V. Критика модели совершенной конкуренции




"Человек не может жить без экономической теологии, - писал Дж. К. Гэлбрайт - и в этом смысле конкурентная модель представ­ляла немало достоинств". Действительно, она давала возможность для поиска удовлетворительного решения проблемы эффективности и проблемы экономической власти.

В условиях неограниченной конкуренции экономика функционирует с максимально возможной эффективностью. Ни один произво­дитель не может получить доход путем увеличения цен, а только посредством сокращения своих издержек производства. Свободный доступ туда, где имеются ненормальные прибыли, позволяет расширять производство и снижать цены. Всякое изменение желаний пот­ребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производст­ва, которые, таким образом, привлекаются в одни, отраслиили устра­няются из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства: последние подвижны и перемещаютсяиз сфер производства, от которых отворачивается потребитель, к тем сферам, куда устремляется спрос. Конкуренция тех, кто ищет факторы производства, влечет за собой установление уровня процентной став­ки, благоприятного для тех, кто стремится к сбережениям. Высокий процент поощряет сбережения за счет текущего потребления. Таким образом, высвобождаются средства для инвестиций.

В условиях совершенной конкуренции удовлетворительно ре­шается проблема экономической власти. Ни одна экономическая единица не располагает достаточным влиянием, чтобы воздейство­вать на рынок и цены. Нет господства частной экономической власти и злоупотребления ею. Из этого следует, что становится ненужной государственная власть, служащая ограничению или рег­ламентации частной экономической власти. Поскольку без государ­ственного содействия достигнут максимум эффективности экономи­ческой системы, очевидно, что любое вмешательство правительст­ва повредило бы такой эффективности. По удачному выражению Гэлбрейта - «в государстве благоденствия нет необходимости в минис­терстве благоденствия».

Достоинства модели совершенной конкуренции были таковы, что она все менее соответствовала действительности, и становилась скорее описанием идеального общества; такие теоретики, как Энрико Бароне (Enrico Barone) и Оскар Ланге (Oscar Lange), даже считали ее целью социалистического общества.

Вследствие критики, развернувшейся в последние годы, сегодня используется лишь нормативный аспект этой модели.

Такое критическое отношение стало следствием не только сопо­ставления ее с фактами, но и пересмотра понятия конкуренции и ее форм.

А) Факты показывают, что если модель неограниченной кон­куренции и могла в целом подходить к структуре экономики XIX века, которая характеризовалась капитализмом с мелкими произ­водственными единицами, то она не годится для такой экономики, где в большинстве отраслей хозяйственная деятельность осуществ­ляется незначительным количеством фирм. Классическая конкурен­ция между многочисленными мелкими фирмами уступила место "конкуренции в узком кругу".

Изучение концентрации экономики наносит удары по понятию атомизации рынка.

Исследования, касающиеся рекламы и ее развития в современ­ных условиях, показывают, что для нынешней экономической жиз­ни характерно скорее разнообразие, чем однородность выпускаемой продукции. Таким образом, второе условие совершенной конкурен­ции полностью отпадает.

Что касается свободного доступа в сферу той или иной отрасли экономики, то достаточно перечислить необходимые для этого условия, чтобы представить себе все ограничения, с которыми приходится сталкиваться в реальной экономической жизни:

- прежде всего, требуется, чтобы инвестиции, необходимые для утверждения в отрасли, были незначительными и вступающие в нее фирмы могли найти достаточные средства;

- нужно затем, чтобы рост производства в отрасли в результате появления новичков не оказал заметного влияния на цены и не отпугнул бы их, вызвав опасение изменить существующий уровень цен;

- все потенциальные новички должны иметь свободный дос­туп к производственным факторам, которые не находятся в руках или под контролем существующих уже фирм-монополистов;

- не должно существовать никаких искусственных препятствий для вступления в данную отрасль;

- новички должны производить товары, идентичные тем, которые поставляются существующими фирмами.

Потребности фирм в основном капитале, осуществление инвести­ций "блоками", стратегия крупных фирм в их отношениях с банками, преимущества, связанные с наличием товарного знака или использо­ванием тех или иных технологий - все это факторы, которые могут в огромном числе случаев сделать свободу доступа в отрасль иллю­зорной.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: