Здесь различают короткий период (при данном оборудовании)и длинный период (при меняющемся оборудовании).
1) В коротком периоде цена в масштабах отрасли образуется в точке пересечения кривой предложения и кривойспроса на уровне отрасли (рис. 1 а).
Эта единая цена, что со всей очевидностью вытекает из атомиза ции рынка, его прозрачности и однородности продукции. Нет никаких причин, по которым продавцы согласились бы с болеенизкой, а покупатель - с более высокой ценой.
Рисунок 1
а) b) Cm
P D P CMT
O’
P P D
D’
O
0
Q Q Q1 Q
Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей. Отдельный производитель должен приспосабливаться к этой пене и ее изменениям, которые отражают требования и нужды потребителей.
Потребители, которые согласились бы платить за товар более высокую пену, продавцы, которые согласились бы продавать по более низкой цене, получают ренту (или дополнительный доход) потребителя или продавца.
Рыночная цена - это равновесная пена. Если бы пена была более высокой, то превышение предложения над спросом привело бы ее к равновесию; если бы цена была более низкой, то превышение спроса вновь восстановило бы равновесие.
Отдельный производитель считает, что спрос, адресованный его фирме, бесконечно эластичен при рыночной пене; кривая средней выручки фирмы, таким образом, параллельна оси X. Это означает, что вся продукция может быть продана свободно и автоматически по цене, установившейся на рынке. Перед отдельной фирмой не встает проблема сбыта, коль скоро она ориентируется на рыночную цену.
В этих условиях фирма, стремящаяся максимально увеличить свою прибыль, будет расширять производство вплоть до момента, когда издержки на выпуск добавочной продукции (предельные издержки) сравняются с рыночной ценой, которая является средней выручкой. Но эта выручка равна предельной выручке: дополнительные продажи осуществляются по такой же цене, как и первоначальные, и выручка от продажи дополнительной единицы продукции равна единой цене на рынке. Поскольку средняя выручка постоянна, предельная выручка также будет постоянной и равной средней выручке.
|
В условиях совершенной конкуренции правило максимизации прибыли может быть выражено таким образом: предельные издержки = предельной выручке = рыночной цене.
Когда цена выше общих средних издержек, фирма получает в течение короткого периода анормальную прибыль.
Равновесие будет достигнуто, когда кривая средней выручки (или спроса) будет касательной по отношению к кривой общих средних издержек в точке пересечения линии предельных издержек и линии общих средних издержек. На рис. 1Ь продукция в условиях равновесия спроса и предложения будет выражена величиной OQ1. Следовательно, в этом случае: предельные издержки = рыночной иене = общим средним издержкам.
Фирма получает лишь нормальные прибыли, то есть ровно столько, чтобы иметь стимул оставаться в данной отрасли.
В масштабах отрасли отдельные производители по различным причинам несут различные издержки. Пусть у трех фирм кривые общих средних издержек будут СМТ1, СМТ2, СМТ3 (рис. 2). Фирма (3) сможет продавать на рынке лишь до тех пор, пока рыночная цена не будет ниже Р3: эта фирма будет маржинальной фирмой в данной отрасли. В течение короткого периода какая-то фирма может функционировать, неся убытки тогда, когда рыночная цена ниже ее общих средних издержек, при условии, что она откажется от покрытия части своих постоянных издержек. Но такое положение не может продолжаться в течение длительного периода.
|
Рисунок 2
P3
P2
P1
(1) (2) (3)
2) Поскольку доступ в данную отрасль не ограничен и производственные факторы мобильны, то в течение длительного периода фирмы могут вступать в отрасль или выходить из неё до тех пор, пока не установится полное равновесие, характеризуемое двумя обстоятельствами:
а) У всех фирм одинаковы предельные издержки и предельная выручка (равная рыночной цене).
б) Больше не возникает стремления к проникновению в отрасль или выходу из нее, ибо все фирмы получают "нормальную прибыль" и функционируют на уровне показателя минимальной точки на линии их общих средних издержек. Эта ситуация подразумевает, об этом надо напомнить, что производственные факторы однородны и предприниматели добиваются одинаковой степени эффективности. Подобные гипотезы весьма трудно осуществить или проверить на практике. Поскольку предприниматели и производственные факторы отнюдь не являются однородными, легко представить себе, что некоторые фирмы получают сверх нормальные прибыли, в то время как маржинальные фирмы получают лишь нормальные.
Равновесие рынка
|