарядов ШВАК и 3000 патронов ШКАС, заявив 10–12 автомобилей и до 150 человек живой силы. Собственных потерь не было.

Через полтора часа самолеты обоих полков были подготовлены к повторному вылету, и в 12:05 очередная восьмёрка СБ под прикрытием трёх МиГ-3 и восьми И-16 высыпала восемь ФАБ-100, 20 ФАБ-50, 72 АО-25, 146 АО-10 и 320 АО-2,5 на скопление войск в том же районе. Все самолёты вернулись на аэродром.

Едва бомбардировщики успели удалиться, около 12:20 к цели у деревни Морожа вышли шесть Ил-2, которые вёл капитан Скрыпник. Прикрытие вновь осуществлялось шестеркой МиГ-3 129-го ИАП, однако буквально за несколько минут до выхода на цель на развороте истребители потеряли своих подопечных. Штурмовики атаковали скопления автотранспорта и артиллерию вермахта, сбросив бомбы и обстреляв цели реактивными снарядами и пулемётно-пушечным огнём. В районе цели «Илы» были обстреляны зенитной артиллерией, а затем атакованы «Мессершмиттами» — увы, в итоге на свой аэродром не вернулся ни один штурмовик.

Согласно немецким данным, шесть побед над V-11 одержали пилоты 9./JG 53. По одной засчитали командиру отряда обер-лейтенанту Францу Гётцу и фельдфебелю Хайнцу Хипперту (Heinz Hippert), а обер-фельдфебелю Вернеру Штумпфу и унтер-офицеру Максу Найрцу — по две. Из советской группы погибли капитан Михаил Маркович Скрыпник, лейтенанты Василий Романович Гончаренко, Николай Степанович Якименко, Василий Евдокимович Мамсиков и Фёдор Владимирович Тамбовцев.

Немецкие асы, едва отпраздновав победу над штурмовиками, уже в следующем вылете получили чувствительный удар. Около 15:00 во время атаки аэродрома Андреаполь из счетверённой зенитно-пулемётной установки красноармеец С.С. Абрамов сбил истребитель самого Эриха Шмидта. Немецкий ас выпрыгнул с парашютом, но после приземления оказал сопротивление и был убит в перестрелке.

Столь тяжёлые потери за один вылет 215-й ШАП понес впервые, но, несмотря на это, во второй половине дня было совершено еще семь боевых вылетов.

В 13:35 четвёрка Ил-2 капитана Мамошина под прикрытием пяти ЛаГГ-3 штурмовала автомобили на дороге Торопец – Андреаполь в районе деревень Данилово, Старина, Заболотье, Туры. Экипажи сбросили 12 ФАБ-50 и 19 реактивных снарядов, доложив об уничтожении 3–4 автомашин. Самолеты имели небольшие повреждения от зенитного огня, а пытавшихся атаковать «Мессершмиттов» отогнали «ЛаГГи».

В 17:00 тройку Ил-2 в сопровождении шести ЛаГГ-3 повёл капитан Гвоздев. «Илы» отбомбились и проштурмовали скопления войск у переправы через Западную Двину, израсходовав 12 ФАБ-50, 21 реактивный снаряд, 800 снарядов ШВАК и 4000 патронов ШКАС. Согласно докладу лётчиков, противник потерял до 200 солдат и офицеров, а также удалось подавить пять зенитных точек.

Не менее слаженно работали бомбардировщики 150-го СБАП: до 16:30 экипажи СБ и Пе-2 выполнили ещё 16 боевых вылетов, сбросив 22 ФАБ-100, 42 ФАБ-50, 132 АО-25, 132 АО-10, 160 АО-2,5 и 720 ампул КС. Огонь зениток был не точен, а попытки атак «Мессершмиттов» отбивались истребителями 180-го ИАП и воздушными стрелками.

Всего же за день авиация Западного фронта выполнила 58 боевых вылетов ударных самолётов (26 Ил-2, 32 СБ и Пе-2). Потери были значительными: погибли шесть Ил-2, ещё две машины получили тяжёлые повреждения.

Итоги операции.

 

К утру 1 сентября погода в районе боевых действий испортилась окончательно, и вплоть до 6 сентября боевые вылеты сторонами не производились. Несмотря на то, что командованию ВВС Западного фронта удалось в последние дни августа улучшить качество разведки, а также усилить интенсивность ударов по наступающим войскам противника, немецкие соединения медленно, но упорно продвигались к Андреаполю и Западной Двине. Ко 2 сентября танкисты 20-й танковой дивизии вышли на подступы к Андреаполю, а пехотинцы 102-й и 256-й пехотных дивизий захватили плацдармы на восточном берегу Западной Двины южнее Андреаполя и севернее города Западная Двина соответственно. Однако на этом наступательный порыв немецких войск был исчерпан. Это произошло по целому ряду причин — как из-за героического сопротивления войск Западного фронта и постоянных ударов советской авиации, так и из-за проблем с горючим, а также тяжелыми погодными условиями. Кроме того, немецкое командование решило использовать танки LVII моторизованного корпуса для окружения войск Северо-Западного фронта и разворачивало ось наступления на Холм. Это позволило войскам правого крыла Западного фронта 3 сентября начать контрнаступление и стабилизировать положение.

Несомненно, остановить несколько немецких дивизий, в том числе две танковые, немногочисленным полкам советской ударной авиации было не под силу. Однако экипажи работали с полным напряжением сил, день за днем обрушивая на головы противника бомбы, снаряды и пули, что, несомненно, повлияло на замедление темпа продвижения немцев на восток, который 28–31 августа составлял не более 10 км в сутки.

Для 215-го ШАП операция стала тяжёлым испытанием. Согласно отчету штаба полка, всего с 22 по 31 августа боевые потери составили 15 Ил-2 и семь лётчиков, особенно ощутимой была потеря шести самолётов и пяти лётчиков в последний день. Только передача обратно в состав полка самолётов 61-го ШАП, прежде «взятых взаймы», а также отремонтированных машин и части личного состава собственно 61-го ШАП, позволила полку продержаться в боеспособном состоянии весь следующий месяц и получить гвардейское звание. По итогам боевых действий в августе–сентябре 1941 года 215-й ШАП первым из полков штурмовой авиации получил звание гвардейского и стал 6-м гвардейским штурмовым авиационным полком.

Со стороны противника хочется отметить эффективные и профессиональные действия лётчиков III./JG 53, которые поочерёдно нанесли тяжёлые потери всем полкам ударной авиации ВВС Западного фронта, сбивая целые группы штурмовиков и бомбардировщиков. 37-й СБАП и эскадрилья капитана Ляпина после таких ударов уже не были способны продолжить работу, а 150-й СБАП смог вернуться к активным боевым действиям только после пополнения матчастью. Советским лётчикам-истребителям 29-го, 180-го и 129-го ИАП нередко удавалось отбивать атаки «Мессершмиттов», однако это практически всегда происходило в условиях численного превосходства советских групп, а при равенстве сил или при малейшем нарушении дисциплины регулярно приводило к трагическим последствиям, как это трижды случалось 27–31 августа.

Для более эффективных действий ВВС Западного фронта требовалось проводить пополнение авиачастей самолетами и экипажами непосредственно на фронте — опыт работы 61-го и 215-го ШАП, 129-го ИАП и 150-го СБАП это полностью подтверждает. Также требовалось срочно увеличивать и количество полков ВВС Западного фронта, что в той ситуации не представлялось возможным — силами одного штурмового и одного бомбардировочного полков остановить продвижение несколько дивизий врага было невозможно…

 

Михаил Тимин.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: