Приоритетный национальный проект «Образование» представляет собой современную и эффективную форму решения в масштабах страны многих острых проблем развития образовательной отрасли. Одна из основных причин этих проблем долгое время заключалась в отсутствии единого, скоординированного по всей вертикали власти механизма финансового и материального обеспечения системы образования России, ориентированного на достижение определенных качественных показателей, характеризующих уровень предоставляемых образовательных услуг и их доступность для граждан.
Национальный проект «Образование» - программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов.
Значение приоритетного национального проекта «Образование» заключается, прежде всего, в комплексности охваченных им плановых мероприятий, детально определяющих технологию взаимодействия субъектов на всех уровнях власти и обеспечивающих реальную консолидацию бюджетных средств, направленную на выполнение проектных мероприятий:
Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб. в месяц в классе наполняемостью 25 человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью - с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.
Поощрение лучших учителей. Ежегодно начиная с 2006 года путем открытых региональных конкурсов на основе общественной экспертизы отбираются 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы. Они получают денежное вознаграждение в размере 100 тыс. руб.
|
Стимулирование общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Ежегодно 3 тыс. школ, отобранных в субъектах Российской Федерации на конкурсной основе, получают государственную поддержку в размере 1 млн. руб. каждая.
Информатизация образования. До конца 2007 года все российский школы, в том числе сельские, не имеющие доступа к сети Интернет, получат качественное подключение к глобальной сети со скоростью не менее 128Кбт/с.
Оснащение российских школ учебным оборудованием. В рамках этого направления в российские школы производится поставка интерактивных аппаратных комплексов, нового учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии и биологии, а также аппаратно-программного комплекса (интерактивные доски). В 2007 году, объявленном Годом русского языка, этот перечень дополнен кабинетами русского языка и литературы.
Поставка школьных автобусов в сельские территории. Для облегчения доставки сельских школьников к местам обучения проводится закупка школьных автобусов за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Поддержка подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в учреждениях начального и среднего профессионального образования. В рамках этого направления в 2007 году на конкурсной основе государственная поддержка будет оказана 76 образовательным учреждениям начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Каждое из учреждений-победителей получит от 20 до 30 млн. руб. из федерального бюджета, в зависимости от объемов софинансирования, которое оно сможет привлечь.
|
Стимулирование учреждений высшего профессионального образования, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На конкурсной основе инновационным вузам предоставляются субсидии из федерального бюджета на закупку лабораторного оборудования, приобретение и разработку программного и методического обеспечения, повышение квалификации. В настоящее время по итогам федеральных конкурсов 2006 и 2007 годов производится государственная поддержка 57 инновационных вузов-победителей.
Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов - комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. В 2006 году путем объединения региональных вузов было начато создание двух новых крупных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах - Сибирского федерального университета и Южного федерального университета. Сверхзадача новых бизнес-школ - подготовка современных управленческих кадров мирового уровня. В рамках этого направления ведется работа по созданию двух бизнес-школ: Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге на базе факультета менеджмента федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" и Московской школы управления "Сколково". С начала 2007 года в школах сформированы попечительские советы, избраны руководители (деканы), прошли выборы в ученый совет Высшей школы менеджмента СПбГУ.
|
Государственная поддержка талантливой молодежи. Ежегодно начиная с 2006 года 1250 молодых людей - победителей международных и всероссийских олимпиад и конкурсов получают индивидуальные премии по 60 тыс. руб., а 4100 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов, а также победителей региональных и межрегиональных олимпиад поощряются премиями в размере 30 тыс. руб.
Организация профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту. В течение 2006-2007 годов в 24 воинских частях организованы учебные центры, в которых проводится эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву. В его рамках военнослужащие во время службы по призыву помимо диплома по военно-учетной специальности образца Министерства обороны РФ смогут также получить дипломы государственного образца о начальном профессиональном образовании. Кроме того, в рамках данного направления в 2007 году за счет средств федерального бюджета будет организовано обучение на подготовительных отделениях вузов 5 тыс. человек, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. В 2007 году на конкурсной основе отобран 21 субъект РФ, который в 2007-2009 годах получит субсидии из федерального бюджета. Эти субсидии будут предназначены для введения новой системы оплаты труда работников образования, целями которой являются повышение доходов учителей, переход на нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений регионов и расширение общественного участия в управлении образованием.30 марта 2007 года на коллегии министерства образования и науки были подведены итоги работы в 2006 году. На реализацию проекта было выделено 29 млрд. руб.
К концу 2006 года были достигнуты следующие основные показатели:
- На дополнительные выплаты классным руководителям было направлено 11,7 млрд. руб. Ежемесячное вознаграждение получали около 900 тыс. педагогических работников.
- 10 тыс. лучших учителей получили поощрения в размере 100 тыс. руб. каждый.
- 3 тыс. инновационных общеобразовательных учреждений получили по 1 млн руб. и реализовали свои годовые программы развития.
- Более 18 тыс. школ были подключены к сети Интернет.
- За счет средств федерального бюджета было закуплено и поступило в российские школы 5113 комплектов учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии и географии, а также интерактивных аппаратных комплексов.
- Федеральным центром было закуплено и поставлено в регионы 1769 сельских школьных автобусов. Не мене 1750 единиц школьного автотранспорта регионы закупили за счет собственных средств.
- 17 вузов - победителей конкурсного отбора получили в общей сложности 5 млрд. руб. и приступили к реализации своих инновационных программ, рассчитанных на 2006-2007 годы.
- Было создано два федеральных университета в Сибирском и Южном федеральных округах и проведена предварительная работа по созданию двух бизнес-школ международного уровня в Санкт-Петербурге и Москве.
- 5350 представителей талантливой молодежи России получили премии из федерального бюджета.
- В трех учебных центрах России начался эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву.
К концу 2007 года:
- Дополнительные выплаты за классное руководство получат не менее 800 тыс. человек, на что в федеральном бюджете предусмотрено 11,7 млрд. руб.
- 10 тыс. лучших учителей - победителей конкурса 2007 года получат государственную поддержку в размере 100 тыс. руб.
- 3 тыс. общеобразовательных учреждений на реализацию их инновационных программ будет перечислено по 1 млн. руб.
- Все российские школы, в том числе сельские, будут подключены к сети Интернет.
- За счет средств федерального бюджета для общеобразовательных учреждений России будет закуплено не менее 9100 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования для кабинетов физики, химии, географии, биологии, русского языка и литературы, а также интерактивных аппаратных комплексов.
- За счет средств федерального и региональных бюджетов будет закуплено не менее 3500 автобусов для сельских школ.
- На конкурсной основе государственную поддержку получат 76 учреждений начального и среднего профессионального образования.
- 17 вузов получат 5 млрд. руб. и завершат свои программы развития, начатые в 2006 году. 40 инновационных вузов - победителей конкурса 2007 года получат в общей сложности 10 млрд. руб. и приступят к реализации своих инновационных программ, рассчитанных на 2007-2008 годы.
- Будет осуществлен первый набор студентов в Сибирский и Южный федеральные университеты, а также набор первых слушателей в Высшую школу менеджмента в Санкт-Петербурге.
- Не менее 5350 представителей талантливой молодежи России получат премии.
- В 21 учебном центре России начнется, а в трех центрах продолжится эксперимент по расширению возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими службу по призыву.
- Будет организовано обучение на подготовительных отделениях вузов 5 тыс. человек, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
- Будет на конкурсной основе оказана поддержка 21 субъекту РФ, внедряющему комплексные проекты модернизации образования, рассчитанные на 2007-2009 годы. Субъекты - победители конкурса получат средства федерального бюджета в объеме 4 млрд. 54,7 млн. руб., необходимые им в 2007 году, и приступят к реализации своих проектов.
Успешная реализация национального проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос. Вместе с тем, если инструменты маркетинга уже достаточно продолжительное время применяются в бизнесе, экономике, рекламе, то образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления используются в недостаточной степени. Однако проблема актуальности применения маркетинга в области образования вызывает огромный интерес.
Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов и их предложение различными образовательными учреждениями.
Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке.
Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:
создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;
финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;
применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом;
лицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услуг;
информационное обеспечение образовательных учреждений и др.
Система образования за рубежом сильна традициями преподавания дисциплин, связанных с высокими технологиями и компьютерами. Преимуществом является тот факт, что обучение проводится на английском языке, а также студенты без труда изучают второй иностранный язык. Выпускник зарубежного ВУЗа становится очень конкурентным на рынке труда. Национальный проект «Образование» - программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов.
Для осуществления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных учреждений из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства из расчета 1 тыс. руб. в месяц. А также производилось поощрение лучших учителей. Многие школы подключены к сети Интернет, а также оснащены учебным оборудованием.
Национальный проект «Образование» включает в себя много аспектов и его успешная реализация позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества.